Прокурорский надзор в сфере охраны почв и защиты земель от негативного воздействия
Коршунова Екатерина Александровна
старший помощник удмуртского природоохранного межрайонного прокурора, младший советник юстиции
Номер журнала:
Рубрика:
Основными аспектами надзора в сфере охраны почв и защиты земель являются:
- реализация полномочий в рамках осуществления земельного надзора;
- реализация полномочий в рамках осуществления экологического надзора.
Земельный надзор
Земельный надзор осуществляется по следующим направлениям:
1. Вопросы самовольного занятия земельных участков, использование участков без правоустанавливающих документов и ряд других аспектов, связанных с понятием земельного участка как объекта недвижимого имущества и касающихся вопросов права собственности. За данное направление надзора отвечают территориальные органы Росреестра, и по всем вопросам в указанной сфере можно обращаться к ним.
2. Земельный надзор в части защиты почвы как объекта охраны окружающей среды. Здесь можно говорить о таких нарушениях, как самовольное снятие, перемещение, уничтожение плодородного слоя почвы, порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель, использование земельного участка не по целевому назначению.
В соответствии с Положением о государственном земельном надзоре (утв. постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 г. № 1) надзор в данной сфере осуществляют территориальные органы Россельхознадзора и Росприроднадзора.
Сфера Россельхознадзора
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» за соблюдением:
- требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
- требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
- требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;
- требований в области мелиорации земель, выполнения обязанностей по рекультивации земель.
Органы Россельхознадзора рассматривают дела об административных правонарушениях по ст. ст. 8.6, 8.7, 8.8 КоАП РФ.
Сфера Росприроднадзора
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор в отношении земель всех иных категорий за соблюдением:
- обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры;
- требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
- режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов;
- требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Органы Росприроднадзора имеют право привлекать к административной ответственности по ст. ст. 8.6, 8.7, 8.8 КоАП РФ.
Как положительный момент можно привести прокурорскую практику привлечения к административной ответственности органами Росприроднадзора по постановлениям прокурора по ст. 8.5 КоАП РФ лиц, ненаправивших в уполномоченные федеральные органы уведомления о завершении работ по рекультивации земель. По требованиям п. 31 Правил проведения рекультивации и консервации земель (утв. постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 г. № 800) в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня подписания акта о рекультивации земель лицо, исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления, обеспечившие проведение рекультивации земель, консервации земель, направляют уведомление о завершении работ по рекультивации земель с приложением копии указанного акта в федеральные органы исполнительной власти.
Экологический надзор
При осуществлении государственного экологического надзора в части требований к охране почв контролируется соблюдение природопользователями таких требований, как запрет сброса на почву отходов производства и потребления, несоблюдение экологических требований при строительстве, эксплуатации, реконструкции промышленных объектов и ряд других норм.
Государственный экологический надзор осуществляется на федеральном и региональном уровнях, в зависимости от объектов надзора. Федеральный надзор (на объектах I, II категории) осуществляется органами Росприроднадзора, региональный надзор (на объектах III, IV категории) — Минприроды.
С 01.01.2019 г. действующее экологическое законодательство, начиная с Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», и ряд других актов претерпели значительные изменения. В настоящее время предприятия, имеющие объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, обязаны данные объекты поставить на государственный учет.
В настоящее время нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий. На объектах III категории в уведомительном порядке в органы направляется отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов. При осуществлении деятельности на объектах IV категории разработка нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов не требуются.
Таким образом, если раньше требования были едины ко всем предприятиям, то сейчас в зависимости от категории объекта эти требования разные.
Лесной надзор
Вопросами защиты земель лесного фонда занимаются органы, осуществляющие государственный лесной надзор (лесную охрану). Так, в Удмуртской Республике лесной надзор — в компетенции Минприроды УР.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 1730 от 29.12.2018 г. изменен порядок возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства.
В соответствии с новым порядком для добровольного возмещения вреда лицо, причинившее вред, обращается в орган государственной власти, осуществляющий федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), с письменным запросом о предоставлении информации о размере вреда, подлежащего возмещению, а также о платежных реквизитах, необходимых для уплаты денежных средств. Указанная информация направляется уполномоченным органом в течение семи дней со дня получения запроса.
Меры к добровольному возмещению вреда должны быть приняты лицом не позднее дня вынесения решения суда по гражданскому делу о возмещении вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие совершения административного правонарушения, либо обвинительного приговора.
Кроме того, порядком закреплено, что в счет возмещения вреда подлежат учету расходы, связанные с осуществлением принятых работ по рекультивации земель, лесовосстановлению (лесоразведению) и понесенные лицом, причинившим вред, до дня вынесения решения суда по гражданскому делу о возмещении вреда вследствие совершения административного правонарушения либо обвинительного приговора в размере, не превышающем размера вреда, подлежащего возмещению.
При этом работы по рекультивации земель подлежат учету только в случае их проведения, в соответствии с порядком проведения рекультивации земель, установленным земельным законодательством.
Также установлены таксы и порядок взыскания вреда за самовольное размещение объектов капитального строительства, объектов, не являющихся объектами капитального строительства, загрязнение лесов выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, а также иное негативное воздействие на леса, размещение в лесах отходов производства и потребления.
Рекультивация полигонов
В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы рекультивации нарушенных земель, требуют решения проблемы рекультивации полигонов захоронения твердых коммунальных отходов (далее ТКО).
Законодательством Российской Федерации обязанность по разработке проекта рекультивации земель и проведение рекультивации земель возложена на лиц, деятельность которых привела к деградации земель, и на правообладателей земельных участков.
В таких условиях организации, эксплуатирующие полигоны ТБО, зачастую злоупотребляют своими правами арендаторов земельных участков и уступают их «фирмам-однодневкам», которые спешно ликвидируются путем присоединения к другим юридическим лицам.
Подобная ситуация сложилась в Глазовском районе Удмуртской Республики, где полигон ТКО почти три года заброшен, а загрязненные отходами земли не рекультивированы, что вызывает справедливую озабоченность местного населения.
Многомиллионные расходы на разработку проекта рекультивации земель и ее проведение понесет бюджет, несмотря на то, что около 10 лет недобросовестные предприниматели получали доходы от эксплуатации полигона ТКО.
Решение указанных проблем возможно на законодательном уровне. Представляется целесообразным возложить на предприятия, эксплуатирующие полигоны ТКО, обязанность по ежегодному отчислению на специальный счет части своей прибыли в целях последующей рекультивации загрязненных отходами земель.
Как аналогию такой процедуры можно привести в пример систему сбора средств на капитальный ремонт общедомового имущества с собственников жилых помещений многоквартирных домов.
Объем средств, аккумулирование которых необходимо в целях последующей рекультивации земель, может устанавливаться органами тарифного регулирования по согласованию с органами местного самоуправления.
Такая система накопления средств будет гарантировать проведение необходимых рекультивационных мероприятий.
Ликвидация несанкционированных свалок
По требованиям земельного законодательства собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы и проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения земель.
С 01.01.2019 г. согласно п. 23 Порядка сбора твердых коммунальных отходов на территории Удмуртской Республики (утв. постановлением Правительства УР № 435 от 08.11.2017 г.), п.18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. постановлением Правительства РФ № 1156 от 12.11.2016) собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию несанкционированной свалки твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ее ликвидации с региональным оператором по обращению с ТКО.
Региональный оператор в случае выявления несанкционированной свалки ТКО направляет информацию об ее обнаружении собственнику земельного участка с предложением заключить с ним договор на ликвидацию свалки. Если собственником участка меры не принимаются, региональный оператор самостоятельно принимает меры к ликвидации свалки и в судебном порядке данные расходы взыскивает с собственника земель.
Исходя из норм действующего законодательства, органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены всеми необходимыми полномочиями для осуществления деятельности по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов и утилизации отходов, в том числе твердых коммунальных отходов.
Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой надзор в указанной части ведется на регулярной основе.
Так, по результатам прокурорской проверки в Якшур-Бодьинском лесничестве обнаружено несанкционированное размещение твердых бытовых отходов IV-V классов опасности на земельном участке. Лица, допустившие нарушение лесного законодательства, не установлены. Захламленный отходами участок в аренду никому не предоставлен.
Решением Октябрьского районного суда г. Ижевска удовлетворено исковое заявление удмуртского природоохранного межрайонного прокурора, на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики возложена обязанность принять меры к ликвидации несанкционированной свалки твердых отходов в Якшур-Бодьинском лесничестве.
Министерством в целях исполнения решения суда указанная несанкционированная свалка ликвидирована путем сбора, вывоза и передачи отходов на размещение юридическому лицу, имеющему лицензию на указанный вид деятельности.
Аспектов для работы в сфере охраны почв и защиты земель от негативного воздействия множество. В каждом случае перед сотрудниками прокуратуры стоит задача добиться реального устранения нарушения и взыскания причиненного вреда.