Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 04 (204), апрель, 2024
В номере:

Теги

Реализация Федерального закона

 

Номер журнала: 

1 января 2010 года вступил в силу Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» №261-ФЗ от 23 ноября 2009 г. Сроки реализации крупномасштабных мероприятий установлены жесткие - 2010-2011 годы.

Тестоедов Владимир Владимирович, заместитель директора по энергоаудиту АНО "Агентство по энергосбережению"
Прежде чем говорить о предстоящих задачах реализации Федерального закона №261-ФЗ, следует провести краткий анализ исполнения в Удмуртской Республике предыдущего Федерального закона «Об энергосбережении» №28-ФЗ от 03.04.1996 года. Из семи принципов управления энергосбережением в полной мере не удалось реализовать ни одного. Час-тично реализованы пять принципов:

1. Энергосберегающая политика государства осуществляется на основе реализации федеральных и межрегиональных программ энергосбережения.
В 2002 г. по инициативе и при непосредственной работе Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики (РЭК УР) совместно с АНО «Агентство по энергосбережению Удмуртской Республики» (АНО ««Агентство по энергосбережению УР») была разработана и далее реализована Программа «Энергоэффективность в бюджетной сфере Удмуртской Республики на 2003-2006 годы». Ежегодно в период ее реализации удельные расходы ТЭР в организациях снижались: если в базовом 2002 г. они составляли 77,6 кг у.т/м2, то в 2006 – 57,1 кг у.т/м2. В основном это было достигнуто за счет организационных (наведение элементарного порядка использования ТЭР) и малозат-ратных мероприятий, которые финансировались из консолидированных средств на энергосбережение. Крупные технические мероприятия из-за отсутствия финансирования не были реализованы.
РЭК УР совместно с АНО «Агентство по энерго-сбережению УР» в период 2005-2007 гг. разработали долгосрочные программы «Энергоэффективность в бюджетной сфере и ЖКХ муниципальных образований». Результаты реализации принятых программ (в 26 муниципальных образованиях) аналогичны тем, что имеются в организациях бюджетной сферы УР.
В настоящее время на стадии согласования в исполнительных органах власти УР находится проект целевой республиканской программы «Энергоэффективность в УР на 2010-2014 годы».
2. Организация учета расхода энергетических ресурсов, а также контроля за их расходом.
Обязательность учета юридическими лицами производимых или расходуемых ими энергетических ресурсов реализована по оценке АНО «Агентство по энергосбережению УР» по электроэнергии и газу – на 100%, по тепловой энергии и воде – не более 20%.
Обязательность учета энергоресурсов физическими лицами (тепловая энергия, вода, газ) не реализована.
3. Проведение энергетических обследований организаций.
Обязательные энергетические обследования с разработкой энергетического паспорта провели не более 5% организаций. После ликвидации Госэнергонадзора в 2004 г. обследования полностью прекратились. До настоящего времени проводятся экспресс-обследования в организациях бюджетной сферы и ЖКХ в рамках разрабатываемых и принятых программ энергосбережения (в сокращенном варианте и без разработки энергетических паспортов).
4. Реализация экономических, информационных, образовательных и других направлений деятельности в области энергосбережения.
В республике регулярно проводятся региональные и межрегиональные конференции и семинары. В республиканских СМИ публикуются статьи и выходят передачи об энергосбережении, но они, к сожалению, носят эпизодический и бессистемный характер.
Отсутствуют постоянные курсы повышения квалификации в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Высшие и средние технические учебные заведения в УР не готовят специалистов по специализации «энергоменеджмент».
5. Осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов.
Госэнергонадзору в свое время было под силу решить многие задачи энергосбережения. Но его упразднили в 2004 г., а его функции в области энергосбережения никому не передали.
Из нереализованных положений следует выделить основополагающие:
1. Сочетание интересов потребителей, поставщиков и производителей энергоресурсов.
2. Заинтересованность производителей и поставщиков в эффективном использовании энергетических ресурсов.
3. Сертификация топливо- и энергопотребляющего оборудования, материалов, конструкций, транспортных средств, энергетических ресурсов.
4. Нормирование показателей энергопотребления производственных процессов, зданий. Индикативное управление энергосбережением.
5. Стимулирование энергосбережения и эффективного использования ТЭР в бюджетной сфере и в организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
6. Стимулирование производства и использование топливо- и энерго-сберегающего оборудования;
7. Финансирование программ в области энергосбережения.
8. Ответственность за нарушение положений настоящего федерального закона.
Разрозненные, бессистемные попытки реализовать эти положения предпринимались (в основном РЭК УР в рамках своих полномочий), однако за весь период действия первого Закона «Об энергосбережении» (13 лет) пока ни одна не дала практического результата. Для этого требовалось финансирование и создание соответствующих административных структур.

Сегодня фактически все нужно начинать сначала
В новом законе разграничены полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Государственная политика в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Удмуртской Республики будет осуществляться на основе реализации долгосрочных республиканских, муниципальных программ и организаций коммунального комплекса.
Распоряжением Правительства Российской Федерации № 1830-р от 1 декабря 2009 г. утвержден план мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Всего к реализации запланировано 91 мероприятие по 12-ти направлениям.
Из основных направлений следует выделить первоочередные мероприятия, реализация которых даст быстрый и наибольший эффект, а также создаст основу для крупномасштабных мероприятий.

Реализация региональных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности
Энергосберегающая политика государства, а значит и Удмуртской Республики, осуществляется на основе реализации долгосрочных программ энергосбережения и повышения энергоэффективности, которые охватят все отрасли экономики, определят приоритетность внедрения мероприятий, объемы и источники финансирования, показатели энергоэффективности (индикаторы), их динамику к достижению цели. При наличии качественно разработанных программ можно претендовать на субсидии из федерального бюджета на их реализацию.

Реализация программ по энергосбережению и повышению энергоэффективности в организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности
В этом секторе экономики существует наибольшее количество проблем с энергоснабжением потребителей, что выражается в высоких удельных расходах топлива на выработку тепловой и электрической энергии, в больших потерях тепловой, электрической энергии и воды при их транспортировке. В конечном итоге все это оплачивает конечный потребитель, который повлиять на энергоснабжающую организацию не может. Наличие программ значительно повышает эффективность управления путем регулирования тарифов для конечного потребителя.

Оснащение приборами учета ТЭР
Это позволит составлять балансы ТЭР, выявлять непроизводительные расходы и потери ТЭР, анализировать и контролировать показатели эффективности ТЭР, стимулировать энергосбережение и повышение эффективности использования ТЭР.

Энергетические обследования
Без качественно проведенного энергетического обследования отдельных объектов и организаций невозможно разработать действенную программу энергосбережения и повышения энергоэффективности. Паспортизация энергетического хозяйства и потребления ТЭР позволит внедрить систему нормирования, повысить эффективность лимитирования потребления ТЭР, а также более обоснованно (объективно) устанавливать тарифы на энергоресурсы. Из-за большого количества организаций (более пяти тысяч), подлежащих обязательному энергетическому обследованию и установленному законом сроку (до 31 декабря 2012 г.), следует определить приоритетность очередности обследований. Критерием отбора организаций, где необходимо провести энергетические обследования в первую очередь, должны быть: высокие удельные расходы ТЭР или высокая энергоемкость, большие объемы потребления ТЭР или затраты на ТЭР.

Мероприятия по повышению энергетической эффективности товаров, работ и услуг
В частности, энергосервисные контракты, заключаемые с бюджетными организациями или лицами, которые ответственны за содержание многоквартирного дома, позволят значительно сократить (а в отдельных случаях – исключить) расходы бюджета и физических лиц на энергосберегающие мероприятия, так как энергосберегающие мероприятия по определению не могут быть затратными; любое реализованное энергосберегающее мероприятие дает снижение затрат на ТЭР, которые должны направляться на следующие энергосберегающие мероприятия.

Мероприятия по повышению энергоэффективности для населения и в жилищном фонде, в том числе при новом строительстве
Реализация стандартного комплекса мероприятий по энергосбережению в отношении общего имущества многоквартирных домов позволит снизить затраты на коммунальные услуги населения при сопоставимых условиях проживания.

Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в государственном секторе
Использование административных рычагов в виде ежегодного трехпроцентного снижения расходов бюджета на оплату ТЭР не самое лучшее, но вполне реальное мероприятие. Оно будет стимулировать бюджетные организации к пересмотру договорных условий с энергоснабжающими организациями, установке приборов учета, оптимизации использования отапливаемых помещений и электропотребляющего оборудования. Но к каждой бюджетной организации следует подходить персонально, используя результаты ежегодного (многолетнего) мониторинга энергоэффективности использования ТЭР в организациях бюджетной сферы, иначе это мероприятие в отдельно взятых организациях ухудшит и без того неудовлетворительные санитарные и прочие условия.

Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности
Информационная система предоставит физическим лицам, организациям, органам государственной власти, органам местного самоуправления информацию, в том числе об объемах и режимах потребления ТЭР. По мере реализации мероприятия по установке приборов учета ТЭР их количество будет увеличиваться и может достигнуть более миллиона единиц. Возникнет проблема сбора, обработки, анализа, хранения этой информации, появится «человеческий фактор». Поэтому параллельно с установкой приборов учета следует реализовывать мероприятия по автоматизации систем учета.

Создание и обеспечение функционирования обучающих центров энергетической эффективности
Создание центров обучения в 2010 г. позволит осуществлять подготовку квалифицированных специалистов по специализации энергосбережения для энергосервисных организаций, крупных промпредприятий, энергоснабжающих организаций, управляющих компаний, а также проводить курсы повышения квалификации специалистов бюджетных организаций, ЖКХ, энергоснабжающих организаций, управляющих компаний. Будет организована разработка методических пособий и инструкций.

Формирование системы мониторинга повышения энергетической эффективности
Мониторинг, как и энергетические обследования, является первичным звеном в глобальной системе энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Если в бюджетной сфере и системах энергоснабжения имеются показатели энергоэффективности и алгоритм их расчета, то в реальном секторе экономики и в жилищном секторе они практически отсутствуют.
По мере выхода подзаконных актов (2010-2011 годы) в республике будет формироваться нормативно-правовая база энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Ключевым является государственная поддержка энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Без государственной поддержки такие направления, прописанные в законе, как: использование возобновляемых источников энергии, замещение нефтепродуктов природным газом, комбинированная выработка электрической и тепловой энергии (ТЭЦ), создание единой информационной системы энергосбережения и повышения энергетической эффективности, которые для Удмуртской Республики наиболее актуальные, не будут реализованы.
Рассчитывать на рыночные механизмы реализации закона, особенно в энергетике, бесперспективно, так как для этого должны существовать условия для развития конкуренции, а в энергетике, как ни в одной другой отрасли, таких условий практически нет. Альтернатива – это путь административный, а для этого, в первую очередь, необходим центр координации работ и принятия решений на уровне Правительства Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря АНО "Агентство по энергосбережению УР"