Правовое регулирование деятельности регионального оператора
Номер журнала:
Рубрика:
В Минприроды России поступило обращение по вопросу регулирования деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее региональный оператор).
Ведомство, рассмотрев обращение, Письмом от 07.09.2020 г. № 25-50/11514-ОГ «О рассмотрении обращения по вопросу регулирования деятельности в области обращения с отходами производства и потребления» сообщило:
- В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее закон № 89-ФЗ) формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО) относится к полномочиям субъектов РФ в области обращения с отходами.
Согласно п. 1 ст. 24.6 закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
На основании п. 4 ст. 24.6 закона № 89-ФЗ юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ конкурсного отбора региональных операторов по обращению с ТКО, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 г. № 881.
Согласно п. 8 ст. 24.6 закона № 89-ФЗ зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами.
П. 9 ст. 24.6 закона № 89-ФЗ предусмотрено, если иное не установлено федеральным законом, что зоны деятельности региональных операторов должны охватывать всю территорию субъекта РФ и не должны пересекаться.
Региональный оператор осуществляет свою деятельность только в тех зонах, на которых он выбран путем конкурсного отбора.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 9 закона № 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее закон № 99-ФЗ) с учетом положений закона № 89-ФЗ.
На основании подпункта 30 п. 1 ст. 12 закона № 99-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности также подлежит лицензированию.
При досрочном прекращении деятельности
Дополнительно Минприроды России сообщило, что согласно п. 6 ст. 29.1 закона № 89-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае признания конкурсного отбора несостоявшимся или досрочного прекращения деятельности регионального оператора, в том числе в случае его отказа от осуществления деятельности, вправе на срок, не превышающий одного года, присвоить статус регионального оператора без проведения конкурсного отбора и заключить соответствующее соглашение с юридическим лицом, которому:
- присвоен статус регионального оператора;
- зона его деятельности расположена на территории данного субъекта РФ.
Либо с юридическим лицом, которому:
- присвоен статус регионального оператора;
- зона деятельности расположена на территории другого субъекта РФ, граничащего с данным субъектом РФ.
В случае если указанные выше юридические лица отказываются от заключения соглашения, следует заключить его с государственным или муниципальным унитарным предприятием либо государственным или муниципальным учреждением, имеющими лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (п. 6 введен Федеральным законом от 25.12.2018 г. № 483-ФЗ).