Ростехнадзор на объектах капитального строительства
Титаренко Елена Васильевна
государственный инспектор Удмуртского территориального отдела по надзору за общепромышленной безопасностью Западно-Уральского управления Ростехнадзора
Номер журнала:
Рубрика:
В настоящее время Западно-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет государственный строительный надзор за строительством объектов капитального строительства, таких как:
- объекты авиационной инфраструктуры;
- объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
- опасные производственные объекты;
- автомобильные дороги федерального значения.
В 2010-2011 гг. проведено 114 проверок поднадзорных объектов. В результате проведенных надзорных мероприятий выявлено 712 нарушений требований нормативных правовых актов и проектной документации. По итогам контрольно-надзорных мероприятий было возбуждено и рассмотрено 36 дел об административных правонарушениях в области строительства.
Главной стратегической целью деятельности государственного строительного надзора является обеспечение оценки соответствия объектов капитального строительства и соблюдения организационного правового порядка при их возведении установленным требованиям путем применения мер, направленных на недопущение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в строительстве. Для достижения главной стратегической цели, в соответствии с полномочиями государственного строительного надзора по исполнению контрольных и надзорных функций, определены следующие задачи:
- предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов и проектной документации (постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» с изменениями от 16 февраля 2008 г., 10 марта 2009 г.);
- порядок и процедура исполнения задачи определены административным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах (приказ Минприроды России 21.01.09 г. № 13148, зарегистрирован в Минюсте России 21.01.09 г.).
Выполнение основных задач и показателей осуществляется за счет следующих мероприятий и инструментов:
- проведение проверок соответствия выполняемых работ на поднадзорных объектах по соблюдению технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной и рабочей документаций;
- проведение итоговых проверок и выдача заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации;
- осуществление административного и исполнительного производства;
- планирование и мониторинг показателей эффективности работы инспекторов государственного строительного надзора;
- организация профессиональной подготовки и повышения квалификации инспекторов государственного строительного надзора.
Задачи 2011 г. – решение взаимосвязанных вопросов актуализации требований по безопасности, содержащихся в правилах, за соблюдением которых ведет Ростехнадзор, а также ранжирования нарушений данных требований по степени угрозы людям и окружающей среде; создание методологии надзора.
Законодательные инициативы
С начала 2007 г., без увеличения штатной численности, полномочия должностных лиц, осуществляющих государственный строительный надзор, были дополнены функциями, определенными Федеральным законом от 18.12.2006 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». С введением в действие этого федерального закона в рамках государственного строительного надзора стал осуществляться государственный пожарный, санитарно-эпидемиологический надзоры, экологический контроль, контроль и надзор в области охраны труда, государственный строительный надзор за строительством гидротехнических сооружений, автомобильных дорог и объектов на водных путях. Ранее перечисленные функции и полномочия осуществлялись соответствующими федеральными или республиканскими ведомствами.
Дополнительно в 2007 г. руководящими документами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору был сформирован и детализирован порядок и процедура осуществления государственного строительного надзора, а также выдача заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации и ряд других обязательных требований.
Контрольно-надзорные мероприятия
На данный момент в реестре государственного строительного надзора зарегистрировано 106 объектов капитального строительства, подлежащих государственному строительному надзору в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В 2010-2011 гг. было проведено 59 итоговых проверок и выданы заключения о соответствии объектов капитального строительства нормативным требованиям.
Основными нарушениями, выявленными в ходе проверок, являются:
- низкий уровень технологической дисциплины участников строительного процесса, не соответствующий степени развития современных производств;
- отсутствие порядка осуществления строительного контроля и порядка внесения изменений в проектную документацию, которые установлены федеральным органом исполнительной власти;
- низкий уровень материально-технического обеспечения и информатизации.
В 2010-2011 гг. проведено 114 проверок поднадзорных объектов. В результате проведенных надзорных мероприятий выявлено 712 нарушений требований нормативных правовых актов и проектной документации. По итогам контрольно-надзорных мероприятий было возбуждено и рассмотрено 36 дел об административных правонарушениях в области строительства. По результатам рассмотрения административных дел на виновных (юридических и физических) лиц наложены административные наказания в виде штрафов на общую сумму 760,0 тыс. рублей.
Главной стратегической целью деятельности государственного строительного надзора является обеспечение оценки соответствия объектов капитального строительства и соблюдения организационного правового порядка при их возведении установленным требованиям путем применения мер, направленных на недопущение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в строительстве.
Характерные нарушения
Большинство выявленных нарушений квалифицировано по ч. 1 ст. 9.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая предусматривает ответственность за нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий).
Характерные нарушения:
- строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства без разрешения на строительство в случае, если для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешений на строительство (ч. 1 ст. 9.5 КоАП РФ);
- нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора органы исполнительной власти РФ и субъекта РФ извещения о начале строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства или неуведомление о сроках завершения работ, которые подлежат проверке (ч. 2 ст. 9.5 КоАП РФ);
- эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию ( ч. 5 ст. 9.5 КоАП РФ).
В 2010-2011 гг. осуществляется контроль за соблюдением требований безопасности при строительстве объектов по уничтожению химического оружия в рамках работы по реализации Президентской федеральной целевой программы «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации» в п. Кизнер. Кроме того, в Ростехнадзоре развернута работа по реализации дополнительных полномочий, возложенных Правительством Российской Федерации, по ведению государственного реестра саморегулируемых организаций в области строительства, а также по контролю (надзору) за их деятельностью.
Ростехнадзор осуществляет государственный строительный надзор за строительством дорог федерального значения.
Главные задачи
Важнейшие задачи 2011 г. – решение взаимосвязанных вопросов актуализации требований по безопасности, содержащихся в правилах, за соблюдением которых ведет Ростехнадзор, а также ранжирования нарушений данных требований по степени угрозы людям и окружающей среде; создание методологии надзора, обеспечивающей адекватность форм и методов надзора риску причинения вреда жизни и здоровью граждан, имуществу или окружающей среде. Целесообразно определить предельные параметры объектов и возможных уровней их воздействия на человека и окружающую среду, ниже которых государственный надзор и контроль федерального уровня не должен осуществляться.