ОЗП в Чувашской Республике: кто не начал подготовку в мае, тот опоздал
Данилов Андрей Семенович
заместитель руководителя Приволжского управления Ростехнадзора (Чувашская Республика)
Номер журнала:
Рубрика:
Вначале о ситуации с промышленной безопасностью в Чувашской Республике в целом. На территории региона в государственном реестре опасных производственных объектов зарегистрировано 542 организации, эксплуатирующих 969 ОПО. В области промышленной безопасности инспекторским составом в 2018 г. проведено 480 проверок поднадзорных предприятий. Сумма наложенных штрафов составила 8242,8 тыс. руб. Стоит отметить, что территориальным отделом налажено взаимодействие с правоохранительными и другими контрольно-надзорными органами, увеличилось количество совместных проверок.
Нерешенные проблемы
В ходе контрольно-надзорной деятельности руководителям поднадзорных организаций рекомендуется вести более активную работу по модернизации и замене устаревшего оборудования. Повышение промышленной безопасности в основном проводится организациями путем не технического перевооружения и реконструкции производств, обновления основных фондов и технологических процессов, а за счет проведения технического диагностирования с выполнением обязательных мероприятий, согласованных и проверенных после выполнения специалистами экспертных организаций. Одним из основных факторов, который негативно влияет на состояние промышленной безопасности на опасных производственных объектах, является недостаточное количество подготовленного квалифицированного персонала, также остается высокая степень износа основных производственных фондов и низкая инвестиционная и инновационная активность.
Одной из нерешенных проблем на большинстве поднадзорных предприятий является некачественное функционирование системы производственного контроля. Результаты проведенных инспекторским составом отдела проверок показывают, что внедрение системы управления промышленной безопасностью на поднадзорных предприятиях, в основу которой заложена идея эффективно функционирующего производственного контроля, не приносит ожидаемых результатов в обеспечении промышленной безопасности и противоаварийной устойчивости опасных производственных объектов.
Причинами слабого внедрения производственного контроля являются:
- отсутствие на предприятиях специалистов, удовлетворяющих квалификационным требованиям, определенным в Правилах организации и осуществления производственного контроля. Указанное, в первую очередь, касается сельскохозяйственных предприятий, учреждений здравоохранения, культуры, образования;
- происходящая реорганизация предприятий с изменением кадрового состава специалистов;
- недостаточное внимание руководителей к организации производственного контроля, в частности невыполнение требований федерального законодательства по предоставлению основных показателей производственного контроля в установленные законодательством сроки.
Достижения есть
В Чувашской Республике активно внедряется система телеметрии (дистанционного контроля) с применением программных средств за режимом работы газораспределительных систем. Кроме этого специализированными организациями применяются методы врезки в действующие газопроводы без отключения подачи газа при помощи новых технологических комплексов.
На территории республики наметилась тенденция по техническому перевооружению технически устаревшего газоиспользующего оборудования, требующего значительного количества обслуживающего персонала на автоматизированные блочно-модульные котельные, оснащенные современными системами контроля безопасности и не требующие постоянного присутствия персонала.
Муниципалитеты на контроле
В течение ОЗП на поднадзорных объектах энергетики региона не происходило социально значимых технологических нарушений. Энергоснабжающие организации и предприятия ЖКХ работали в устойчивом режиме. В период прохождения отопительного сезона во всех городах и районах функционировали в круглосуточном режиме аварийно-диспетчерские службы, а в период резких похолоданий были организованы круглосуточные дежурства должностными лицами из числа руководящего состава.
На территории Чувашской Республики по состоянию на 15.11.2018 г. получили паспорта готовности 11 муниципальных образований, по остальным 15 оформлены акты о том, что муниципальные образования не готовы к отопительному периоду. Основная причина — отсутствие паспортов готовности у энергоснабжающих организаций, расположенных на территории муниципальных образований. В последствии пять муниципальных образования и получили акты, но без выдачи паспорта готовности.
Отметим, что Чувашский территориальный отдел в 2018 г. в преддверии отопительного сезона провел 34 внеплановые проверки, в ходе которых было выявлено 712 пунктов нарушений, привлечено к административной ответственности шесть юридических и 42 должностных лица. Основные нарушения:
- не проведены экспертизы промышленной безопасности зданий и технических устройств, отработавших нормативный срок;
- отсутствует или не переоформлена лицензия на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности;
- отсутствует подготовленный для эксплуатации энергоустановок персонал.
Одно из главных условий для энергокомпаний и муниципальных образований для качественной подготовки к предстоящему осенне-зимнему отопительному сезону 2019-2020 гг. — своевременное начало такой подготовки. Как говорится, кто не начал такую работу в мае, тот уже опоздал.
Приволжское управление Ростехнадзра напомнает муниципалитетам о важности выстроить конструктивную работу с энергокомпаниями, осуществляющими электроснабжение и теплоснабжение на их территориях. При этом особое внимание необходимо обратить на наличие у энергокомпаний:
- производственных мощностей;
- подготовленного персонала;
- всех необходимых разрешительных документов.
Как показывает практика, частая смена теплоснабжающих организаций в муниципальном образовании свидетельствует о непрозрачных условиях и схемах заключения соответствующих договоров. Такие действия зачастую приводят к срыву работ по подготовке к ОЗП и неполучению муниципальным образованием паспорта готовности.
Важно также наличие в муниципальном образовании профессионально подготовлен-
ных специалистов, организующих и контролирующих работы по подготовке к ОЗП, знающих и нормативно-правовую документацию, и практические технические вопросы.
Надзор в Чувашии: связь времен
Продолжаем рассказывать об истории Приволжского управления Ростехнадзора, которое 2 сентября 2019 г. отмечает 65 лет.
С самого начала образования Управления Татарского округа Госгортехнадзора СССР за ним была закреплена территория Марийской и Чувашской автономных республик. В связи с развитием подконтрольных отраслей промышленности в Марийской и Чувашской автономных республиках и необходимостью приближения инспекторского состава к объектам контроля в 1959 г. были организованы Марийская и Чувашская РГТИ с местоположением в городах Йошкар-Ола и Чебоксары.
Первым начальником Чувашской РГТИ был назначен Стрельников Г.Н., который до этого занимал должность начальника Управления.
Годы становления отдела ознаменовались масштабными строительствами промышленных предприятий на территории республики: Чебоксарский хлопчатобумажный комбинат, Приборостроительный завод, Чулочно-трикотажная фабрика, Текстильмаш, Химпром, Чебоксарская гидроэлектростанция, Канашский завод электропогрузчиков, Канашский автоагрегатный завод, Электроавтомат, Электроприбор, Завод спецавтомобилей, Вурнарский химзавод.
В последующие годы была проведена полная газификации населенных пунктов и промышленных предприятий, также были созданы учебные комбинаты по подготовке кадров для опасных производственных объектов, специализированные организации по монтажу и эксплуатации лифтов, монтажу и ремонту грузоподъемных кранов, котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды.
Чувашскую РГТИ в последствии возглавляли: Васильев Ю.М., Тенянов В.И., Осташин В.А.. Некряченко С.Г., Подолян В.В., Данилов А.С.