Повысить требовательность
Номер журнала:
Рубрика:
Ростехнадзор подвел итоги 2006 года и определил задачи на 2007 год
27-28 февраля Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) провела расширенное заседание коллегии, посвященное подведению итогов работы Службы в 2006 г. и определению задач на 2007 г. и дальнейших перспектив. Итогом ее работы, участие в которой также приняли представители Администрации Президента РФ, Федерального Собрания РФ и Аппарата Правительства РФ, стало постановление коллегии, в котором отражаются основные цели и задачи работы Службы в 2007 г.
Анализируя результаты работы Службы в 2006 году, характеризующиеся снижением общего числа аварий на опасных производственных объектах — 204 аварии, что на 31 меньше чем в 2005 году, Константин Борисович Пуликовский, руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), резко раскритиковал работу Службы по надзору за объектами использования атомной энергии. По результатам 9 403 проверок было выявлено только 1 547 нарушений, и лишь в 123 случаях за их неустранение применялись санкции. «С таким уровнем требовательности и принципиальности тяжело добиваться повышения эффективности деятельности нашей Службы и повышения ее влияния на обеспечение социально приемлемых уровней безопасности на поднадзорных объектах», — сказал К. Б. Пуликовский.
«Задачи Службы как надзорного органа заключаются в обеспечении соблюдения поднадзорными организациями требований по безопасности и в применении соответствующих мер административного воздействия к нарушителям этих требований, — продолжил комментировать итоги 2006 года К. Б. Пуликовский. — Но с учетом незначительного масштаба действующих экономических штрафных санкций руководство организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, иногда сознательно идет на нарушение требований, отделываясь при этом незначительными штрафами. Таким образом, в руках Службы только „кнут“, да и он применяется без учета обстоятельств и предыстории нарушения — первый раз произошло нарушение или оно повторяется неоднократно».
Такой «унифицированный» подход в определении мер административного воздействия играет на руку злостным нарушителям требований безопасности — руководство поднадзорных организаций зачастую скрывает от инспекторов негативную информацию о состоянии оборудования и протекании производственных процессов, что способствует повышению уровня аварийности и травматизма на поднадзорных объектах.
В связи с данным положением К. Б. Пуликовский считает, что:
- с одной стороны, необходимо ужесточить штрафные, в том числе и экономические, санкции к злостным нарушителям требований безопасности;
- с другой стороны, в целях повышения эффективности надзорной деятельности, получения объективной информации о состоянии дел в поднадзорных организациях и обеспечения радикального повышения уровня безопасности на поднадзорных объектах необходимо дополнить функцию «кнута» и функцией «пряника».
В качестве «пряника» руководитель Ростехнадзора назвал меры, направленные на экономическое стимулирование организаций, эксплуатирующих опасные объекты, на вложение средств в мероприятия по замене устаревшего (изношенного) оборудования, а также оборудования, использование которого в технологических процессах приводит к негативному воздействию на окружающую среду (включая предоставление Службе определенных полномочий по ходатайству и согласованию применения мер экономического стимулирования конкретных организаций). К их числу следует отнести:
- внесение в соответствующую нормативную правовую базу положений о возможности и условиях снижения объемов налоговых отчислений в случае проведения организацией правильной технической политики по обеспечению промышленной и экологической безопасности;
- определение предельного (недопустимого с точки зрения безопасности) уровня износа оборудования на социально значимых предприятиях и ходатайство Ростехнадзора перед Минфином России о предоставлении целевых льготных кредитов на модернизацию их производства;
- подтверждение необходимости и согласование запросов организаций со 100-процентным (или частичным) государственным капиталом, а также социально значимых предприятий о необходимости использования части прибыли на проведение мероприятий, направленных на обеспечение безопасности соответствующих производств (на модернизацию, замену оборудования и т.д.);
- введение в практику использования такого механизма, как отложенная уплата налога (на федеральном, субъектовом и муниципальном уровнях). То есть, по сути, выделение целевого беспроцентного кредита (не требующего дополнительных затрат из соответствующих бюджетов) на проведение мероприятий по обеспечению (повышению) промышленной и экологической безопасности;
- создание государственной системы страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта, позволяющей организациям, при отсутствии страховых случаев в течение 3-5 лет, значительную долю страховой премии целевым образом использовать на модернизацию (замену) оборудования в целях повышения промышленной безопасности.
В прошедшем году обозначились проблемы и по экологическому направлению, где Служба осуществляет государственный контроль по 4 направлениям: за деятельностью по обращению с отходами, за охраной атмосферного воздуха, за исполнением требований законодательства об экологической экспертизе, за соблюдением общих экологических требований. К. Б. Пуликовский подчеркнул: «Те сложные и трудоемкие задачи, которые стоят перед Ростехнадзором, невозможно решить без конструктивного участия других федеральных органов исполнительной власти, в первую очередь, Министерства природных ресурсов России, Минэкономразвития России, и содействия со стороны Департамента социального развития и охраны окружающей среды Правительства Российской Федерации. Однако Управление государственного экологического контроля не смогло в 2006 году наладить с ними эффективного взаимодействия, что привело к задержке принятия ряда постановлений Правительства Российской Федерации. С учетом передачи части полномочий в области охраны окружающей среды органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в 2007 году Управлению государственного экологического надзора необходимо принять конкретные шаги, чтобы совместно с МПР России обеспечить создание единой системы органов государственной власти, осуществляющих государственный экологический контроль, а также организацию и проведение государственной экологической экспертизы.
Кроме того, с учетом исключения проектной документации из состава объектов государ-ственной экологической экспертизы, Управлению государственного экологического надзора в целях обеспечения охраны окружающей среды в Российской Федерации необходимо совместно с МПР России переработать и обеспечить утверждение предусмотренных Федеральным законом „Об охране окружающей среды“ Требований к материалам оценки воздействия на окружающую среду, включив в них требования Ростехнадзора к материалам оценки воздействия на окружающую среду проектов намечаемой хозяйственной деятельности.
При этом территориальным органам Ростехнадзора необходимо организовать тесное взаимодействие с территориальными органами находящейся в ведении МПР России Федеральной службы по надзору в сфере природопользования с целью организации информационного обмена и проведения совместных комплексных проверок хозяйствующих субъектов».
Одной из наиболее важных задач работы Ростехнадзора в 2007 году станет участие в решении социальных проблем. Об этом в своем выступлении, открывшем заседание коллегии, заявил руководитель Ростехнадзора Константин Борисович Пуликовский. «Необходимо активизировать деятельность Ростехнадзора в обеспечении бесперебойного функционирования систем снабжения населения электричеством, водой, газом и теплом, в том числе резервного обеспечения электричеством социально важных объектов — школ, больниц и т.д. — независимо от формы собственности», — заявил К. Б. Пуликовский. В частности, сейчас перед государственным энергетическим надзором стоит чрезвычайно важная государственная задача — обеспечить эффективное осуществление надзорных и контрольных мероприятий в условиях реформирования РАО «ЕЭС России» (образования большого количества отдельных компаний по генерации, передаче и реализации электрической и тепловой энергии). Необходимо также обеспечить реализацию основных принципов энергосберегающей политики государства посредством действенного контроля за эффективностью работы энергоустановок и безусловным соблюдением требований нормативно-технических документов.
Говоря о повышении эффективности работы Ростехнадзора, К. Пуликовский заявил о необходимости децентрализации некоторых функций Службы. «Главной задачей в лицензионной и разрешительной деятельности Службы на 2007 год является передача территориальным органам имеющихся избыточных функций центрального аппарата по данным направлениям деятельности», — отметил К. Пуликовский. В этом году Ростехнадзор рассмотрит возможность передачи полномочий проведения процедуры лицензирования и выдачи разрешений в свои территориальные органы по месту нахождения соискателей лицензии. К. Пуликовский призвал руководителей территориальных управлений подготовить предложения по передаче им и других функций центрального аппарата Службы.
«Мы приняли весьма напряженный план основных мероприятий на 2007 год, ориентированный на решение актуальных задач в области совершенствования законодательной базы и технического регулирования, повышения эффективности надзорной деятельности в условиях экономического роста, либерализации экономики и административной реформы. Уверен, что у нас есть все необходимое, для того чтобы решить поставленные задачи», — заключил К. Б. Пуликовский.