Рекомендации Росприроднадзора по предупреждению нарушений природоохранного законодательства
ЩЕКУРИН Эдуард Александрович
руководитель Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл
Номер журнала:
Рубрика:
Несмотря на то, что опции для управления деятельностью водоканалов нарастают, проблемы, касающиеся водоснабжения и водоотведения, не получают своего концептуального решения. Проверки, осуществляемые Управлением Росприроднадзора по Республике Марий Эл, говорят о том, что предприятия нацелены на устранение проблемных тенденций, однако механизмы, позволяющие это сделать, довольно ослаблены.
Государственными инспекторами Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл в III квартале текущего года проведено 29 внеплановых проверок, 28 из них — по проверкам исполнения выданных ранее предписаний.
Также Управлением проведена плановая комплексная проверка одного из водоканалов — по вопросам соблюдения законодательства об охране окружающей среды. В ходе этих мероприятий инспекторами отдела геологического надзора и охраны недр выявлено нарушение лицензионных условий. Должностное лицо предприятия наказано на сумму 30 000 руб. по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Установлено, что в 2012 году предприятием не проводились анализы на качество сбрасываемых сточных вод методом биотестирования рек Печуморка и Б.Ошла. Качество сбрасываемых сточных вод не соответствует установленным нормативам. За данное нарушение юридическое лицо оштрафовано на сумму 81 000 рублей по ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ. Предприятию выданы предписания об устранении выявленных нарушений.
Сегодня, говоря о проблемах в работе водоканалов, специалисты Управления Росприроднадзора по Республике Марий Эл в целом дают рекомендации по предупреждению и устранению наиболее типичных нарушений природоохранного законодательства.
Рекомендации в области водопользования. Согласно Водному кодексу РФ от 3 июня 2006 года № 74-ФЗ, ширина водоохранной зоны рек устанавливается от их истока протяженностью:
1) до 10 километров — в размере 50 метров;
2) от 10 до 50 километров — в размере 100 метров;
3) от 50 километров и более — в размере 200 метров.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет 30 метров для обратного или нулевого уклона, 40 метров для уклона до трех градусов и 50 метров для уклона три и более градуса.
В соответствии с требованиями ч.15 ст. 65 Водного кодекса РФ, в границах водоохранных зон запрещается:
1. Использование сточных вод для удобрения почв.
2. Размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов.
3. Осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений.
4. Движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.
За нарушения, допущенные в водоохранных зонах водных объектов, предусмотрена административная ответственность согласно ст. 8.12, ч.1, 2, 4 ст. 8.13, ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ.
Рекомендации в части платы за негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии со ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса РФ 20 % от платы за негативное воздействие на окружающую среду отчисляются в федеральный бюджет РФ, 40 % — остается в бюджете муниципального образования, 40 % — в бюджете Республики Марий Эл. Данные средства используются на финансирование экологических программ и мероприятий, обеспечение экологической безопасности государства, области и муниципальных районов.
Проведенный Управлением анализ по плате за негативное воздействие на окружающую среду свидетельствует о том, что малая часть природопользователей действует в рамках природоохранного законодательства. За несвоевременное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена административная ответственность по ст. 8.41 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц — от трех до шести тысяч рублей;
- на юридических лиц — от 50 до 100 тысяч рублей.
В случае непредставления или несвоевременного представления в государственный орган сведений (расчета платы НВОС), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии со ст. 19.7 КоАП РФ в виде предупреждения или наложения административного штрафа:
- на должностных лиц — от 300 до 500 рублей;
- на юридических лиц — от трех до пяти тысяч рублей.
В целях предупреждения и устранения указанных выше нарушений природоохранного законодательства, учитывая выгоду для бюджетов органов местного самоуправления, предлагаем проведение следующих мероприятий:
- доводить до природопользователей муниципального образования информацию о природоохранном законодательстве в части платы НВОС, размещая ее на официальном сайте муниципального района и на информационных стендах, с указанием ссылки на официальный сайт Управления, где имеется дополнительная информация по вопросам платы (данные по регистрации природопользователя, макет ввода расчета, платежные реквизиты по плате НВОС и иные сведения по внесению платы);
- осуществлять работу с природопользователями по привлечению как можно большего количества плательщиков (индивидуальных предпринимателей, субъектов малого и среднего предпринимательства), с целью увеличения доходной части всех уровней бюджета, в том числе бюджета муниципального образования, подчеркнуть необходимость их постановки на учет в качестве плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду.