Теплоснабжение: новые правила расследования причин аварий
Номер журнала:
Рубрика:
Постановлением Правительства РФ от 02.06.2022 № 1014 утверждены новые правила расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении (далее – Правила).
Новое руководство по безопасности
Ростехнадзором актуализировано Руководство по безопасности «Методические основы анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах».
Новое Руководство по безопасности «Методические основы анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах» утверждено Приказом Ростехнадзора от 03.11.2022 № 387.
Руководство содержит рекомендации по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий для обеспечения требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов.
Документом признается утратившим силу Приказ Ростехнадзора от 11.04.2016 № 144, которым утверждено аналогичное руководство.
Постановление Правительства РФ от 02.06.2022 № 1014 «О расследовании причин аварийных ситуаций при теплоснабжении» вступило в силу 1 сентября 2022 года и будет действовать до 1 сентября 2028 года.
Правила устанавливают порядок расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении на источниках тепловой энергии, тепловых сетях и теплопотребляющих установках потребителей тепловой энергии, за исключением:
- аварий, расследование причин которых осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике;
- аварий и инцидентов, расследование причин которых осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности.
Правила дополнены Приложениями:
а) Приложение № 1 – форма акта о расследовании причин аварийной ситуации при теплоснабжении;
б) Приложение № 2 содержит таблицы:
- Учетные признаки аварийной ситуации;
- Классификация видов оборудования;
- Классификационные признаки организационных причин аварийной ситуации;
- Классификационные признаки технических причин повреждений оборудования;
в) Приложение № 3 — форма отчета об аварийных ситуациях при теплоснабжении и таблицы.
Собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, осуществляет передачу оперативной информации в уполномоченный орган в течение 2 часов с момента выявления аварийной ситуации, а при аварийной ситуации, повлекшей последствия, предусмотренные п. 4 Правил, — в течение 8 часов с момента возникновения аварийной ситуации.
Определение аварийной ситуации
В разделе «Общие положения» Правил определено, что под аварийной ситуацией понимается технологическое нарушение, приведшее к разрушению или повреждению сооружений и (или) технических устройств (оборудования), полному или частичному ограничению режима потребления тепловой энергии.
Кто ведет расследование
Согласно п. 3 Правил Федеральный орган исполнительной власти (структурное подразделение федерального органа исполнительной власти), уполномоченный на осуществление федерального государственного энергетического надзора (соответствующий отдел в структуре территориального управления Ростехнадзора по месту дислокации объекта), расследует причины аварийных ситуаций, которые привели:
- к прекращению теплоснабжения потребителей в отопительный период на срок более 24 часов;
- к разрушению или повреждению оборудования объектов, которое привело к выходу из строя источников тепловой энергии или тепловых сетей на срок 3 суток и более;
- к разрушению или повреждению сооружений, в которых находятся объекты, которое привело к прекращению теплоснабжения потребителей.
Согласно п. 4 Правил собственником или иным законным владельцем объекта, на котором произошла аварийная ситуация, осуществляется расследование причин, если аварийная ситуация не повлекла последствия, предусмотренные п.3 Правил, но:
- вызвала перерыв теплоснабжения потребителей на срок более 6 часов;
- привела к снижению температуры теплоносителя в подающем трубопроводе тепловой сети в отопительный период на 30 % и более по сравнению с температурным графиком системы теплоснабжения.
Обязанности владельца при аварии
В п. 5 Правил установлено, что обязанностью владельца объекта при возникновении аварийной ситуации является:
а) передать оперативную информацию о возникновении аварийной ситуации в уполномоченный орган и органы местного самоуправления;
б) принять меры по защите жизни и здоровья людей, окружающей среды, а также собственности третьих лиц от воздействия негативных последствий аварийной ситуации;
в) принять меры по сохранению сложившейся обстановки на месте аварийной ситуации до начала расследования ее причин, за исключением случаев, когда необходимо вести работы по ликвидации аварийной ситуации и сохранению жизни и здоровья людей, а в случае невозможности сохранения обстановки на месте аварийной ситуации обеспечить ее документирование (фотографирование, видео- и аудиозапись и др.) к началу проведения работ по локализации и ликвидации аварийной ситуации и сохранность указанных материалов;
г) осуществить мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварийной ситуации на объекте, на котором произошла аварийная ситуация;
д) содействовать уполномоченному органу при расследовании причин аварийной ситуации, повлекшей последствия, предусмотренные п. 3 Правил;
е) организовать расследование причин аварийной ситуации, повлекшей последствия, указанные в п. 4 Правил;
ж) принять меры по устранению и профилактике причин, способствовавших возникновению аварийной ситуации, указанных в акте о расследовании причин аварийной ситуации.
Собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, осуществляет передачу оперативной информации в уполномоченный орган в течение 2 часов с момента выявления аварийной ситуации, а при аварийной ситуации, повлекшей последствия, предусмотренные п. 4 Правил, — в течение 8 часов с момента возникновения аварийной ситуации.
Передача оперативной информации осуществляется посредством факсимильной связи и (или) по электронной почте либо (при отсутствии такой возможности) устно по телефону с последующим направлением оперативной информации в письменной форме.
Содержание оперативной информации
Оперативная информация содержит:
а) наименование собственника или иного законного владельца, на объекте которого произошла аварийная ситуация;
б) наименование и место расположения объекта, на котором произошла аварийная ситуация;
в) дату и местное время возникновения аварийной ситуации (в формате «ДД.ММ.ГГ в ЧЧ:ММ»);
г) обстоятельства, при которых произошла аварийная ситуация, в том числе схемные, режимные и погодные условия;
д) наименование отключившегося оборудования объекта, на котором произошла аварийная ситуация;
е) основные технические параметры оборудования (тепловая мощность, паропроизводительность объекта, на котором произошла аварийная ситуация);
ж) сведения о не включенном после аварийной ситуации (вывод в ремонт, демонтаж) оборудовании объекта, на котором произошла аварийная ситуация;
з) причину отключения, повреждения и (или) перегрузки оборудования объекта, на котором произошла аварийная ситуация (при наличии такой информации);
и) сведения об объеме полного и (или) частичного ограничения теплоснабжения с указанием категории потребителей, количества граждан-потребителей (населенных пунктов), состава отключенного от теплоснабжения оборудования;
к) хронологию (при наличии информации) ликвидации аварийной ситуации с указанием даты и местного времени (в формате «ДД.ММ.ГГ в ЧЧ:ММ»), в том числе включения оборудования, отключившегося в ходе аварийной ситуации, и восстановления теплоснабжения потребителей;
л) информацию о наступивших последствиях в связи с возникновением аварийной ситуации.
В случае необходимости срок проведения расследования причин аварийной ситуации продлевается, при этом общий срок расследования не может превышать 65 календарных дней.
Расследование причин Ростехнадзором
Согласно Правилам решение о расследовании причин аварийной ситуации принимается не позднее 24 часов с момента получения от собственника или иного законного владельца объекта, на котором произошла аварийная ситуация, уведомления о возникновении последствий, предусмотренных п. 3 Правил.
Решение уполномоченного органа о расследовании причин аварийной ситуации и создании комиссии по расследованию причин аварийной ситуации (далее — комиссия) оформляется приказом уполномоченного органа.
В состав комиссии кроме должностных лиц уполномоченного органа включаются уполномоченные представители:
а) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, — при возникновении чрезвычайных ситуаций;
б) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере теплоснабжения (за исключением производства тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, а также передачи тепловой энергии, произведенной в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, в том числе произведенной источниками тепловой энергии в случае, если такие источники тепловой энергии входят в схему теплоснабжения, включающую источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) (по согласованию);
в) органов местного самоуправления поселений, городских округов;
г) единой теплоснабжающей организации (по согласованию);
д) собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация.
Расследование причин собственником
Собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, принимает решение о расследовании причин аварийной ситуации, повлекшей последствия, указанные в п. 4 Правил, и создает комиссию по расследованию причин аварийной ситуации.
В состав указанной комиссии входит собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, а также включаются представители уполномоченного органа и единой теплоснабжающей организации (по согласованию).
Контроль за выполнением противоаварийных мероприятий, разработанных по результатам расследования причин аварийной ситуации, осуществляется собственником или иным законным владельцем объекта, на котором произошла аварийная ситуация.
Срок проведения расследования
Согласно п. 12 Правил расследование причин аварийной ситуации начинается незамедлительно после принятия решения о расследовании и заканчивается в срок, не превышающий 20 календарных дней.
В случае необходимости срок проведения расследования причин аварийной ситуации продлевается, при этом общий срок расследования не может превышать 65 календарных дней.
Решение о расследовании причин аварийной ситуации принимается не позднее 24 часов с момента получения от собственника или иного законного владельца объекта, на котором произошла аварийная ситуация, уведомления о возникновении последствий, предусмотренных п. 3 Правил.
Выявление причин аварии
П. 15 Правил определены действия, необходимые для выявления причин аварийной ситуации:
а) сохранение послеаварийной обстановки (по возможности);
б) изъятие и передача по акту приема-передачи регистрограмм, записей оперативных переговоров, фотокопии оперативных журналов персонала, занятого в ликвидации аварийной ситуации, и иных необходимых документов;
в) описание послеаварийного состояния указателей положения защитных устройств и блокировок;
г) сбор документации по техническому обслуживанию отказавшего (поврежденного) оборудования;
д) сбор сведений о предаварийном состоянии положения защитных устройств и блокировок;
е) сбор сведений о причинах вывода (или избыточного ввода) защитных устройств и блокировок в предаварийном режиме;
ж) осмотр, фотографирование послеаварийной обстановки, видео-съемка (при необходимости), составление схемы и эскиза места аварийной ситуации;
з) опрос очевидцев аварийной ситуации, руководителей организаций, на объектах которых произошла аварийная ситуация, оперативного персонала, а также получение объяснений (в письменной форме) опрошенных лиц;
и) выяснение обстоятельств, предшествовавших аварийной ситуации, а также установление причин их возникновения;
к) выяснение характера нарушения технологических процессов и условий эксплуатации оборудования объектов, на которых произошла аварийная ситуация;
л) оценка действий оперативного персонала и руководителей организаций, на объектах которых произошла аварийная ситуация, по предупреждению возникновения и предотвращению развития аварийной ситуации;
м) проверка соответствия действий оперативного персонала нормативным и техническим требованиям;
н) выявление нарушений установленных норм и правил эксплуатации объектов;
о) проверка соответствия объекта и (или) технологического процесса проектным решениям;
п) проверка соответствия использования оборудования объектов, на которых произошла аварийная ситуация, установленной области его применения;
р) проверка наличия и исправности средств защиты персонала объекта, на котором произошла аварийная ситуация;
с) проверка наличия технической документации по эксплуатации объекта, на котором произошла аварийная ситуация.
Акт расследования
Результаты расследования причин аварийной ситуации оформляются актом о расследовании причин аварийной ситуации по форме согласно приложению № 1 (далее — акт расследования).
Учетные признаки аварийной ситуации, классификация видов оборудования и классификационные признаки организационных причин аварийной ситуации и технических причин повреждений оборудования указываются в акте расследования в соответствии с приложением № 2.
Порядок заполнения формы акта расследования утверждается уполномоченным органом.
Акт расследования с приложением материалов расследования, которые формируются в отдельное дело с приложением описи всех документов, подлежит хранению в течение не менее 3 лет после проведения расследования причин аварийной ситуации в уполномоченном органе или у собственника или иного законного владельца объекта в случае проведения расследования причин аварийной ситуации, повлекшей последствия, указанные в п. 4 Правил.
Акт расследования составляется в 2 экз. (для собственника или иного законного владельца объекта, на котором произошла аварийная ситуация, и уполномоченного органа) и подписывается всеми членами комиссии. При несогласии отдельных членов комиссии их особое мнение прилагается к акту расследования.
Акт расследования с приложением материалов расследования, которые формируются в отдельное дело с приложением описи всех документов, подлежит хранению в течение не менее 3 лет после проведения расследования причин аварийной ситуации в уполномоченном органе или у собственника или иного законного владельца объекта в случае проведения расследования причин аварийной ситуации.
Систематизация информации об аварийных ситуациях
Собственник или иной законный владелец объекта, на котором произошла аварийная ситуация, повлекшая последствия, предусмотренные п.п. 3 и 4 Правил, представляет в уполномоченный орган и органы местного самоуправления сводный ежемесячный отчет об аварийных ситуациях при теплоснабжении до момента полной ликвидации аварийной ситуации по форме согласно приложению № 3.
Учетные признаки аварийной ситуации, классификация видов оборудования и классификационные признаки организационных причин аварийной ситуации и технических причин повреждений оборудования указываются в сводном ежемесячном отчете в соответствии с приложением № 2 к Правилам.
Порядок заполнения сводного ежемесячного отчета об аварийных ситуациях при теплоснабжении утверждается уполномоченным органом.
При завершении расследования причин аварии после представления отчета за месяц сведения об аварийной ситуации вносятся в следующий отчет с корректировкой отчетных данных за месяц, в котором произошла аварийная ситуация.
Систематизация информации об аварийных ситуациях осуществляется уполномоченным органом путем ведения базы данных об аварийных ситуациях раздельно в отношении источников тепловой энергии, тепловых сетей и потребителей тепловой энергии.
Электронные копии актов расследования причин аварийной ситуации включаются в базу данных об аварийных ситуациях.
Утратили силу
Постановлением признаются утратившими силу:
- постановление Правительства РФ от 17.10.2015 № 1114 «О расследовании причин аварийных ситуаций при теплоснабжении и о признании утратившими силу отдельных положений Правил расследования причин аварий в электроэнергетике»;
- п. 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного энергетического надзора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2017 № 32 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного энергетического надзора».