Прокуратура Удмуртской Республики на страже прав предпринимателей
Игошин Виктор Викторович
прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и соблюдением прав предпринимателей управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Удмуртской Республики
Номер журнала:
Рубрика:
Прокуратурой Удмуртской Республики проводится последовательная работа по укреплению законности в сфере осуществления предпринимательской деятельности. Эта работа направлена на повышение правовой защищенности субъектов малого и среднего бизнеса, снижение административного давления на них со стороны органов власти, соблюдение законности при проведении контрольно-надзорных мероприятий и обеспечение свободы экономической деятельности. При этом под защитой прокуратуры находятся добросовестные предприниматели, которые сами соблюдают требования законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности, ответственно относятся к исполнению своих обязанностей.
- Виктор Викторович, каким образом строится взаимодействие прокуратуры УР с предпринимательским сообществом? На каких площадках выявляются и обсуждаются проблемы малого и среднего бизнеса?
- Работа строится на основе анализа обращений и жалоб предпринимателей, ежедневного мониторинга средств массовой информации, в том числе в сети Интернет. Важное место занимает взаимодействие с общественными объединениями предпринимателей, в том числе с представителями региональных отделений общественных организаций «Деловая Россия» и «Опора России», налажен тесный контакт с Уполномоченным по защите прав предпринимателей в Удмуртской Республике. Более того, посредством проведения надзорных мероприятий и согласования проверок реализуется координирующая функция прокуратуры в этой сфере.
По инициативе прокуратуры созданы и действуют: межведомственная рабочая группа по защите прав субъектов предпринимательской деятельности, общественный совет по защите прав малого и среднего бизнеса, практикуются выездные заседания в районах и городах республики. Последнее заседание межведомственной рабочей группы по защите прав предпринимателей состоялось 30.03.2018 г. в прокуратуре УР. На нем рассматривались вопросы правового регулирования и осуществления в республике инвестиционной деятельности. Формированию инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития будет посвящено заседание общественного совета, которое состоится в г. Сарапуле в апреле 2018 г.
Во исполнение распоряжения генерального прокурора Российской Федерации прокуратурой Удмуртской Республики организовано проведение Всероссийского дня приема предпринимателей в рабочее время в первый вторник каждого месяца, начиная с апреля 2017 г.
- Большое внимание прокуратурой республики уделяется надзору за соблюдением прав предпри-нимателей при осуществлении государственного контроля. Каковы итоги этой работы в прошедшем году?
- В сфере защиты прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля прокуратурой республики в 2017 г. было выявлено 464 нарушения законодательства, в контролирующие бизнес органы внесено 136 представлений, по рассмотренным из них 97 должностных лиц привлечено к дисциплинарной ответственности, по материалам проверок в отношении 43 лиц применены административные наказания, объявлено 16 предостережений, принесено 211 протестов, два заявления направлено в суды.
Прокуратура республики не допустила проведение органами контроля необоснованных внеплановых выездных проверок, в 58 % случаев в согласовании проверок хозяйствующих субъектов отказано.
Сократилось число проверок, включенных в ежегодный план, с 3804 на 2017 г. до 3490 на 2018 г. (для сравнения, на 2016 г. было запланировано 4835 проверок). Из проектов планов проверок на 2018 г. исключено 426 мероприятий по контролю, что составляет 10,8 %. Это, конечно, позволило ощутимо снизить административное давление на бизнес.
- Каковы причины исключения проверок из планов контролирующих органов?
- Это нарушения, которые допускаются контролирующими органами при составлении планов. Характерные из них: несоответствие предмета проверки требованиям законодательства, неверное указание данных о юридических лицах, прекращение их деятельности, несоблюдение периодичности проверок, в том числе установленным категориям риска (классам опасности), планирование проверок в отношении субъектов малого предпринимательства при условии освобождения их от надзорных мероприятий до 2019 г. (надзорные каникулы).
Кроме того, по ряду проверок прокуратурой республики были изменены сроки их проведения в целях реализации положений закона о возможности осуществления совместных плановых проверок.
Отмечу, что при формировании плана проверок на 2018 г. учтены требования законодательства, регулирующего порядок применения риск-ориентированного подхода.
Предприниматели могут ознакомиться со Сводным планом проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Сервис поиска по этому плану размещен на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации (http://plan.genproc.gov.ru/plan2018), его отдельный сегмент по нашему региону — на сайте прокуратуры республики в разделе «Сводный план проверок субъектов предпринимательства» (http://udmproc.ru/statistics/sppss). Исполнение плана находится на контроле прокуратуры республики.
- Какие еще нарушения в деятельности органов, выполняющих контрольные функции, были выявлены в 2017 г.? Какие меры по фактам таких нарушений принимаются прокуратурой республики?
- Органами прокуратуры республики выявлены случаи несвоевременного приведения нормативных правовых актов по вопросам осуществления государственного и муниципального контроля в соответствие с изменениями федерального законодательства. По протестам прокуроров административные регламенты органов власти приведены в соот-ветствие с законодательством.
Проверками установлены факты нарушения контрольно-надзорными органами законодательства при проведении проверочных мероприятий, связанные с превышением сроков проведения проверок, их организацией в отсутствии предусмотренных законом оснований, ненаправлением актов проверки хозяйствующим субъектам, неисполнением профилактических мероприятий, невнесением сведений в Единый реестр проверок (ЕРП) (https://proverki.gov.ru/wps/portal/).
В прошлом году прокурорами выявлено 17 фактов невнесения либо нарушения сроков внесения информации о проверках в ЕРП. Так, по материалам проверок прокурора Игринского района заместитель главы администрации района дважды привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.6.1 КоАП РФ за невнесение в ЕРП информации о проведенных проверках.
По инициативе прокуроров виновные должностные лица органов государственного надзора и муниципального контроля привлечены к административной ответственности по 26 фактам нарушения законодательства при организации и проведении проверок.
Например, глазовским межрайонным прокурором в связи с выявлением случаев нарушения муниципальными жилищными инспекторами г. Глазова и Глазовского района сроков проверок, невручения актов проверок, проведения мероприятий по контролю в отсутствии оснований для этого в отношении указанных должностных лиц возбуждено 11 дел об административных правонарушениях по ч.1 ст. 19.6.1 КоАП РФ (несоблюдение должностными лицами органов государственного контроля (надзора), органов местного самоуправления требований законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле). Виновные лица привлечены к административной ответственности, главам муниципальных образований внесены представления об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих, требования прокурора выполнены.
Проверками выявлены нарушения законодательства об административных правонарушениях, связанные с неприменением уполномоченными должностными лицами ст. 4.1.1 КоАП РФ, предусматривающей замену административного штрафа предупреждением для субъектов малого и среднего предпринимательства и их работников.
В частности, по протесту заместителя прокурора республики назначенное Управлением государственного автодорожного надзора по УР директору автотранспортного предприятия, являющегося субъектом малого предпринимательства, административное наказание в виде штрафа в размере 20 тыс. руб. заменено на предупреждение.
- Малому и среднему бизнесу приходится испытывать нарушения своих прав со стороны органов власти. Как же в таких условиях развиваться?
- Наш долг — стоять на страже закона и пресекать его нарушение во всех сферах деятельности граждан, общества и государства, в том числе в области предпринимательства. Например, органы местного самоуправления нарушают федеральное законодательство о развитии малого и среднего бизнеса уже тем, что не всегда публикуют на своих официальных сайтах актуальную информацию о реализации муниципальных программ, количестве субъектов малого и среднего предпринимательства, мерах их финансовой и имущественной поддержки.
Нами выявлялись нарушения законодательства, допущенные должностными лицами органов власти при реализации полномочий по осуществлению лицензирования отдельных видов деятельности и контроля за соблюдением лицензионных требований. Прокурорами выявлены нарушения законодательства, допускаемые органами власти в процессе регистрационных, разрешительных и иных правоприменительных процедур, проводимых с участием предпринимателей.
Так, прокурором Киясовского района главе района внесено представление об устранении нарушений закона при рассмотрении заявления ООО «Экоферма Дубровское», реализующего приоритетный инвестиционный проект по созданию многопрофильного сельскохозяйственного комплекса, о предоставлении разрешения на строительство. Вопреки требованиям административного регламента администрацией отказ в выдаче разрешения заявителю не направлен, что нарушило его право на обжалование принятого решения. Требования прокурора района выполнены, к виновному должностному лицу применено дисциплинарное взыскание.
В последнее время особую актуальность приобрели вопросы своевременности и полноты осуществления расчетов с предпринимателями по исполненным ими государственным и муниципальным контрактам. В результате вмешательства прокуратуры государственными и муниципальными заказчиками в прошлом году погашена задолженность на сумму около 1 млрд руб., по состоянию на начало 2018 г. она составила 158 млн руб. Организована работа по взысканию с должностных лиц, виновных в образовании долгов, дополнительных расходов бюджета путем предъявления исковых требований в порядке регресса.
Прокуратурой выявляются незаконные действия должностных лиц органов местного самоуправления, направленные на ограничение конкуренции при осуществлении закупок товаров, работ и услуг, предоставлении недвижимого имущества в пользование.
Так, прокуратурой Каракулинского района установлен факт заключе-ния администрацией района с юридическим лицом договора аренды муниципального имущества коммунального назначения без проведения торгов. В связи с этим прокурором района главе МО внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите конкуренции, по результатам рассмотрения которого незаконный договор был расторгнут.
Особое внимание прокуратура республики уделяет работе по выявлению преступлений. В 2017 г. следственными органами возбуждено три уголовных дела по признакам преступления, предусмотренного ст. 169 УК РФ (воспрепятствование законной предпринимательской и иной деятельности), в том числе два дела возбуждены по материалам прокурорских проверок.
- За какие действия должностных лиц в отношении предпринимателей наступает уголовная ответственность по ст. 169 УК РФ, и какие санкции за них предусмотрены?
- Ст. 169 УК РФ установлена уголовная ответственность за воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности, под которым понимаются следующие деяния, совершенные должностным лицом с использованием своего служебного положения:
- неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;
- уклонение от регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;
- неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности;
- уклонение от выдачи разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности;
- ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы;
- незаконное ограничение самостоятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица;
- иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.
За совершение указанного преступления ч. 1 ст. 169 УК РФ предусмотрено альтернативное наказание в виде:
- штрафа в размере от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;
- лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев;
- обязательных работ на срок до 360 часов.
Те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, равно причинившие крупный ущерб, сумма которого превышает 1,5 млн руб., влекут уголовную ответственность по ч. 2 ст. 169 УК РФ с назначением альтернативного наказания в виде:
- лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере до 250 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года:
- обязательных работ на срок до 480 часов;
- принудительных работ на срок до 3 лет;
- ареста на срок до шести месяцев;
- лишения свободы на срок до трех лет.
Надо отметить, что законодательная база в сфере предпринимательской деятельности и защиты бизнеса не совершенна. Прокуратурой УР ведется работа по изучению полноты правового регулирования экономических правоотношений, выявлению пробелов и недостатков. Эта информация направляется прокуратурой республики в Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
Работа по укреплению законности в сфере осуществления предпринимательской деятельности нами продолжается. С информацией о проводимых мероприятиях по защите прав предпринимателей и их результатах можно ознакомиться на официальном сайте прокуратуры Удмуртской Республики: https://udmproc.ru.