Разъяснение порядка получения разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух
АНДРЮКОВА Мария Леонидовна
инженер по охране окружающей среды ЗАО «УНК-Пермь»
Номер журнала:
Рубрика:
Стационарным источником выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является любой (точечный, площадной и т. д.) источник с организованным или неорганизованным выбросом вредных (заг-рязняющих) веществ в атмосферный воздух, дислоцируемый или функционирующий постоянно или временно в границах участка территории (местности) объекта, предприятия, юридического или физического лица, принадлежащего ему или закрепленного за ним в соответствии с действующим законодательством.
При отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, выбросы вредных веществ в атмосферный воздух и вредные физические воздействия на него могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством РФ.
В соответствии со ст. 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения в виде наложения административного штрафа на должностных лиц — от 4 до 5 тыс. руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 4 до 5 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 40 до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Таким образом, любое предприятие, имеющее соответствующие определению источники выброса, имеет право осуществлять свою деятельность только при наличии разрешения на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду. В рыночных условиях, когда природопользователь обязан самостоятельно обеспечить соответствие своей деятельности требованиям в области охраны атмосферного воздуха, а работы по разработке ПДВ выделились в отдельную сферу услуг, наиважнейшим вопросом как для природопользователей, так и для проектировщиков является срок разработки и прохождения всей процедуры согласований и утверждения ПДВ.
С октября 2011 года, руководствуясь Письмом Росприроднадзора от 21 октября 2011 года № ВК-08-02-36/13737, в территориальных управлениях введен двухэтапный процесс выдачи разрешения на выброс заг-рязняющих веществ в окружающую среду. Первоначально утверждаются нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) и только потом выдается Разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Приказом Министерства природных ресурсов России от 25 июля 2011 года № 650 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» указанный порядок получил законодательное подтверждение. В соответствии со ст.14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» «разрешением на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются ПДВ и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха», то есть разрешение на выбросы — это и есть тот самый документ, которым устанавливаются нормативы. Очевидно, что закон — документ, безусловно, приоритетный по отношению как к письму, так и к приказу. Тем не менее, на сегодняшний день процедура получения разрешения на выбросы остается прежней.
С точки зрения природопользователя возникает ряд спорных моментов. Во-первых, сроки согласования проекта ПДВ увеличились вдвое. Срок разработки ПДВ в основном определяется договорными отношениями между природопользователем и специализированной организацией и составляет в среднем два месяца. После того, как ПДВ разработан, он направляется на согласование в органы санитарно-эпидемиологического надзора. Сог-ласно п. 6 Приказа Роспотребнадзора от 19 июля 2007 года № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» «Срок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз по заявлению гражданина, ИП, юридического лица определяется в зависимости от вида и объема исследований конкретного вида продукции, вида деятельности, работ, услуг и не может превышать двух месяцев». При получении положительного заключения Роспотребнадзора проект ПДВ направляется на утверждение в территориальное управление для рассмотрения и утверждения нормативов выбросов. Срок, необходимый для утверждения, составляет 30 дней. После утверждения нормативов предельно допустимых выбросов соответствующие материалы можно направить на получение разрешения. В соответствии с п. 8.1. Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), утвержденного Приказом от 25 июля 2011 года № 650, «Территориальный орган Росприроднадзора принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на выбросы в срок, не превышающий 30-ти рабочих дней». В итоге сроки согласований проекта ПДВ составляют минимум 4,5 месяцев. Следовательно, природопользователю как минимум за год до срока окончания утвержденных ранее нормативов нужно побеспокоиться о разработке нового проекта ПДВ. Во-вторых, у многих возникает вопрос, с какого момента начинать исчислять плату за негативное воздействие в пределах нормативов: со дня утверждения нормативов, либо с момента выдачи разрешения на выбросы. Согласно Постановлению Правительства РФ от 12 июня 2003 года № 344 плата за негативное воздействие исчисляется в «пределах, установленных допустимыми нормативами выбросов» либо сверх норматива. Если фактически нормативы ПДВ установлены, то пятикратный коэффициент неприменим. С другой стороны, разрешения нет, а без него осуществлять выбросы незаконно.