Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

апрель 2024

пн вт ср чт пт сб вс
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Политика сохранения окружающей среды

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

 

Результаты природоохранной деятельности Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан за 9 месяцев 2009 г. изложены в докладе министра экологии и природных ресурсов Республики Татарстан Агляма Киямовича Садретдинова.

Приоритетные задачи
Главные усилия министерства в отчетном периоде были сосредоточены на решении приоритетных задач в области обеспечения экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов, обозначенных в ежегодном Послании Президента РТ М.Ш. Шаймиева Государственному Совету РТ, а также в решениях Кабинета министров РТ. В их числе:
- оптимизация государственного экологического контроля;
- упорядочение и усиление контроля целевого расходования средств республиканского бюджета, выделяемых на содержание центрального аппарата министерства, его территориальных управлений, государственных природных комплексных заказников, а также в подведомственных предприятиях;
- снижение негативного воздействия автомобильного транспорта на состояние атмосферного воздуха;
- оздоровление состояния поверхностных вод и снижение уровня загрязнения водных объектов предприятиями теплоэнергетического комплекса, химической промышленности и жилищно-коммунального хозяйства;
- активное внедрение энергоресурсосберегающих и малоотходных технологий, организация сортировки и переработки бытовых и промышленных отходов;
- упорядочение и повышение эффективности использования и реализации общераспространенных полезных ископаемых.

Итоги 9-ти месяцев
Во исполнение поручений премьер-министра РТ, данных на заседании Коллегии Министерства экологии и природных ресурсов РТ по итогам работы в 2008 г. и за 9 месяцев  2009 г., министерством проведена следующая работа:
- на каждом из заседаний Межведомственной комиссии по экологической безопасности, природопользованию и санитарно-экологическому благополучию в РТ заслушивается отчет руководителей исполнительных комитетов муниципальных районов и городских округов республики о мерах по решению проблемы утилизации биологических отходов;
- в Министерство экономики РТ и Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ на рассмотрение направлен проект плана мероприятий по повышению эффективности очистки промышленных сточных вод республики;
- разработаны и внесены на рассмотрение Кабинета министров РТ предложения по установлению квот на добычу общераспространенных полезных ископаемых на территории республики;
- проведены работы по оценке ресурсной базы и разработаны предложения об упорядочении добычи и реализации ПГС (песчано-гравийной смеси) на территории республики;
- совместно с ОАО «ТАИФ-НК», ОАО «Татнефть-АЗС-Центр», Государственным учреждением «Управление рационального использования теплоэнергетических ресурсов» реализуются мероприятия по переводу автотранспорта в г. Казани на моторное топливо, соответствующее стандарту «Евро-4». В результате по состоянию на 10 октября 2009 г. данное моторное топливо реализуется на 25-ти АЗС г. Казани, а его доля в общем объеме реализации составляет 24%, или 78 тыс. т.;
- разработаны и реализуются предложения по усилению контроля за эффективностью и технической надежностью очистных сооружений республики (проведено обследование 77-ми очистных сооружений, в том числе инструментальному контролю подвергнуто 48 объектов очистки сточных вод);
- обеспечивается эффективное использование данных инструментального экологического мониторинга при принятии управленческих решений в сфере обеспечения экологической безопасности;
- муниципальным образованиям республики оказывается методическая помощь при разработке и формировании экологических муниципальных программ. В результате в отчетный период такие программы утверждены в Атнинском, Кукморском, Нижнекамском, Нурлатском, Сармановском, Ютазинском и Чистопольском муниципальных районах;
- разработаны и направлены в Министерство по делам молодежи, спорту и туризму РТ для включения в План подготовки по проведению XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 г. в г. Казани предложения по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты и улучшению санитарно-экологической обстановки в г. Казани.

Экологический контроль
Важнейшим инструментом эффективного решения указанных задач является государственный экологический контроль.
Инспекторами министерства за 9 месяцев текущего года осуществлено 5 639 инспекторских проверок на 1 995 предприятиях, в организациях и на природных объектах (9 месяцев 2008 г. – 4 981). В ходе государственного контроля выявлено 5 748 нарушений природоохранного законодательства (9 месяцев 2008 г. – 7 087), из которых устранено в установленный срок 5 016, или 87%, против 80% за аналогичный период 2008 г. За нарушения природоохранного законодательства к административной ответственности привлечены 3 005 юридических, должностных и физических лиц. Общая сумма штрафов, наложенных на нарушителей, составила 13 млн. 568 тыс. рублей. Материалы по 1 190 фактам особо грубых нарушений законодательства переданы в прокуратуру.

Атмосферный воздух
Важнейшее значение для обеспечения экологической безопасности на территории  республики имеют меры, направленные на улучшение качества атмосферного воздуха. Несмотря на ежегодное снижение объемов выбросов, республика все еще характеризуется высокой удельной плотностью загрязняющих веществ, поступающих в атмосферу (4 т на 1 кв. км, в среднем по РФ – 2,2, по ПФО – 6,0). По данным «Центра гигиены и эпидемиологии в РТ», в зоне влияния автомагистралей продолжает фиксироваться превышение допустимых концентраций по ряду загрязняющих веществ, таких как оксид углерода, окислы азота, формальдегид и углеводороды в среднем в 5,2% исследованных проб, а в отдельных районах РТ (Зеленодольском, Заинском, Елабужском, Бугульминском, Нурлатском и в г. Казань) эти значения достигают 11,5%.
В связи с этим в отчетном периоде министерством большое внимание уделялось решению проблемы загрязнения атмосферного воздуха и, в первую очередь, от автотранспорта. Министерством совместно с МВД РФ по РТ в период с 15 мая по 1 октября 2009 г. проведена операция «Чистый воздух–2009», в ходе которой на 273 предприятиях и на автомагистралях республики проверено более 7,5 тыс. автомашин (2008 г. – 4,8 тыс.), из которых 1 264 автомашины, или 16,8% (2008 г. – 18%) от общего числа проверенных не соответствовали требуемым нормативам выбросов загрязняющих веществ.
По результатам проведенных проверок оформлено более 1 080 протоколов о нарушении природоохранного законодательства (в 2008 г. - 349), по которым вынесены постановления о наложении штрафов на общую сумму более 340 тыс. руб. (в 2008 г. – 172 тыс. руб.).
Также в целях снижения объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников на ряде предприятий республики проведены ремонт и реконструкция газоочистного оборудования, в том числе:
- ремонт вытяжной вентиляции и установок очистки газов на ОАО «Казанское авиационное производственное объединение» (сокращение выбросов составило 49,5 т в год);
- замена фильтрующих элементов в адсорбере на «Казанском государственном казенном пороховом заводе» (150 т в год);
- использование факельных выбросов в работе компрессоров на производстве ОАО «Нижнекамскнефтехим» (1500 т в год);
- монтаж схемы рециркуляции дымовых газов на котлах Нижнекамской ТЭЦ (сокращение выбросов составило 1500 т в год).
На автозаправочных станциях г. Казани осуществляется активное замещение реализации моторных топлив низкого класса на топливо «ЕВРО-4», содержание вредных веществ в котором от 5 до 10 раз ниже, чем в топливе класса «ЕВРО-2». В связи с этим обеспечено снижение выбросов загрязняющих веществ от автомобильного транспорта более чем на 1,8 тыс. т., или на 1,7% от общего валового выброса от передвижных источников в г. Казани. При полном переводе автозаправочных станций столицы Татарстана  на реализацию топлива «ЕВРО-4» будет обеспечено сокращение выбросов в атмосферный воздух на 7,5 тыс. т, или на 7,1%.

Поверхностные и сточные воды
Больше внимания должно уделяться системному планированию и реализации мероприятий по оздоровлению состояния поверхностных вод. Несмотря на то, что за последние 5 лет объем сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты, сокращен более чем на 12% за счет ввода дополнительных мощностей биологических очистных сооружений суммарной производительностью очистки 5,5 млн. м3 в год, загрязнение водных объектов все еще остается значительным. Анализ показывает, что главной причиной такого положения является недостаточная эффективность очистки сточных вод на очистных сооружениях (в целом по республике колеблется от 40 до 90%), а также низкий уровень обеспеченности населенных пунктов канализационными сетями, особенно в Лаишевском, Апастовском, Кайбицком и Тюлячинском муниципальных районах. Решение этих проблем должно стать объектом ежедневного контроля в работе территориальных управлений министерства и совместной работы с исполнительными комитетами муниципальных районов.
В связи с этим министерство уделяет большое внимание активизации государственного водного контроля.
В отчетном периоде госинспекторами министерства осуществлены проверки исполнения водоохранного законодательства на более чем 300 предприятиях. Количество выявленных нарушений составило 508, из которых на сегодняшний день 342 устранено. По итогам проверок к административной ответственности привлечено 598 юридических, должностных и физических лиц. На нарушителей водного законодательства наложены штрафы на общую сумму более 780 тыс. руб.
За грубые нарушения водоохранного законодательства предприятиям-нарушителям предъявлены претензии на возмещение вреда на общую сумму 509,2 тыс. руб.
В рамках проведения государственного экологического контроля в отчетном периоде осуществлялись проверки строительства и эксплуатации очистных сооружений, внедрения систем оборотного и повторного водоснабжения на предприятиях и в организациях республики. Проведено обследование 77 очистных сооружений, в том числе инструментальному контролю подвергнуто 48 объектов очистки сточных вод. Сотрудниками специализированных инспекций аналитического контроля министерства было отобрано более 340 проб и проведено 5 182 анализа сточных и природных вод.
В целях снижения объемов сбросов загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, повышения эффективности очистки сточных вод в отчетном периоде на ряде предприятий республики осуществлялся контроль за проведением ремонта и реконструкции оборудования очистных сооружений и сетей канализации, в том числе:
- капитальный ремонт первичных отстойников на районных очистных сооружениях (РОС) ЗАО «Челныводоканал»;
- ремонт на технологическом блоке емкостей БОС филиала ОАО «Татгазэнерго «Менделеевский»;
- ремонт линии возврата очищенных стоков на водооборотный цикл ООО «Менделеевсказот» в г. Менделеевске;
- реконструкция и расширение системы оборотного водоснабжения, а также установка в канализационных сетях усовершенствованной жироловки в филиале ОАО «ВАМИН Татарстан» «Азнакаевский маслодельный завод»;
- реконструкция с целью оптимизации рабочей мощности БОС Арского филиала ООО «Водоканал-Сервис»;
- строительство ливневой канализации на ОАО «Сантехприбор»;
- строительство локальных очистных сооружений для очистки ливневых вод на ОАО «КПОПАТ № 5» г. Казани;
- строительство рециркуляционной системы дренажных вод от теплиц на полив растений закрытого грунта в ООО «Тепличный комбината «Майский» и другие.

Все статьи рубрики