Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Производственный контроль — это элемент риск-ориентированных подходов

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

ООО «Промэнергобезопасность»:

Ивашова Н.С., 
исполнительный директор;

Мухаметдинов Р.Р., 
начальник отдела;

Вишницкий В.Н., 
ведущий инженер;

Кунников Е.Ю., 
ведущий инженер;

Салащенко С.И., 
ведущий инженер

Рассмотрим некоторые из них. В ноябре 2014 года на предприятии нефтегазовой отрасли Тверской области произошло разрушение участка газопровода с возгоранием. Как показало расследование, причиной аварии стал технологический дефект, образовавшийся при изготовлении листа, и недостаточный производственный контроль при производстве трубы. 
На предприятии Лениградской области при производстве работ по подготовке ствола шахты к монтажу вентиляции и освещения рабочий упал в неогражденное грузовое технологическое отверстие, получив травмы, не совместимые с жизнью. Одна из причин — отсутствие производственного контроля.
В г. Норильске при производстве работ по монтажу вентиляционных систем литейно-кузнечного цеха один из монтажников допустил касание к токоведущим троллеям установленного в цехе мостового крана, в результате чего получил смертельную электротравму. Причины несчастного случая: неудовлетворительный производственный контроль и организация производства работ.
В г. Красноярске на площадке строительства объекта при попытке подъема и перемещения двух пачек арматуры общим весом около 10 тонн с помощью башенного крана КБ-403Б, на котором не были завершены работы по монтажу (пусконаладочные работы, устройство крановых путей) произошло падение крана. Крановщик погиб. Причины аварии и несчастного случая: эксплуатация неисправного крана (без проведения внеочередного ПТО после монтажа на новом месте, без проведения испытаний, настройки приборов и устройств безопасности, получения разрешения на пуск от инспектора Ростехнадзора); перегруз крана на 265 % при неработающем (ненастроенном) ограничителе грузоподъемности; нарушение требований производственных и должностных инструкций и неудовлетворительный производственный контроль.
При выполнении грузоподъемных работ ученик монтажника строительной компании в г. Екатеринбурге упал в вертикальный ствол. Кроме организационно-технической причины — отсутствие перекрытия и ограждения проема — есть и другая причина: трагедия произошла из-за низкого уровня осуществления производственного контроля над выполнением требований инструкций по промышленной безопасности и охране труда на рабочих местах со стороны руководства и сменного надзора.
Это официальные данные, опубликованные на портале Ростехнадзора (www.gosnadzor.ru). Как правило, в организациях, где отсутствует производственный контроль, наблюдаются нарушения, связанные с эксплуатацией технологических устройств и оборудования, подготовкой персонала, соблюдением элементарных требований безопасности.
Тем самым производственный контроль является одним из важнейших инструментов обеспечения на предприятии необходимого уровня промышленной безопасности. При этом в рамках риск-ориентированных подходов он должен содержать механизм постоянного усовершенствования этой деятельности с учетом рисков и компенсационных мероприятий. 
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности ОПО» хозяйствующий субъект, эксплуатирующий ОПО, обязан организовывать и осуществлять производственный контроль над соблюдением требований промбезопасности.
В ст 11 определены требования к организации производственного контроля над соблюдением требований промбезопасности и управления промбезопасностью. В частности, если речь идет об ОПО I и II классов опасности, то организации, их эксплуатирующие, обязаны создать системы управления промбезопасностью и обеспечивать их функционирование.
Согласно п. 2 ст. 11 сведения об организации производственного контроля над соблюдением требований промбезопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промбезопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года. Требования к форме представления организацией, эксплуатирующей ОПО, сведений об организации производственного контроля над соблюдением требований промбезопасности в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору утверждены Приказом Ростехнадзора № 25 от 23 января 2014 года. 
Положение о производственном контроле над соблюдением требований промбезопасности на ОПО входит в перечень внутренних руководящих документов, регулирующий систему управления промбезопасности на предприятии или в организации. В общем случае в нем приводятся:
- должность работника, ответственного за осуществление производственного контроля (если численность занятых на ОПО работников не превышает 500 человек), или описание организационной структуры службы производственного контроля (если численность занятых на ОПО работников превышает 500 человек);
- права и обязанности работника, ответственного за осуществление производственного контроля, или должностных лиц службы производственного контроля;
- порядок планирования и проведения проверок (оперативных, целевых и комплексных) соблюдения требований промышленной безопасности, а также подготовки и регистрации отчетов о результатах таких проверок;
- порядок разработки, принятия и реализации решений (в том числе оперативных) по обеспечению промышленной безопасности с учетом результатов производственного контроля, а также порядок разработки планов мероприятий по локализации аварий, инцидентов и ликвидации их последствий;
- порядок организации расследования и учета несчастных случаев, аварий и инцидентов на опасных производственных объектах;
- порядок учета результатов производственного контроля при решении вопросов материального и морального стимулирования работников эксплуатирующей организации, обеспечивающих промышленную безопасность опасных производственных объектов;
- порядок подготовки и аттестации работников службы производственного контроля по вопросам промышленной безопасности и др.
Необходимо отметить, что лицо, ответственное за осуществление производственного контроля, должно состоять в штате предприятия, а возложение таких функций по доверенности на иное лицо недопустимо. Кроме того, режим постоянного надзора не может заменить систему управления промышленной безопасности и производственный контроль.
В ходе осуществления производственного контроля предприятием все элементы и аспекты обеспечения промышленной безопасности в эксплуатирующей организации должны быть предметом постоянных и регулярных проверок, выполняемых службой производственного контроля. Лица, ответственные за проведение проверки, не должны быть занятыми в проверяемой ими деятельности. Результаты проведенной проверки соблюдения требований промышленной безопасности, заключение и рекомендации службы производственного контроля должны предоставляться в виде отчета на рассмотрение руководству эксплуатирующей организации.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 26 июня 2013 года № 536 в эксплуатирующих организациях не реже одного раза в течение календарного года оформляются документально результаты анализа функционирования системы управления промышленной безопасностью. При этом в ее основе должны быть не только статистические данные, но и риск-анализ, основанный в том числе на экспертной оценке. Результаты этой деятельности должны стать основой для дальнейшего развития системы промышленной безопасности на предприятии, в том числе и производственного контроля. Очень важно добиться цикличности развития безопасности по принципу «действие — реакция — совершенствование», когда выявленные нарушения или недостатки не просто анализируются на предмет «не допустить», а выясняется, «почему они произошли». И если это ошибки системные, то систему надо менять. 

Все статьи рубрики