Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

октябрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Разработка и внедрение системы управления охраной труда на предприятии

 
Титова Надежда Сергеевна, заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике (по охране труда) — заместитель  главного государственного инспектора труда в Удмуртской Республике

Титова Надежда Сергеевна
заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике (по охране труда) — заместитель главного государственного инспектора труда в Удмуртской Республике

Номер журнала: 

Рубрика: 

Обеспечение безопасных условий труда и охрана здоровья работников — непосредственная обязанность каждого работодателя, независимо от масштаба и направления деятельности организации.
Система управления охраной труда (далее СУОТ) входит в общую систему менеджмента организации и регулирует деятельность в сфере производственной безопасности и охраны труда. 
Разработка и внедрение СУОТ на предприятии, в организации, учреждении любых типов и форм собственности является обязательной  и необходима для снижения или исключения риска несчастных случаев и аварий, приводящих к серьезным последствиям для работников и предприятия в целом.
В эффективном применении СУОТ заинтересован, прежде всего, сам работодатель, поскольку с ее помощью можно повысить производительность труда на предприятии и избежать расходов, связанных с выплатой компенсаций работникам и штрафов за нарушения требований безопасности.

Положение о СУОТ

13.10.2016 г. Министерством юстиции Российской Федерации зарегистрирован Приказ Минтруда России от 19.08.2016 г. «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда».
В соответствии с письмом Минтруда России от 31.10.2016 г. № 15-1/10/В-8028 типовое положение является обязательным для работодателей, но должно разрабатываться с учетом особенностей их вида экономической деятельности. Также в этом письме говорится о том, что работодателям необязательно перерабатывать действующие в их организациях до утверждения типового положения системы управления охраной труда, если они (эти системы) обеспечивают соблюдение государственных нормативных требований охраны труда.
Согласно п. 8 типового положения в положение о СУОТ работодателя с учетом специфики его деятельности включаются следующие разделы (подразделы):
а) политика работодателя в области охраны труда;
б) цели работодателя в области охраны труда;
в) обеспечение функционирования СУОТ (распределение обязанностей в сфере охраны труда между должностными лицами работодателя);
г) процедуры, направленные на достижение целей работодателя в области охраны труда (далее процедуры), включая:
- процедуру подготовки работников по охране труда;
- процедуру организации и проведения оценки условий труда;
- процедуру управления профессиональными рисками;
- процедуру организации и проведения наблюдения за состоянием здоровья работников;
- процедуру информирования работников об условиях труда на их рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также о предоставляемых им гарантиях, полагающихся компенсациях;
- процедуру обеспечения оптимальных режимов труда и отдыха работников;
- процедуру обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами;
- процедуру обеспечения работников молоком и другими равноценными пищевыми продуктами, лечебно-профилактическим питанием;
- процедуры обеспечения безопасного выполнения подрядных работ и снабжения безопасной продукцией;
д) планирование мероприятий по реализации процедур;
е) контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур;
ж) планирование улучшений функционирования СУОТ;
з) реагирование на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания;
и) управление документами СУОТ.

В соответствии с письмом Минтруда России от 31.10.2016 г. № 15-1/10/В-8028 типовое положение является обязательным для работодателей, но должно разрабатываться с учетом особенностей их вида экономической деятельности.

Политика в области ОТ

 Формирование политики необходимо начинать с оценки рисков, существующих в конкретной организации. Тщательно продуманная политика в области охраны труда должна дать возможность любому заинтересованному лицу, которое прочтет этот документ, понять, какую деятельность осуществляет организация, и управление какими из существующих рисков причинения вреда здоровью работников является для данного работодателя приоритетным.
Обязанности в области охраны труда должны быть распределены на всех уровнях управления, которые предусмотрены штатным расписанием. 
Согласно п. 28 типового положения распределение обязанностей в сфере охраны труда может быть закреплено:
- в разделе «Обеспечение функционирования СУОТ» положения о СУОТ;
- в отдельных локальных нормативных актах;
- в планах мероприятий;
- в трудовых договорах;
- в должностных инструкциях лиц, участвующих в управлении охраной труда.

План мероприятий

С целью планирования мероприятий по реализации процедур работодатель, исходя из специфики своей деятельности, устанавливает порядок подготовки, пересмотра и актуализации плана мероприятий по реализации процедур (далее план).
  В плане отражаются:
-  результаты проведенного комитетом (комиссией) по охране труда (при наличии) или работодателем анализа состояния условий и охраны труда у работодателя;
-  общий перечень мероприятий, проводимых при реализации процедур;
-  ожидаемый результат по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;
- сроки реализации по каждому мероприятию, проводимому при реализации процедур;
- ответственные лица за реализацию мероприятий, проводимых при реализации процедур, на каждом уровне управления;
-  источник финансирования мероприятий, проводимых при реализации процедур.
В соответствии с п. 53 типового положения для организации контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур необходимо установить порядок реализации мероприятий, обеспечивающих:
-  оценку соответствия состояния условий и охраны труда требованиям охраны труда, соглашениям по охране труда, подлежащим выполнению. К таким мероприятиям можно отнести специальную оценку условий труда, производственный контроль, оценку рисков, организацию общественного контроля, работу уполномоченных по охране труда и технических инспекторов профсоюзов, работу комитетов или комиссий по охране труда;
-  получение информации для определения результативности и эффективности процедур. К мероприятиям, обеспечивающим получение информации, можно отнести сбор, анализ и обобщение всех результатов, указанных в предыдущем подпункте мероприятий: анализ сводных таблиц и ведомостей по специальной оценке условий труда, анализ предписаний, выданных как по результатам внутренних проверок и осуществления общественного контроля, так и по результатам проверок государственных органов надзора и контроля. Чем меньше будет нарушений, тем результативнее работает система. Если в организации проводится расчет производительности труда или оценка экономической эффективности тех или иных мероприятий по охране труда, то в данном разделе также можно указать соответствующие методики, а также источники информации, на основании которой проводятся расчеты;
-  получение данных, составляющих основу для принятия решений по совершенствованию СУОТ. К мероприятиям, обеспечивающим получение данных, необходимых для совершенствования СУОТ, можно привести данные, относящиеся к результатам взаимодействие с поставщиками и подрядчиками, анализ полученных жалоб, рекламаций и замечаний от потребителей,  информацию о степени достижения целей в области охраны труда, анализ расследования несчастных случаев, оценку эффективности предпринятых корректирующих действий, об изменившихся обстоятельствах, включая изменения в требованиях нормативных правовых актов и  других документов, относящихся к вопросам охраны труда, а также в дальнейшем — о действиях, предпринятых по результатам предыдущих предложений и мероприятий по совершенствованию СУОТ.

Контроль действия СУОТ

В соответствии с п. 54 типового положения к основным видам контроля относятся:
1. Контроль состояния рабочего места, применяемого оборудования, инструментов, сырья, материалов, выполнения работ работником в рамках осуществляемых технологических процессов, выявления профессиональных рисков, а также реализации иных мероприятий по охране труда, осуществляемых постоянно, мониторинг показателей реализации процедур (необходимо указать, какие виды контроля используются, кратко описать процесс осуществления каждого из видов контроля, указать ответственных за осуществление каждого из видов контроля).
2. Контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: оценка условий труда работников, обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда, проведение предварительных и периодических медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований.
3. Учет и анализ аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также изменений требований охраны труда, соглашений по охране труда, подлежащих выполнению, изменений или внедрения новых технологических процессов, оборудования, инструментов, сырья и материалов.
4. Контроль эффективности функционирования СУОТ в целом.
Если локального нормативного акта проведения ступенчатого контроля нет, то необходимо прописать, на каких уровнях осуществляется контроль и в какой форме он осуществляется. Лица, ответственные за разработку и утверждение документов СУОТ, определяются работодателем на всех уровнях управления. Работодателем также устанавливается порядок разработки, согласования, утверждения и пересмотра документов СУОТ, сроки их хранения.
 

Все статьи рубрики