Подключение Ростехнадзора к информационным системам предприятий: перспективы взаимодействия
КИРИЛЛОВА Любовь Сергеевна
ведущий эксперт Кстовского отдела Волжско-Окского управления Ростехнадзора
Номер журнала:
Рубрика:
Приоритетной задачей является организация контрольно-надзорных мероприятий с использованием современных технологий дистанционного контроля параметров, характеризующих безопасность на ОПО нефтегазового комплекса при применении систем АСУТП производства SIEMENS, YOKOGAWA и HONEYVELL.
Контроль технического состояния оборудования с учетом факторов риска предусматривает двухмерный аспект анализа риска: использование методов, дополняющих количественную оценку риска, анализ систем мониторинга, направленных на уменьшение вероятности аварии и перерасчет рисков на основе выполненного неразрушающего контроля и показаний системы мониторинга; снижение инспекционной активности по оборудованию с риском, ниже допустимого, и осуществление системы непрерывного мониторинга оборудования с высокой степенью риска; экспресс-анализ состояния оборудования, определение действующих механизмов, повреждений и выбор контрольных точек мониторинга, количества и типов используемых каналов информации.
К сожалению, даже полный и всесторонний анализ данных о поднадзорном предприятии, содержащихся в КСИ Ростехнадзора и в отчетности о системе производственного контроля, не отвечает основному требованию информационного мониторинга и дистанционного контроля — непрерывности потока данных и возможности получения актуализированных сведений на текущий момент и за любой отрезок времени. Данные в КСИ Ростехнадзора вносятся только при изменении в составе зарегистрированных ОПО, а отчетность предоставляется не чаще одного раза в год. Вместе с тем на промышленных предприятиях существуют и продолжают внедряться различные автоматизированные системы управления промбезопасностью, содержащие в себе широкие массивы систематизированной и структурированной информации.
Информационная система включает в себя шесть модулей: учет и контроль проведения инструктажей и проверок знаний работников; производственный контроль второго уровня; производственный контроль третьего уровня; контроль и учет выполнения предложений Ростехнадзора; регистрация и учет аварий, инцидентов; формирование информации по опасным производственным объектам ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез»; оформление и регистрация нарядов-допусков на работы повышенной опасности, их согласование и регистрация в единой электронной базе.
Информационная система Lotsia PDM PLUS позволяет в считанные минуты получить информацию за любой период времени о сотрудниках, работающих на предприятии; о проведенных инструктажах, проверках знаний; о выполнении предписаний II, III уровней производственного контроля по установке, производству, предприятию; о выполнении графиков производственного контроля; формирование отчетов по выполнению Предписаний надзорных органов; формирование информации по выполнению мероприятий по итогам расследования аварий, инцидентов, несчастных случаев; получение информации по ОПО.
Подключение специалистов Ростехнадзора к информационным системам предприятий на основе принципа добровольного обмена информацией может существенно повысить уровень их информированности, создать предпосылки для перехода на качественно новый уровень взаимодействия инспектора с эксплуатирующими организациями, повысить прозрачность в системе надзорный орган — эксплуатирующая организация, а также сделать контрольно-надзорную деятельность Ростехнадзора более аналитической, направленной и эффективной.
С другой стороны, обмен данными, содержащимися в информационных системах предприятий, с Ростехнадзором позволяет руководству предприятия получать более полную информацию об уровне промышленной безопасности на предприятии, о причинах нарушений и инцидентов, получать независимую оценку работы службы производственного контроля со стороны Ростехнадзора, получать экспертное мнения и рекомендации Ростехнадзора по организации управления промышленной безопасностью.
На основании указаний Федеральной службы Ростехнадзора ВОУ организовано ознакомление должностных лиц поднадзорных организаций, эксплуатирующих ОПО I класса опасности, с принципами осуществления контрольно-надзорных мероприятий с использованием современных технологий дистанционного контроля состояния безопасности на поднадзорных объектах. Проведены совещания с первыми руководителями и специалистами предприятий по ознакомлению с программными продуктами.
Наиболее продвинутые инфокоммуникационные системы предприятий могут являться ценными источниками систематизированной информации при реализации концепции дистанционного государственного контроля и надзора при условии стандартизации выполняемых ими функций и решаемых задач, а также согласованности форматов и протоколов обмена данных с КСИ Ростехнадзора.
За последние годы наметилась устойчивая тенденция повышения интереса со стороны предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к использованию технологий обеспечения безопасности производства, базирующихся на современных компьютерных и коммуникационных технологиях с соответствующим программным обеспечением. Несмотря на различную структуру и решаемые функциональные задачи программных продуктов в области безопасности производства от различных производителей, можно наблюдать общие цели внедрения информационных программ, схожесть решаемых ими задач и базовых принципов проектирования.
Наиболее продвинутые инфокоммуникационные системы предприятий могут являться ценными источниками систематизированной информации при реализации концепции дистанционного государственного контроля и надзора при условии стандартизации выполняемых ими функций и решаемых задач, а также согласованности форматов и протоколов обмена данных с КСИ Ростехнадзора.
В ближайшие годы можно ожидать внедрение компьютеризированных информационных систем различных производителей на опасных производственных объектах, в том числе и на объектах нефтегазового комплекса I-II классов опасности.
Первая часть статьи опубликована в журнале «Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда» («Внедрение технологий дистанционного контроля состояния безопасности на поднадзорных объектах»), № 6 (103), август 2015 года, стр. 76-79.