Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Риск-ориентированный подход в государственном пожарном надзоре

 
Сабитов Павел Юрьевич, государственный инспектор Республики Башкортостан по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан

Сабитов Павел Юрьевич
государственный инспектор Республики Башкортостан по пожарному надзору Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан

Номер журнала: 

Рубрика: 

Новый подход направлен на активное использование методов оценки рисков для снижения общей административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности, что позволит повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности. 

Классы опасности 
Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности объектов к определенной категории риска либо определенному классу опасности.
Отнесение к определенному классу опасности осуществляется органом государственного контроля с учетом тяжести потенциальных негативных последствий вследствие несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований в соответствии с правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 г. № 806.
В области пожарной безопасности отнесение к определенному классу опасности осуществляется исходя из класса потенциальной опасности объектов, вида экономической деятельности, а также степени возможной угрозы жизни, здоровью людей и риска причинения вреда чужому имуществу с учетом тяжести потенциальных негативных последствий вследствие несоблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований пожарной безопасности.

Планирование проверок
Планирование проверок в области пожарной безопасности в зависимости от категории, характеризующей степень риска объектов защиты и территорий, будет составлять от одного раза в три года для объектов I категории (высокая степень риска) до одного раза в 10 лет для объектов IV категории (умеренная степень риска). Для объектов самой безопасной V категории (низкая степень риска) плановые проверки не планируются.
Вместе с тем, в соответствии с требованиями вышеуказанных правил, в случаях: 
- проведения пожарного аудита объекта защиты с выводом о  невыполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности;
- наличия сведений о происшедшем на объекте защиты пожаре в течение последних пять лет;
- наличия вступившего в законную силу постановления суда о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя на объекте защиты в течение последних трех лет, такие объекты защиты, подлежащие отнесению к категории среднего, умеренного и низкого риска, подлежат отнесению к категории значительного, среднего и умеренного риска соответственно.
В тоже время правилами предусмотрено увеличение периодичности проверок путем перехода объектов защиты различных категорий риска из одной категории в другую — менее значимую по степени опасности.
Условиями такого перехода могут являться такие факторы как:
- создание в установленном порядке подразделения пожарной охраны для защиты соответствующих объектов (за исключением добровольных пожарных формирований);
- наличие в структуре юридического лица и у индивидуального предпринимателя, которые используют объект защиты, подразделения, занимающегося вопросами пожарной профилактики, кадровый состав которого имеет специальное пожарно-техническое образование и стаж работы в системе государственного пожарного надзора или тушения пожаров не менее пяти лет;
- проведение пожарного аудита объекта защиты с выводом о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям пожарной безопасности;
- отсутствие при последней плановой проверке нарушений требований пожарной безопасности.

Пожарный аудит
Так, например, если собственник офисного здания высотой 28 метров и более провел на объекте независимую оценку пожарного риска, по результатам которой сделан вывод о выполнении условий соответствия указанного объекта требованиям безопасности, указанный объект защиты следует вместо значительной категории риска относить к средней. Периодичность плановой проверки в таком случае составит не один раз в четыре года, а один раз в семь лет.
Независимая оценка пожарного риска, в соответствии со ст. 144 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» является одной из форм оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности и в последнее время МЧС России активно внедряется, а представителями бизнес-сообществ всё более часто применяется, с целью снижения количества проверок.
Заключения о независимой оценке пожарного риска, имеющие вывод о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, в установленном порядке учитываются при планировании или проведении проверок объектов защиты по соблюдению требований пожарной безопасности.

«Надзорные каникулы» 
В соответствии со ст. 26.1 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей...» в целях создания благоприятной среды для малого бизнеса в 2016-2018 гг. предусмотрены «надзорные каникулы», в соответствии с которыми субъекты малого предпринимательства не включаются в ежегодные планы проведения плановых проверок. При этом, если юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, относящиеся к малому предпринимательству, обнаружили себя в плане проведения плановых проверок, они вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об исключении их из указанного плана. Если проверка уже началась, то, в случае предоставления документов, подтверждающих отнесение к субъектам малого предпринимательства, она прекращается.
Кроме того, согласно приказу МЧС России от 12.09.2016 г. № 492, исключается проведение внеплановых выездных проверок по контролю исполнения ранее выданных предписаний об устранении субъектами малого и среднего предпринимательства нарушений, не связанных с наличием угрозы жизни и здоровью людей.
Вместе с тем, при поступлении жалоб и обращений, в которых содержатся сведения о наличии угрозы жизни и здоровью людей на объектах защиты, эксплуатирующихся субъектами малого и среднего предпринимательства, соответствующие внеплановые выездные проверки проводятся по согласованию с органами прокуратуры и с участием представителей Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».
В результате внедрения нового подхода и установления «надзорных каникул» в МЧС России уже сегодня существенно сократило свое «присутствие» на объектах защиты и прежде всего в предпринимательском секторе.
Также, в соответствии с положениями Федерального закона от 
31.12.2014 г.  № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предусмотрено возможность назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа.
Кроме того, в соответствии с положениями Федерального закона от 03.07.2016 г. № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» для субъектов малого и среднего предпринимательства, за впервые совершенное административное правонарушение при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также при отсутствии имущественного ущерба, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.
Вместе с тем, МЧС России внесены предложения, направленные на снижение административной нагрузки на хозяйствующие субъекты, в части отмены ряда составов Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наряду с этим, для снятия избыточных технических ограничений из Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» исключаются жесткие фиксированные требования и переводятся в статус положений добровольного применения. Тем самым расширяются возможности собственника в полном объеме рисковать принадлежащим ему имуществом при безусловном обеспечении безопасности жизни и здоровья людей.
Вносимыми изменениями увеличивается перечень объектов защиты, собственник которых в добровольном порядке может подавать декларацию пожарной безопасности. Надзорные мероприятия на таких объектах планироваться не будут.
Такой законопроект уже разработан и внесен на рассмотрение.

Подводя итог
Сегодняшняя процедура надзора в МЧС России существенно изменена. Созданы реальные условия для развития и внедрения негосударственных форм подтверждения соответствия объектов требованиям безопасности.
При планировании проверок, с учетом категорий риска, основное внимание сосредоточено на вопросах обеспечения безопасности объектов социальной защиты населения, здравоохранения, образования, объектов критически важных для национальной безопасности страны, культурного наследия, объектов жизнеобеспечения, в том числе энергетических объектов.
Обеспечено перераспределение усилий подразделений надзорной деятельности на профилактическую работу, связанную с предупреждением правонарушений, проведением инструктажей, обучением и формированием практических навыков безопасного поведения в случае чрезвычайных ситуаций и пожаров.
Таким образом, деятельность МЧС России, направленная на совершенствование законодательства о контрольно-надзорной деятельности МЧС России, в том числе в части введения риск-ориентированного подхода, а также принимаемые Главным управлением меры, гарантируют решение поставленных задач, что позволит, с одной стороны, обеспечить требуемый уровень защищенности граждан Российской Федерации, а с другой — не только снизит административную нагрузку на малый и средний бизнес, но и будет способствовать развитию экономики в целом.

Проверочные листы в государственном пожарном надзоре

Постановлением  Правительства РФ от 29.06.2017 г. № 774 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре» закрепляется обязательное использование проверочных листов при федеральном государственном пожарном надзоре за всеми объектами защиты, используемыми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Устанавливается, что с 01.10.2017 г. проверочные листы должны применяться при плановых проверках объектов защиты (отдельно стоящих зданий), относящихся к категории умеренного риска классов функциональной пожарной опасности Ф1.3 (многоквартирные жилые дома), Ф3.1 (здания организаций торговли) и Ф3.2 (здания организаций общественного питания), а с 01.07.2018 г. — при проведении плановых проверок всех используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями объектов защиты.
Проверочные листы должны включать перечни вопросов, затрагивающих предъявляемые к юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю обязательные требования, соблюдение которых наиболее значимо с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов России, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом предусматривается ограничение предмета плановой проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей перечнем вопросов, включенных в проверочные листы.

Все статьи рубрики