Основные нарушения законодательства в деятельности нефтедобывающих компаний
Быков Алексей Юрьевич
удмуртский природоохранный межрайонный прокурор, старший советник юстиции
Номер журнала:
Рубрика:
Проверки хозяйствующих субъектов проводятся в соответствии с планами работы, а также на основании информации, поступающей из контролирующих органов. По выявленным нарушениям принимается исчерпывающий комплекс мер прокурорского реагирования.
Результаты проверок показывают, что деятельность некоторых нефтегазодобывающих компаний осуществляется с нарушением законодательства, в частности, лицензионных условий и требований технических проектов.
Нарушение лицензионных условий
В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» (далее закон РФ «О недрах») пользователь недр обязан выполнять условия, установленные лицензией. Конкретные условия, связанные с пользованием недрами, устанавливаются в лицензионных соглашениях об условиях пользования недрами. Кроме того, согласно п. 2 ч. 2 ст. 22, ст. 23.2 закона РФ «О недрах» недропользователь обязан обеспечить соблюдение всех условий технических проектов, в соответствии с которыми осуществляется разработка месторождений.
Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет административную. ответственность по ст. 7.3 КоАП РФ. Причем к административной ответственности может быть привлечено как должностное, так и юридическое лицо. Штрафы по данной статье на должностных лиц составляют от 20 тыс. до 40 тыс. руб., на юридических лиц — от 300 тыс. до 500 тыс. руб.
Так, в текущем году в деятельности ряда нефтедобывающих компаний выявлялись факты невыполнения лицензионных условий и требований технических проектов, в части несоответствия количества запланированных и фактически введенных в эксплуатацию скважин, в превышении допустимого отклонения объемов годовой добычи нефти от проектной величины, в недостаточном использовании (утилизации) попутного нефтяного газа.
Допущенные нарушения могут повлечь негативные последствия при последующей разработке месторождений и, как следствие, нерациональное использование природных ресурсов. Неутилизация попутного нефтяного газа влечет также загрязнение атмосферного воздуха.
Управлением Росприроднадзора по УР по инициативе Удмуртского природоохранного межрайонного прокурора виновные должностные лица организаций привлечены к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа на общую сумму 60 тыс. руб.
Также руководителям компаний прокуратурой внесены представления об устранении нарушений законодательства о недрах. Исполнение представлений находится на контроле прокуратуры. В настоящий момент организациями предприняты меры для устранения допущенных нарушений.
Нарушение требования УПНГ
В 2018 г. прокуратурой в ходе проведенных проверок в деятельности нефтегазодобывающих компаний Удмуртской Республики выявлялись нарушения в части неисполнения требований об утилизации попутного нефтяного газа.
Добываемый попутный нефтяной газ не утилизировался в необходимом объеме, а рассеивался на свечах рассеивания, что являлось нерациональным использованием недр и влекло выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Требование об утилизации попутного нефтяного газа направлено на предотвращение загрязнения атмосферного воздуха, кроме того, газ является также важным сырьем для энергетики.
По результатам проведения проверки природоохранным прокурором в отношении компании и его руководителя вынесены постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ по факту нарушения требований закона РФ «О недрах».
Управлением Росприроднадзора по УР по результатам рассмотрения административных дел виновные лица привлечены к ответственности, наложены штрафы на сумму 640 тыс. руб. По результатам рассмотрения представления прокурора компанией приняты меры к устранению нарушений.
Примером выполнения требований об утилизации попутного нефтяного газа являются установка и введение в эксплуатацию теплогенераторов на Пибаньшурском, Коробовском и Быгинском месторождениях. В 2018 г. утилизация попутного нефтяного газа на данных месторождениях составила более 95 % от общего объема добытого сырья, в текущем году по указанным месторождениям наблюдается такая же тенденция.
Нарушение экологических требований
В деятельности нефтегазодобывающих компаний республики природоохранной прокуратурой выявлялись нарушения экологических требований, отраженных в Федеральном законе от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральном законе от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха». В частности, в нарушение требований указанных законов предприятия осуществляли свою деятельность, не имея разрешения на выбросы, сбросы загрязняющих веществ и размещение отходов, не разработав паспорта на опасные отходы, нормативы размещения отходов и лимитов на их размещение, проекты нормативов предельно допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ, несвоевременно внося платежи за негативное воздействие на окружающую среду. За указанные правонарушения предусмотрена ответственность статьями 8.2, 8.21, 8.41 КоАП РФ.
При этом следует иметь в виду, что с 17.06.2019 г. были внесены изменения в КоАП РФ в части административной ответственности за нарушение требований в области обращения с отходами. Если ранее ст. 8.2 КоАП РФ устанавливалась административная ответственность как за нарушение экологических, так и за нарушение санитарно-эпидемиологических требований в области обращения с отходами, то сейчас законодатель в ст. 8.2 КоАП РФ оставил только административную ответственность за экологические нарушения в сфере обращения с отходами, размеры штрафов остались прежние.
Нарушение эпидемиологических требований
Административная ответственность за нарушение эпидемиологических требований законодательства в области обращения с отходами в настояще время устанавливается ст. 6.35 КоАП РФ. При отсутствии отягчающих обстоятельств нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тыс. до 40 тыс. руб.; на юридических лиц — от 259 тыс. до 350 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Таким нарушениями будут считаться, например, нарушения требований эпидемиологических правил и нормативов 2.1.7.1322-03 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденные главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003 г. Данным СанПиНом, в частности, утверждены требования к накоплению и временному хранению промотходов на производственной территории предприятий.
Неисполнение требований земельного законодательства
В ходе прокурорских проверок выявляются факты неисполнения требований земельного законодательства. Например, нарушение требований земельного законодательства может быть выражено в отсутствии надлежащим образом оформленной правоустанавливающей документации на земельные участки.
В случаях, когда объекты нефтедобычи размещены на землях сельскохозяйственного назначения, в обязательном порядке должен быть осуществлен перевод данного земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности.
Административная ответственность за невыполнение мероприятий по рекультивации земельных участков, нарушенных вследствие эксплуатации месторождений, предусмотрена ст. ст. 8.6, 8.7, 8.8 КоАП РФ.
При этом следует иметь в виду, что с 10.07.2018 г. действуют новые Правила проведения рекультивации и консервации земель (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 г. № 800).
Прокуратурой как в 2018 г., так и в текущем периоде 2019 г. в ходе проверок выявлялись нарушения законов при рекультивации нарушенных земель нефтедобывающими компаниями.
Так, в результате произошедшей разгерметизации на одном из месторождений нефти и последующего разлива нефтесодержащей жидкости и его ликвидации были загрязнены и механически нарушены земли сельскохозяйственного назначения на площади 4,162 га. Предприятием проведена рекультивации земель. Однако в нарушение п. 30 вышеуказанных правил, составленный по ее результатам акт не содержит предусмотренных сведений о состоянии рекультивированных земель и соответствия их физических, химических, биологических показателей нормативам качества окружающей среды. По данному факту прокуратурой директору предприятия внесено представление об устранении нарушений закона, приняты меры к их устранению.
Отметим практику привлечения к административной ответственности органами Росприроднадзора по постановлениям прокурора по ст. 8.5 КоАП РФ лиц, не направивших в уполномоченные федеральные органы уведомления о завершении работ по рекультивации земель.
Обратите внимание, по требованиям п. 31 правил проведения рекультивации и консервации земель (утв. постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 г. № 800) в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня подписания акта о рекультивации земель лицо, исполнительный орган государственной власти, орган местного самоуправления, обеспечившие проведение рекультивации земель, консервации земель, направляют уведомление о завершении работ по рекультивации земель с приложением копии указанного акта в федеральные органы исполнительной власти.
Соответственно несвоевременное, вследствие ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей, указанными лицами ненаправление такой информации или ее не направление влечет административную ответственность по ст. 8.5 КоАП РФ.