Государственная экологическая экспертиза: основные требования
ЮШИН Евгений Васильевич
первый заместитель министра природных ресурсов и экологии Чувашской Республики
Номер журнала:
Рубрика:
Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. На территории Чувашской Республики (ЧР) государственную экологическую экспертизу федерального уровня проводит Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ЧР, а государственную экологическую экспертизу регионального уровня — Министерство природных ресурсов и экологии ЧР.
Основными требованиями в области экологической экспертизы являются:
- обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы (ГЭЭ);
- комплексность оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
- обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
- достоверность и полнота информации, представляемой на экологическую экспертизу;
- независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
- научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы;
- гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;
- ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы;
- представление на экологическую экспертизу документации в соответствии с требованиями ст. 11, 12, 14 и 21 Федерального закона (ФЗ) от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее — Федеральный закон), в том числе на повторное проведение государственной экологической экспертизы в соответствии с п. 8 ст. 14 Федерального закона;
- платность проведения ГЭЭ;
- осуществление намечаемой хозяйственной и иной деятельности в соответствии с документацией, получившей положительное заключение ГЭЭ.
Обзор основных нарушений
В 2013 году Министерством природных ресурсов и экологии ЧР организована и проведена государственная экологическая экспертиза четырех объектов регионального уровня, это:
- материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения;
- материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
- проект нормативно-технического документа в области охраны окружающей среды, утверждаемый органом государственной власти субъекта РФ;
- проектная документация объекта, строительство и реконструкцию которого предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения.
По вышеуказанным объектам государственной экологической экспертизы экспертной комиссией подготовлено три положительных заключения ГЭЭ и одно заключение экологической экспертизы, согласно которому данный объект отправлен на доработку по замечаниям и предложениям экспертной комиссии ГЭЭ.
Основными нарушениями в указанной области являются:
- некомплектность материалов, представленных на государственную экологическую экспертизу регионального уровня;
- непредставление в установленный срок запрашиваемых материалов, необходимых для проведения ГЭЭ регионального уровня.
Важность государственной экологической экспертизы определяется тем, что реализация объекта, подлежащего экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещается.
Санкции и штрафы, предусмотренные за несоблюдение требований нормативной базы
Административная ответственность является правовым инструментом, юридическим средством обеспечения соблюдения законодательства об экологической экспертизе, и выражается в форме обязанности физического или юридического лица, нарушившего законодательство об экологической экспертизе, претерпевать неблагоприятные последствия в виде административного штрафа, установленные санкциями ст. 8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) в определенном административно-процессуальном порядке.
В соответствии со ст. 8.4 КоАП РФ за нарушение законодательства об экологической экспертизе предусмотрена следующая административная ответственность:
- за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения ГЭЭ, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих ГЭЭ и не получивших положительного заключения ГЭЭ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1,5 до 2 тыс. рублей; на должностных лиц — от 5 до 10 тыс. рублей; на юридических лиц — от 50 до 100 тыс. рублей;
- за осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение ГЭЭ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 2,5 тыс. рублей; на должностных лиц — от 5 до 10 тыс. рублей; на юридических лиц — от 50 до 150 тыс. рублей;
- за незаконный отказ в государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы, — наложение административного штрафа на должностных лиц от 5 до 10 тыс. рублей.
Эффективность системы, перспективы развития
В настоящее время возникла необходимость пересмотра существующей нормативной правовой базы в области экологической экспертизы.
Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона порядок проведения государственной экологической экспертизы утверждается Правительством РФ.
В соответствии с указанной нормой Правительством РФ принято Постановление от 11 июня 1996 года № 698 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы» (далее — постановление). С момента принятия указанного постановления в Федеральный закон неоднократно вносились изменения.
В наши дни некоторые нормы утвержденного постановлением Правительства РФ Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы не соответствуют Федеральному закону.
В правоприменительной практике возникают затруднения, связанные как с определением предмета и объектов государственной экологической экспертизы, так и с определением формы и содержания материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу.
Также своевременное принятие нормативных правовых актов РФ и издание методических и инструктивных материалов в области экологической экспертизы способствовали бы совершенствованию отношений в указанной области.