Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

март 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Государственная экологическая экспертиза: основные требования

 
ЮШИН Евгений Васильевич,  первый заместитель  министра природных  ресурсов и экологии  Чувашской Республики

ЮШИН Евгений Васильевич
первый заместитель министра природных ресурсов и экологии Чувашской Республики

Номер журнала: 

Рубрика: 

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. На территории Чувашской Республики (ЧР) государственную экологическую экспертизу федерального уровня проводит Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по ЧР, а государственную экологическую экспертизу регионального уровня — Министерство природных ресурсов и экологии ЧР.

Основными требованиями в области экологической экспертизы являются:

- обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы (ГЭЭ);

- комплексность оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

- обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

- достоверность и полнота информации, представляемой на экологическую экспертизу;

- независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

- научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы;

- гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения;

- ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы;

- представление на экологическую экспертизу документации в соответствии с требованиями ст. 11, 12, 14 и 21 Федерального закона (ФЗ) от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее — Федеральный закон), в том числе на повторное проведение государственной экологической экспертизы в соответствии с п. 8 ст. 14 Федерального закона;

- платность проведения ГЭЭ;

- осуществление намечаемой хозяйственной и иной деятельности в соответствии с документацией, получившей положительное заключение ГЭЭ.

Обзор основных нарушений

В 2013 году Министерством природных ресурсов и экологии ЧР организована и проведена государственная экологическая экспертиза четырех объектов регионального уровня, это:

- материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения;

- материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

- проект нормативно-технического документа в области охраны окружающей среды, утверждаемый органом государственной власти субъекта РФ;

- проектная документация объекта, строительство и реконструкцию которого предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения.

По вышеуказанным объектам государственной экологической экспертизы экспертной комиссией подготовлено три положительных заключения ГЭЭ и одно заключение экологической экспертизы, согласно которому данный объект отправлен на доработку по замечаниям и предложениям экспертной комиссии ГЭЭ. 

Основными нарушениями в указанной области являются:

- некомплектность материалов, представленных на государственную экологическую экспертизу регионального уровня;

- непредставление в установленный срок запрашиваемых материалов, необходимых для проведения ГЭЭ регионального уровня.

Важность государственной экологической экспертизы определяется тем, что реализация объекта, подлежащего экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещается.

Санкции и штрафы, предусмотренные за несоблюдение требований нормативной базы

Административная ответственность является правовым инструментом, юридическим средством обеспечения соблюдения законодательства об экологической экспертизе, и выражается в форме обязанности физического или юридического лица, нарушившего законодательство об экологической экспертизе, претерпевать неблагоприятные последствия в виде административного штрафа, установленные санкциями ст. 8.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) в определенном административно-процессуальном порядке.

В соответствии со ст. 8.4 КоАП РФ за нарушение законодательства об экологической экспертизе предусмотрена следующая административная ответственность:

- за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения ГЭЭ, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих ГЭЭ и не получивших положительного заключения ГЭЭ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1,5 до 2 тыс. рублей; на должностных лиц — от 5 до 10 тыс. рублей; на юридических лиц — от 50 до 100 тыс. рублей;

- за осуществление деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение ГЭЭ,  влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 2,5 тыс. рублей; на должностных лиц — от 5 до 10 тыс. рублей; на юридических лиц — от 50 до 150 тыс. рублей;

- за незаконный отказ в государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы, — наложение административного штрафа на должностных лиц от 5 до 10 тыс. рублей.

Эффективность системы, перспективы развития

В настоящее время возникла необходимость пересмотра существующей нормативной правовой базы в области экологической экспертизы.

Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона порядок проведения государственной экологической экспертизы утверждается Правительством РФ. 

В соответствии с указанной нормой Правительством РФ принято Постановление от 11 июня 1996 года № 698 «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы» (далее — постановление). С момента принятия указанного постановления в Федеральный закон неоднократно вносились изменения.

В наши дни некоторые нормы утвержденного постановлением Правительства РФ Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы  не соответствуют Федеральному закону.

В правоприменительной практике возникают затруднения, связанные как с определением предмета и объектов государственной экологической экспертизы, так и с определением формы и содержания материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу.

Также своевременное принятие нормативных правовых актов РФ и издание методических и инструктивных материалов в области экологической экспертизы способствовали бы совершенствованию отношений в указанной области. 

Все статьи рубрики