Проект новых правил осуществления производственного контроля
Номер журнала:
Рубрика:
Ростехнадзор разработал новые правила осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности. Действие правил распространено также на организации и индивидуальных предпринимателей, применяющих взрывчатые материалы промышленного назначения.
Проект постановления предусматривает организацию и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности юридическими лицами, применяющими взрывчатые материалы промышленного назначения.
В пояснительной записке к проекту сказано, что документ предусматривает внесение изменений в Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 № 2168 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности» (далее – Правила), в части осуществления эксплуатирующими организациями контроля за соблюдением требований промышленной безопасности подрядными и субподрядными организациями, оказывающими услуги, связанные с эксплуатацией опасных производственных объектов.
С учетом положений действующих Правил, сложившейся практики правоприменения и по предложениям объединений эксплуатирующих организаций проектом постановления также предусматривается более точное распределение полномочий по осуществлению производственного контроля.
В качестве одной из основных задач производственного контроля проектом постановления предусматривается осуществление эксплуатационного контроля за техническим состоянием зданий и сооружений на опасных производственных объектах.
В частности, предлагается выделить в отдельную категорию лицо, ответственное за осуществление производственного контроля в эксплуатирующих организациях, сохранив при этом все права и обязанности лиц, непосредственно осуществляющих производственный контроль.
Помимо персонификации ответственности за осуществление производственного контроля, сокращения объемов представляемой ежегодно отчетной информации о производственном контроле это позволит существенно (в несколько раз) оптимизировать затраты эксплуатирующих организаций на проведение периодического обучения и аттестации в территориальных аттестационных комиссиях уполномоченных государственных органов сотрудников, осуществляющих производственный контроль, с сохранением обязанности не реже 1 раза в 5 лет проходить такую аттестацию в аттестационных комиссиях организаций.
В целях совершенствования систем безопасности и контроля, предотвращения фальсификаций показаний систем автоматического контроля проектом постановления предусматривается обязанность работника, на которого возложены функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, обеспечивать контроль за достоверностью, полнотой и актуальностью информации и данных о состоянии промышленной безопасности в информационных системах.
Учитывая, что производственный контроль направлен на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий и инцидентов на этих объектах и обеспечение готовности к действиям по локализации аварий и ликвидации их последствий, проект постановления предусматривает право работника, на которого возложены функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, осуществлять контроль готовности аварийно-спасательных служб (формирований) к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте.
В качестве одной из основных задач производственного контроля проектом постановления предусматривается осуществление эксплуатационного контроля за техническим состоянием зданий и сооружений на опасных производственных объектах.
Согласно проекту лицо, ответственное за осуществление производственного контроля, обеспечивает:
а) подготовку и актуализацию положения о производственном контроле (в случаях, предусмотренных Правилами);
б) разработку ежегодного плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на основании результатов проверок состояния промышленной безопасности;
в) контроль за своевременным выполнением работниками, осуществляющими производственный контроль, возложенных на них обязанностей;
г) подготовку и представление в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» сведений об организации производственного контроля.
Также работник, ответственный за осуществление производственного контроля, обязан будет:
- обеспечивать проведение контроля за соблюдением работниками ОПО и лицами, выполняющими работы или оказывающими услуги на ОПО по гражданско-правовым договорам, требований промышленной безопасности и локальных нормативных актов эксплуатирующей организации по вопросам промышленной безопасности, а также обоснования безопасности ОПО;
- участвовать в расследовании случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения;
- информировать лиц, выполняющих работы или оказывающих услуги на ОПО по гражданско-правовым договорам, о требованиях промышленной безопасности и локальных нормативных актов эксплуатирующей организации к осуществлению таких работ, а также обоснования безопасности ОПО.
Проект постановления не вводит новые виды государственного контроля (надзора) и новые виды разрешительной деятельности, не содержит норм, вводящих дополнительные и пересматривающих действующие виды ответственности за нарушение требований в области промышленной безопасности.
Дополнительно он должен будет обеспечивать контроль за:
- устранением причин возникновения случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения;
- достоверностью, полнотой и актуальностью информации и данных о состоянии промышленной безопасности в информационных системах эксплуатирующей организации.
Работник, ответственный за осуществление производственного контроля, вправе будет:
- вносить руководителю эксплуатирующей организации предложения о поощрении работников, принимавших участие в разработке и реализации мер по повышению промышленной безопасности;
- вносить руководителю эксплуатирующей организации предложения об изменении или расторжении договорных отношений с лицами, выполняющими работы или оказывающими услуги на ОПО, в связи с нарушением ими требований промышленной безопасности;
- осуществлять контроль готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на ОПО работников организации, ее собственных профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ), созданных из числа работников организации, а также за состоянием систем наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии.
Проект постановления содержит обязательные требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.