Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики
Номер журнала:
Рубрика:
Правительство Удмуртской Республики утвердило концепцию республиканской целевой программы «Развитие лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса Удмуртской Республики на 2009-2013 годы». Ее основная цель – создание условий, обеспечивающих эффективное управление лесным фондом при соблюдении требований непрерывного, рационального использования лесов, превращения лесопромышленного комплекса республики в самофинансируемый, рентабельный, конкурентоспособный, динамично развивающийся сектор экономики.
Проблемы в отрасли
В настоящее время лесное хозяйство республики испытает ряд проблем, характерных для и для других регионов России.
Основные из них это:
- снижение использования расчетной лесосеки: за 2006 год использование расчетной лесосеки составило 42% против 44% в 2005 году, из распределенного лесосечного фонда почти 800 тыс. м3 осталось невостребованным;
- низкий объем аренды для заготовки древесины: ежегодный размер лесопользования на участках лесного фонда, переданных в аренду, составляет только 17% от расчетной лесосеки;
- нарушение периодичности проведения лесоустроительных работ: последнее лесоустройство проводилось в 1995-1997 годах, в то время как по требованиям лесного законодательства срок повторяемости всего комплекса лесоустроительных работ в республике должен составлять 10 лет;
- нерешенность вопроса по порядку финансирования лесоустройства: до 2007 года организация проведения лесоустройства на землях лесного фонда относилась к полномочиям Российской Федерации и лесоустроительные работы финансировались за счет средств федерального бюджета. Согласно Лесному кодексу Российской Федерации система лесоустройства значительно преобразована. Источниками финансирования выполнения работ и оказания услуг по лесоустройству в зависимости от их вида теперь могут быть соответственно федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, внебюджетные источники финансирования, а также средства отдельных лесопользователей;
- в связи с упразднением государственной лесной охраны в органах управления лесным хозяйством возникла проблема по охране лесов от незаконных порубок и оборота древесины, а в весенне-летний период – по своевременному выявлению очагов возгораний;
- отсутствие современной высокотехнологичной техники для качественного ведения лесного хозяйства. Имеющиеся технические средства представлены в недостаточном количестве и имеют высокую изношенность;
- неоправданные большие денежные и энергетические затраты при восстановлении низко бонитетных коренных типов еловых и сосновых лесов, устойчиво вытесненных на отдельных участках производными экосистемами березняков, осинников I-II классов бонитета в связи с отнесением Рослесхозом березовых насаждений на территории Удмуртской Республики к малоценным мягколиственным породам, не имеющим хозяйственное ценное значение в лесной отрасли.
Также ряд проблем отмечается лесопромышленном комплексе Удмуртской Республики. Так, растет количество убыточных предприятий в лесопромышленном комплексе: за год количество убыточных деревообрабатывающих предприятий увеличилось на 7,2%, лесозаготовительных на 33,3%.
Лесной кодекс Российской Федерации узаконил проведение всех лесохозяйственных работ арендаторами лесного фонда, однако лесозаготовители не готовы проводить эти работы ввиду недостатка соответствующей техники, финансовых средств, рабочих кадров.
За последние 4 года произошел значительный отток высококвалифицированных кадров. По отдельным специальностям дефицит ощущается уже сегодня и способен существенно обостриться в дальнейшем. Численность работающих снизилась в 2006 году на 41,8% или на 3396 человек к уровню 2003-2004 годов (8100-8113 человек соответственно).
Без решения назревших проблем в лесном хозяйстве могут произойти необратимые последствия:
- несвоевременное проведение лесохозяйственных мероприятий, накопление перестойных и низкокачественных лесных насаждений, распространение болезней и вредителей в лесах;
- отсутствие лесных участков с назначенными лесохозяйственными мероприятиями, в том числе на арендуемых лесных участках, отказ арендаторов от аренды;
- снижение объема лесозаготовок, уменьшение финансовых средств на ведение лесного хозяйства;
- неэффективное использование финансовых средств, как бюджетных так и арендаторов, при осуществлении мероприятий по воспроизводству, охране и защите лесов;
- снижение объема противопожарных мероприятий, возможное увеличение площади лесных земель, пройденных лесными пожарами, незаконными порубками.
Последствия нерешенных проблем в лесном хозяйстве повлекут за собой сбои в деятельности лесопромышленного комплекса:
- обострение ситуации из-за отсутствия лесовозных дорог в связи с освоением новых удаленных лесных массивов;
- выбытие устаревших основных фондов, не позволяющих выпускать качественную и конкурентоспособную продукцию.
- нарастание социальной напряженности в лесных поселках ввиду сокращения объемов работ;
- снижение рентабельности выпускаемой продукции и банкротство предприятий;
- нарастание кадровой проблемы в лесных поселках в связи с низкой заработной платой.
Обоснование целесообразности и необходимости решения проблем программно – целевым методом
Проблемы лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса не могут быть решены в рамках традиционного управления в условиях существующего уровня взаимосвязей между органами управления и хозяйствующими субъектами. Необходимость программно-целевого метода вызвана тем, что требуется кардинальное изменение подходов к развитию лесного сектора экономики в условиях действующего Лесного кодекса Российской Федерации. Эти подходы являются комплексными, требующими межотраслевой координации, согласованного использования кадровых, финансовых, материальных, информационных и иных ресурсов для достижения целей и задач эффективного развития лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса республики. Программно-целевой метод обоснован, прежде всего:
- значимостью накопившихся проблем;
- невозможностью решения проблем в ближайшие сроки;
- необходимостью внедрения прогрессивных научно-технических достижений;
- необходимостью концентрации усилий и ресурсов на приоритетных направлениях.
Программно-целевой метод направлен на использование средств федерального бюджета, бюджета Удмуртской Республики, муниципальных образований, предприятий и иных инвесторов в соответствии с приоритетами социально-экономического развития республики и применение эффективных механизмов и методов для динамичного развития лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса.
Использование программно-целевых механизмов в сфере лесного хозяйства предполагается по следующим направлениям:
1. Информационное.
Проведение лесоустройства с внедрением и использованием геоинформационных систем и технологий (ГИС-технологий) для обеспечения интенсивного, комплексного использования лесных ресурсов при сохранении экологического и генетического потенциала лесов республики. Внедрение такой методики с созданием повыдельной геоинформационной базы данных позволит непрерывно отслеживать количественные и качественные характеристики лесов и своевременно корректировать и назначать проведение лесохозяйственных мероприятий в полном объеме.
2. Производственно-технологическое.
Внедрение современных высокотехнологичных машин в области воспроизводства, охраны, защиты лесов, позволяющих осуществлять работы с максимальной производительностью и качеством:
- приобретение многооперационных машин (харвестер, форвардер) для осуществления комплекса лесохозяйственных работ при уходе за лесом. Один такой комплекс машин заменяет 4-6 существующих бригад, наносит гораздо меньший ущерб лесной среде и обеспечивает высокую эффективность и экологичность произведенных мероприятий;
- развитие сети видеонаблюдения на территории лесных массивов.
3. Лесохозяйственное.
Создание лесных плантаций в целях ускоренного выращивания товарной древесины заданных характеристик. Создавать указанные лесные плантации предполагается на вырубках, нелесных землях и вышедших из оборота землях сельскохозяйственного назначения, зарастаемых древесно-кустарниковой растительностью.
Решение проблем лесопромышленного комплекса программно-целевым методом будет направлено на развитие следующих основных направлений деятельности:
1. Организация деревянного домостроения в рамках реализации приоритетного национального проекта федеральной целевой программы «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». Предусматривается развитие производства домостроения – создание индустриального производства комплектов домов по современным технологиям высокой степени готовности. Ассоциация деревянного домостроения Российской Федерации оценивает потенциальный рынок деревянного домостроения в ближайшие годы при наличии государственной поддержки в 24 млн. кв.м. в год.
2. Организация производства универсальных древесных плит, выпуск большеформатной фанеры, биопаркета в рамках федеральной целевой программы «Развитие мощностей по глубокой переработке древесины и освоение новых лесных массивов на период до 2013 года».
3. Расширение номенклатуры и наращивание объемов производства деревянных изделий для строительного комплекса. Развитие промышленности и строительного сектора в совокупности с ростом реальных доходов населения будет способствовать увеличению спроса на все виды лесопродукции на российском рынке. Проведенные исследования свидетельствуют об увеличении спроса в ближайшие годы на внутреннем рынке на продукцию деревообработки в строительстве в 2,8 раза (пиломатериалы, клееная фанера, плиты (ДСП, МДФ, OSB), на производство мебели – в 2,5 раза. В республике планируется ежегодное увеличение объемов жилищного строительства не менее чем на 50 тыс. кв.м. В настоящее время на европейском лесном рынке наблюдается рост спроса на высококачественную продукцию для строительства и производства мебели.
4. Сокращение объемов отходов деревообработки, создание безотходного производства за счет организации производства древесно-топливного брикета, древесного угля, что позволит значительно сократить неиспользуемые отходы деревообработки и улучшить экологическую обстановку в республике в рамках внедрения энергосберегающих технологий.
5.Оказание мер государственной поддержки:
- субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным предприятиями лесопромышленного комплекса в кредитных организациях, на создание межсезонных запасов сырья и топлива;
- субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным предприятиями лесопромышленного комплекса в кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов, а также части лизинговых платежей за производственное оборудование, объекты недвижимости производственного назначения, транспортные средства и спецтехнику, полученные предприятиями лесопромышленного комплекса от лизинговых компаний;
- в пределах компетенции, установленной законодательством, предоставление предприятиям лесопромышленного комплекса льгот по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций.
Предварительная оценка ожидаемой эффективности
В лесном хозяйстве: Многосторонние экологические, экономические и социальные функции лесов реализуются в процессе их длительного роста (50-100 лет) и используются во многих отраслях жизнедеятельности общества. Эти факторы затрудняют определение полной экономической эффективности использования средств, вкладываемых в лесное хозяйство.
Экономическая эффективность будет выражаться в снижении затрат на производство мероприятий по воспроизводству лесов в результате внедрения современных технологий, в увеличении поступления денежных средств в соответствующие уровни бюджета в результате интенсивного лесопользования.
При выполнении мероприятий в 2009-2013 г., намеченных в программе для решения поставленных проблем, интенсивность ведения лесного хозяйства увеличится в 1,5-2 раза, в результате будут проведены основные мероприятия в следующих объемах:
- лесовосстановление – 24,6 тыс. га;
- выращивание стандартного посадочного материала – 100,0 млн. шт.;
- уход за лесами 170,6 тыс. га, в том числе в молодняках – 116,0;
- заготовка ликвидной древесины при уходе за лесом – 2363,5 тыс. кбм.
Лесоводственная эффективность выражается в существенном улучшении качественной структуры лесного фонда, которая выражается следующими показателями:
- доля площади покрытых лесной растительностью земель от общей площади земель лесного фонда – 96 %;
- доля ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель – 60 %;
- поддержание низкой доли фонда лесовосстановления – 0,4-1 %;
- увеличение общего среднего прироста насаждений до 4-5 кбм с 1 га покрытых лесной растительностью земель и как следствие увеличении общего запаса насаждений на 1 га в 1,2-1,5 раза.
В лесопромышленном комплексе: В результате выполнения программных мероприятий к 2013 году средний относительный прирост объема продукции составит в деревообработке 11,2%, производстве мебели – 9,9%. К 2013 году по сравнению с 2007 годом в лесопромышленном комплексе ожидается увеличение объема заготовки и переработки древесины в 1,3 раза, средней заработной платы на 64,9 %. При этом будет создано более 700 новых рабочих мест.