Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Приволжское управление Ростехнадзора: на объектах нефтегазового комплекса необходимо создавать системы управления промбезопасностью

 
Каримов Марат Рафисович, и.о. начальника межрегионального отдела по надзору в нефтедобывающей промышленности и горному надзору Приволжского управления Ростехнадзора

Каримов Марат Рафисович
и.о. начальника межрегионального отдела по надзору в нефтедобывающей промышленности и горному надзору Приволжского управления Ростехнадзора

Номер журнала: 

Рубрика: 

В настоящее время на территории, поднадзорной Приволжскому управлению Ростехнадзора, находятся 739 опасных производственных объектов нефтедобычи. Из них I класса опасности — 73 объекта, II класса опасности — 77 объектов, III класса опасности — 396 объектов, IV класса опасности — 193 объекта. 

- Какие опасные факторы имеются на объектах нефтегазового и нефтеперерабатывающего комплексов? Какими нормативными актами установлены требования промышленной безопасности к этим объектам? 
- На объектах, которые находятся под надзорам Приволжского управления Ростехнадзора, получают, используются, образуются, хранятся, транспортируются взрывопожароопасные вещества, которые могут нанести ущерб населению, окружающей среде при аварийных ситуациях, в частности: попадание нефтепродуктов в почву, водоемы, выброс в атмосферу токсичных газов.
Основным документом, устанавливающим требования промышленной безопасности на объектах нефтегазового комплекса, являются Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденные Приказом Ростехнадзора от 12.03.2013 г. № 101.
- Какие нарушения выявляются при проведении надзорных мероприятий на объектах нефтегазового и нефтеперерабатывающего комплексов в поднадзорных Вашему Управлению регионах?
- При проведении проверок на объектах нефтегазового комплекса инспекторским составом выявляются следующие нарушения:
1. Не осуществляется в полном объеме авторский надзор в процессе производства буровых работ и реализации природоохранных мероприятий.
2. Не везде разработаны и согласованы Мероприятия по профилактике и ликвидации типовых осложнений в процессе бурения горизонтальных скважин сверхвязкой нефти, Инструкции по предупреждению газонефтеводопроявлений и открытых фонтанов, учитывающие специфику эксплуатации конкретных месторождений и технологию проведения работ при бурении горизонтальных скважин сверхвязкой нефти.
3. Не оборудованы сигнализацией для контроля уровня жидкости запасные и приемные емкости.
4. Нарушение целостности площадок и фундаментов под технологическим оборудованием.
5. Эксплуатация аппаратов, емкостей и оборудования при неисправных отключающих и регулирующих устройствах, при отсутствии или неисправности контрольно-измерительных приборов и средств автоматики. Эксплуатация электрооборудования при неисправных средствах взрывозащиты, блокировки, с нарушениями схем управления защиты.
6. Несвоевременное проведение ревизии и проверки контрольно-измерительных приборов, средств автоматики.
7. Несоответствие технологических регламентов, разработанных на технологические процессы подготовки и добычи нефти, разделам Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности», утвержденных Приказом Ростехнадзора от 12. 03.2013 г. №101.
Отметим, что основными причинами этих нарушений являются несоблюдение работниками эксплуатирующих организаций требований промышленной безопасности, установленных нормативно-правовыми актами, низкий уровень знаний работников, а также недостаточный производственный контроль за безопасным ведением работ.

- Были ли выявлены нарушения промышленной безопасности на этих объектах за истекший период 2018 г.? Кто и какую ответственность понес за выявленные нарушения?
- За шесть месяцев 2018 г. на объектах нефтедобычи проведено 53 проверки, выявлено 2143 нарушения, привлечено к административной ответственности 116 должностных и 14 юридических лиц, общая сумма наложенных штрафов составила 5 млн 978 тысяч рублей.

- Были ли аварии, инциденты несчастные случаи на предприятиях нефтегазового и нефтеперерабатывающего комплексов за этот период? Каковы их причины? 
- За шесть месяцев 2018 г. на объектах нефтедобычи произошли: один несчастный случай со смертельным исходом и одна авария с групповым несчастным случаем. Основные причины аварий и несчастных случаев — это неудовлетворительная организация производства работ, несоблюдение технологического процесса при производстве работ, недостаточный производственный контроль, нарушение работниками дисциплины труда, недостаточная надежность оборудования.

- Какие рекомендации Вы могли бы дать предприятиям нефтегазового и нефтеперерабатывающего комплексов в целях безопасной эксплуатации объектов?
- С целью повышения уровня безопасности на объектах нефтедобычи предприятиям нефтегазового комплекса необходимо соблюдать положения Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, а это значит:
- обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
- допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
- обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
- иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;
- организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
- создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных ст. 11 Федерального закона № 116-ФЗ;
- обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
- обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.

Историческая справка

В первые годы советской власти контролирующие функции были возложены на Наркомат труда, в котором функционировали инспекция труда и одновременно — для квалификационного надзора за безопасностью — техническая инспекция. В 1954 г. надзор за безопасностью и охраной недр получил статус государственного: началось объединение ведомственных инспекций в составе Государственного комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете министров СССР. В соответствии с постановлением Правительства СССР в этом же году в системе Госгортехнадзора был организован ряд территориальных управлений, в том числе Управление Татарского округа, созданное на базе инспекции котлонадзора Министерства электростанций СССР. Необходимость создания территориального органа Госгортехнадзора была вызвана бурным развитием в регионе разных отраслей промышленности, эксплуатирующих опасные объекты, необходимостью принятия дополнительных мер по охране недр.
Дальнейшее развитие управления Татарстанского округа самым тесным образом связано с открытием и освоением нефтяных месторождений в Татарской АССР, со становлением и развитием нефтяной индустрии. Первое штатное расписание округа было утверждено Госгортехнадзором СССР 06.11.1954 г., в составе 12 человек и  состояло из двух отделов: геологического контроля и котлонадзора. 
На первом этапе в соответствии с действовавшим тогда Положением о Госгортехнадзоре СССР, Управлением округа осуществлялся надзор в нефтяной, нерудной промышленности, на объектах котлонадзора и газового надзора, относящимся к предприятиям союзного подчинения. Это были: объединение «Татнефть», трест «Татбурнефть», трест «Татнефтегазразведка» и проводящие горные работы по добыче нерудных полезных ископаемых карьеры Бондюжский, Киндерский, Бимерский.
Необходимостью обеспечения более оперативного контроля за нарастающими объемами бурения, добычи нефти и газопереработки стала передача в 1955 г. под контроль Управления Татарского округа большого количества объектов котлонадзора из Уфимского округа, которые находились на территории Татарстана. Это потребовало организации в нефтяных районах горнотехнических инспекций нефтяного профиля (РГТИ). Так родилась Бугульминская инспекция, в состав которой входили Альметьевский, Лениногорский, Бавлинский участки. Через два года была организована Альметьевская РГТИ, а в 1959 г. — Елабужская, преобразованная в 1970 г. в Нижнекамскую. Бугульминскую РГТИ в 1960 г. передислоцировали в г. Лениногорск и переименовали в Лениногорскую.
В 1958 г. округ принял под свой контроль большое количество предприятий и объектов подконтрольных отраслей промышленности республиканского и местного значения, с этим было связана передача в состав Управления Татарского округа Поволжской областной горнотехнической инспекции Госгортехнадзора РСФСР. В 1959 г. назрела необходимость организации в составе округа отдела по надзору в нерудной и химической промышленности и отдела газового надзора.
В 1962 г. отдел по надзору в нерудной и химической промышленности был разделен на отдел по надзору в нефтяной, нерудной промышленности и отдел по надзору в химической и нефтехимической промышленности.
С 1966 г. в составе Управления округа появился отдел по надзору за горными и взрывными работами, который в 1988 г. объединили с отделом нефтяного надзора.
В марте 1988 г. образована инспекция по надзору в горной, нефтяной промышленности и охране недр. В этом же году на базе отделов котлонадзора, подъемных сооружений, по надзору в химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности, газового надзора создается Казанская межотраслевая инспекция. Но уже в сентябре 1988 г., в целях дальнейшего совершенствования надзорной деятельности Казанская межотраслевая инспекция упраздняется, и создаются инспекция по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями, инспекция по надзору в химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности и инспекция по газовому надзору.
С 01.01.1990 г. Управление Татарского округа переименовано в Управление Приволжского округа и с 19.04.1990 г. вошло в состав Госпроматомнадзора СССР. В 1998 г. Приволжский округ Госгортехнадзора России переименован в Управление Приволжского округа Госгортехнадзора России, а в 2004 г. ведомство перешло в подчинение вновь созданной на базе объединения инспекций атомного, энергетического, экологического надзоров и промышленной безопасности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и получило название Управление Приволжского округа по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора. В 2009 г. территориальный орган получил наименование Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) и в его состав вошли предприятия трех республик — Татарстана, Чувашской Республики и Республики Марий Эл. На этом процесс совершенствования надзорной деятельности не закончился. В составе видов надзора появился стройнадзор, что позволило замкнуто цепочку от контроля за строительством до ввода и дальнейшей эксплуатацией всех объектов нефтегазового и нефтеперерабатывающего комплексов.
На этом процесс реформирования Службы не завершился, но это отдельная тема разговора. 

Все статьи рубрики