Росприроднадзор разъясняет вопросы согласования порядка производственного контроля
КИРИЛЛОВ Владимир Владимирович
руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
Номер журнала:
Рубрика:
В соответствии с Положением о Росприроднадзоре, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 400, Росприроднадзор согласовывает порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, определяемый юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому контролю (далее — порядок производственного контроля).
В настоящее время не существует Положения по содержанию, структуре порядка производственного контроля, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации либо Приказом Минприроды России, поэтому законодательно требования к содержанию порядка производственного контроля отсутствуют. Вместе с этим содержание порядка производственного контроля определяется в соответствии с требованиями, установленными природоохранным законодательством Российской Федерации, к деятельности в области обращения с отходами с учетом особенностей и условий осуществляемой юридическими лицами деятельности в области обращения с отходами.
Росприроднадзор может рекомендовать структуру порядка производственного контроля. Главой III Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены общие требования к обращению с выбросами. В связи с этим структура порядка производственного контроля может выглядеть следующим образом:
- общие положения (нормативные правовые документы и акты, в соответствии с требованиями которых разработан порядок производственного контроля);
- цели и задачи порядка производственного контроля;
- общие сведения о предприятии с указанием наименования юридического лица, вида деятельности, юридического и фактического адреса, должностных лиц или организационной структуры, ответственных или организующих производственный контроль в области обращения с отходами и охраны окружающей среды;
- данные об организационной структуре юридического лица;
- данные о должностных лицах, ответственных за охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, за допуск работников к работе с отходами;
- объекты производственного контроля в области обращения с отходами и их характеристики;
- состав производственного контроля;
- контроль соблюдения требований законодательства за деятельностью в области обращения с отходами с указанием обязанностей и функций должностных лиц хозяйствующего субъекта в области охраны окружающей среды;
- контроль лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности;
- привлечение сторонних аккредитованных организаций к осуществлению производственного контроля в области обращения с отходами;
- ответственность за ненадлежащую организацию производственного контроля и несоблюдение требований в области охраны окружающей среды.
В настоящее время не существует Положения по содержанию, структуре порядка производственного контроля, утвержденного Постановлением Правительства РФ, либо Приказом Минприроды России. Вместе с этим содержание порядка производственного контроля определяется согласно требованиям, установленным природоохранным законодательством РФ к деятельности в области обращения с отходами с учетом особенностей деятельности юридических лиц в области обращения с отходами. Росприроднадзор может рекомендовать примерную структуру порядка производственного контроля.
Порядок производственного контроля должен быть единым для всех подразделений юридического лица. Вместе с этим можно разработать порядки производственного контроля для отдельных подразделений и согласовывать их отдельно.
По процедуре согласования порядка Росприроднадзор сообщает следующее. До выхода Административного регламента по предоставлению госуслуги по согласованию порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами, определяемого юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, по объектам, подлежащим федеральному государственному экологическому надзору (размещен на официальном интернет-сайте Росприроднадзора), срок рассмотрения порядка производственного контроля составляет 30 дней со дня регистрации заявления юридического лица о согласовании порядка.
Порядок производственного контроля представляется юридическими лицами в двух экземплярах на бумажном носителе, а также на магнитном носителе на согласование в Росприроднадзор, если юридическое лицо осуществляет деятельность в области обращения с отходами на территории более одного федерального округа, в Департаменты Росприроднадзора, если деятельность в области обращения с отходами ведется на территории нескольких субъектов в пределах одного федерального округа, и в Управления Росприроднадзора, если деятельность ведется на территории одного субъекта РФ. Результат госуслуги — письмо о согласовании порядка производственного контроля либо предоставление мотивированного отказа в его согласовании. Кроме того, учитывая, что порядком производственного контроля определяется только его процедура, включая последовательность действий при его осуществлении, требовать в качестве приложений к нему каких-либо документов, в том числе лицензий (разрешений), выданных Росприроднадзором, лимитов на размещение отходов, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, отчетной документации, расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду, не допускается.