Принципы организации системы промышленной безопасности в РОАО "Удмуртгаз"
Пластинин Николай Владимирович
генеральный директор РОАО «Удмуртгаз»
Номер журнала:
Рубрика:
В настоящее время в газовой отрасли республики идет реализация ряда социально-значимых программ, среди которых газификация Удмуртии, перевод котельных на газ. Развивается сеть автомобильных газозаправочных станций. В свете активизации в данных направлениях становится актуальной проблема охраны окружающей среды и безопасности эксплуатации опасных производственных объектов. Об организации системы промышленной и экологической безопасности в РОАО «Удмуртгаз» мы беседуем с руководителем предприятия Николаем Владимировичем Пластининым.
- РОАО «Удмуртгаз» является одним из ведущих предприятий газовой отрасли. Основная цель предприятия – решение задач по обеспечению надежного и безаварийного газоснабжения потребителей, безопасной эксплуатации систем газового хозяйства. Каковы главные итоги деятельности предприятия и планы на перспективу?
- К настоящему времени для повышения надежности газоснабжения городов и населенных пунктов Удмуртской Республики и оптимизации схем газоснабжения силами РОАО «Удмуртгаз» был выполнен комплекс мероприятий. В том числе были построены перемычки между подземным газопроводом и надземным газопроводом «Ижевский литейный завод-ГРС-2 в городе Ижевске, между выходом газопровода с ГРС на город Сарапул и выходом газопровода с ГРС на Сарапульский район в районе ГРС города Сарапул. Также были построены переходы газопроводов через реку Юнда и под рекой Вотка наклонно-направленным бурением, 9 переходов Писеево – Б. Кибья.
В ближайшей перспективе для повышения надежности газоснабжения РОАО «Удмуртгаз» намерено выполнить перевод газопровода-отвода высокого давления от ГРС-1 до ГРС-2 на давление 1,2 МПа, с заменой оборудования ГРС-1, ГРС-2, АГРС ОПХ, АГРС «Очистные сооружения» на головные газорегуляторные пункты с узлами учета газа и выходным давлением 0,6 Мпа. В городе Глазов и поселке Яр запланировано строительство вторых выходов с АГРС с давлением 1,2 МПа.
- Газификацию регионов уже называют «пятым национальным проектом». При этом, как отметил вице-премьер Дмитрий Медведев, в Удмуртской Республике и в ряде иных регионов газификация идет с опережением. Не могли бы вы подвести какие-то итоги по РОАО «Удмуртгаз»?
- Развитие газификации в нашем регионе организовано в рамках Республиканской целевой программы «Газификация Удмуртской Республики на 2005-2009 годы». На сегодняшний день в эксплуатации РОАО «Удмуртгаз» находится 6 482 км газораспределительных сетей, из которых 240,3 км были введены в эксплуатацию за 9 месяцев 2007 года. В Удмуртии газифицировано 449 757 квартир, из них сетевым газом – 348 433, сжиженным – 101 324 квартиры. За 9 месяцев 2007 года газифицировано вновь 4 632 квартиры, из них сетевым газом – 4 527, сжиженным – 105 квартир.
- РОАО «Удмуртгаз» стало пионером по переоборудованию автотранспорта на использование компримированного природного газа. Каковы ваши планы по дальнейшему развитию данного направления?
- Сегодня в России около 60 000 автомобилей и тракторов работают на КПГ (компримированном природном газе), функционируют 215 АГНКС (автомобильных газонаполнительных компрессорных станций), 60 передвижных газозаправщиков (ПАГЗ), 70 пунктов по переоборудованию и техническому обслуживанию газобаллонных автомобилей, 24 пункта переосвидетельствования баллонов. В месяц в стране реализуется более 22 млн кубометров КПГ. И это только начало возрождения газомоторного рынка. Если сейчас на долю природного газа приходится всего 0,2% рынка моторного топлива, то по к 2020 году, по прогнозам Евросоюза, на природный газ предполагается перевести 23,5 млн автомобилей. И главным мотивом данного направления является не только экология, но и энергетическая безопасность, о чем в последние годы открыто говорится на всех мировых энергетических форумах.
К настоящему времени РОАО «Удмуртгаз» построило и ввело в эксплуатацию в Ижевске автомобильную газонаполнительную компрессорную станцию (АГНКС) производительностью сто заправок газобаллонных автомобилей в сутки. Параллельно со строительством АГНКС акционерным обществом была разработана и принята к исполнению программа перевода ведомственного автотранспорта для работы на компримированном природном газе.
Принимая во внимание тот факт, что Россия обладает примерно третью мировых запасов метана, его освоение в качестве моторного топлива для автотранспортных средств имеет для нашей страны стратегическое значение. В то же время существует ряд сдерживающих факторов. Это отсутствие законодательной базы и организационно-управленческих решений, недостаточный технический уровень, низкая экономическая эффективность предлагаемых решений и соответственно конкурентоспособность газовых автомобилей по сравнению с автомобилями, работающими на бензине.
На наш взгляд, для развития данного направления необходимо ускорить решение таких технических проблем, как:
- создание однотопливных автомобилей, работающих на природном газе;
- развитие технологий изготовления и снижение цен на баллоны высокого давления;
- создание конструкций ГБО и баллонов высокого давления, предназначенных для работы с большими рабочими давлениями (300 и более кг/см);
- создание развитой системы АГНКС;
- развитие криогенных систем ГБО, хранение сжиженного метана и инфраструктуры заправок сжиженным метаном.
Анализируя опыт организации перевода автотранспорта на природный газ в регионах России (Томск, Екатеринбург, Рязань и др.) становится очевидно, что для успешного решения данной задачи в Удмуртии необходимо проработать вопросы создания законодательной базы по расширенному использованию альтернативного моторного топлива и разработке программы «Об организации работы по переводу автомобильного транспорта на газовое моторное топливо».
- Большинство серьезных предприятий идет по пути создания системы комплексного управления промышленной, экологической безопасности и охраны труда, сертификации их в соответствии с международными стандартами. Что делается в РОАО «Удмуртгаз» в этой сфере?
- На основании Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» №116-ФЗ на предприятии разработано «Положение по организации и осуществлению производственного контроля». Производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации и ликвидации их последствий.
Основными задачами производственного контроля являются:
- обеспечение соблюдения требований промышленной безопасности в филиалах и на предприятиях Общества;
- анализ состояния промышленной безопасности в Обществе, его филиалах и предприятиях, в том числе путем организации проведения соответствующих экспертиз;
- разработка мер, направленных на улучшение состояния промышленной безопасности, предотвращение ущерба окружающей среде;
- контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
- координация работ, направленных на предупреждение аварий на опасных производственных объектах, и обеспечение готовности к локализации аварий и ликвидации их последствий;
- контроль за своевременным проведением необходимых испытаний и технических освидетельствований технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, ремонтом и поверкой контрольных средств измерений;
- контроль за соблюдением технологической дисциплины.
Система охраны труда в РОАО «Удмуртгаз» осуществляется согласно утвержденному «Положению по организации работы по охране труда», которое устанавливает общие требования в организации работы по охране труда, обязанности и ответственность должностных лиц подразделений и служб предприятий по обеспечению охраны труда.
Согласно данному положению, на предприятии обеспечен контроль за соблюдением трудового законодательства, правил и норм по охране труда, а также за выполнением мероприятий по охране труда, требований стандартов безопасности труда и других нормативно-технических документов.
- Как на вашем предприятии выстроена работа по минимизации рисков, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов?
- Наиболее вероятные риски на опасных производственных объектах РОАО «Удмуртгаз» – взрывы, пожары, отравления угарным газом, обморожения сжиженным газом.
Для их минимизации выполняется комплекс мероприятий. В том числе техническое обслуживание и ремонт, обеспечивающие содержание опасных производственных объектов систем газораспределения и газопотребления в исправном состоянии. В случае выявления каких-либо недостатков при диагностировании, производится ремонт или замена газопроводов и газового оборудования.
Все работники проходят обучение и аттестацию по безопасным методам и приемам выполнения работ. К выполнению газоопасных работ допускаются руководители, специалисты и рабочие, обученные технологии проведения газоопасных работ, правилам пользования средствами индивидуальной защиты, способам оказания первой помощи, аттестованные и прошедшие проверку знаний в области промышленной безопасности.