Перерегистрация ОПО: важные разъяснения Ростехнадзора
Номер журнала:
Рубрика:
В условиях изменения законодательства о регистрации опасных объектов предприятия, эксплуатирующие ОПО, сталкиваются с рядом проблем. Наибольшее количество вопросов возникает у нефтегазодобывающих компаний. Учитывая это, специалисты Ростехнадзора разъясняют систему перерегистрации опасных производственных объектов бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата (нефтяных и газовых скважин).
Нефтегазодобывающим предприятиям следует учесть ряд особенностей системы перерегистрации ОПО. При регистрации в государственном реестре класс опасности опасных производственных объектов бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата устанавливается в соответствии с п. 3 Приложения 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». К указанным опасным производственным объектам относятся скважины, указанные в п. 2 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 марта 2013 года № 101.
В случае, если для опасного производственного объекта нефтегазодобывающего производства могут быть установлены разные классы опасности по критериям, устанавливается наиболее высокий из них (п. 10 Приложения 2 к Федеральному закону № 116-ФЗ).
В случае, если опасный объект нефтегазодобывающего производства расположен на землях особо охраняемых природных территорий, континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море или прилежащей зоне РФ, на искусственном участке, созданном на водном объекте, находящимся в федеральной собственности, для такого объекта устанавливается следующий (более высокий) класс опасности.
Определение границ объектов нефтегазодобывающих производств для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов производится в соответствии с проектной документацией обустройства месторождений.
Согласно положениям Закона РФ от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования (п. 18 ст. 3) относится установление порядка организации и осуществление федерального государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами; к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования отношений недропользования (п. 14 ст. 4) относится организация и осуществление регионального госнадзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения.
Согласно ст. 24 Закона о недрах органы государственного горного надзора в пределах своей компетенции обеспечивают государственное нормативное регулирование вопросов безопасности работ, связанных с пользованием недрами, а также выполняют контрольные функции. Согласно ст. 38 Закона «О недрах» государственный горный надзор осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.
Порядок государственного горного надзора установлен «Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору по осуществлению государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами», утвержденным приказом Ростехнадзора от 12 марта 2013 года N 712.
Федеральный закон от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» не устанавливает требования безопасного ведения работ при бурении, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации нефтяных и газовых скважин. Нормативные правовые требования при бурении, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации нефтяных и газовых скважин установлены нормативными правовыми документами в области промышленной безопасности.
Согласно положениям ст. 51 и 55 Градостроительного кодекса соответственно выдача разрешений на бурение (строительство) и ввод в эксплуатацию нефтяных и газовых скважин относятся к компетенции федерального органа управления государственным фондом недр (Роснедра). Территориальные управления Ростехнадзора принимают участие в комиссиях по приемке в эксплуатацию пробуренных нефтяных и газовых скважин в уведомительном порядке.
По результатам регистрации бъектов в зависимости от классов опасности следует строго соблюдать положения законодательства в отношении контроля и надзора, относящихся к сфере деятельности Ростехнадзора.