Отмена лицензирования проектирования, строительства и инженерных изысканий для строительства на сегодняшний день нецелесообразна
Батищев Геннадий Павлович
директор филиала по УР Федерального государственного учреждения «Федеральный лицензионный центр при Росстрое»
Номер журнала:
Рубрика:
1 июля 2008 года в связи с выходом в свет Федерального закона от 19.07.07 №136 ФЗ отменяется лицензирование проектирования, строительства и инженерных изысканий для строительства. Это вызвало как у представителей надзорных органов, так и у самих игроков строительного рынка массу вопросов, среди которых один из главных заключается в том, как отмена лицензирования повлияет на регулирование качества строительных работ, а значит и на обеспечение безопасности возведения и последующей эксплуатации зданий.
Несмотря на то, что лицензирование отменяется уже 1 июля 2008 года, альтернативных и, главное в этом случае, действенных путей решения проблемы до сих пор не создано. Инициаторы отмены считают, что альтернативой будет переход «к саморегулированию в указанной сфере деятельности путем создания саморегулируемых организаций, наделенных соответствующими полномочиями по контролю за надлежащим качеством строительства и проектирования».
Отсутствие же до сегодняшнего момента вышеуказанных саморегулируемых организаций (и сомнение, что это будет действенный метод регулирования в строительстве), близящееся окончание срока продления лицензирования вызывает нешуточную тревогу у всего строительного сообщества.
Сложившуюся ситуацию комментирует директор филиала по УР Федерального государственного учреждения «Федеральный лицензионный центр при Росстрое» Геннадий Павлович Батищев.
- Геннадий Павлович, с чем, по вашим сведениям, связана отмена лицензирования проектирования, строительства и инженерных изысканий для строительства и как, на ваш взгляд, она повлияет на обеспечение качества и безопасности в строительной отрасли?
- Официально отмена лицензирования некоторых видов деятельности связана с позицией Минэкономразвития устранить бюрократические препоны для малого и среднего бизнеса с целью стимулирования его развития. Ситуация с отменой лицензирования характерна не только для видов строительной деятельности, это также было признано нецелесообразным, например, в риэлтерской, аудиторской, оценочной деятельности и т.п. Так, после принятия ФЗ № 80 от 2 июля 2005 года количество видов деятельности, подлежащих лицензированию, сразу сократилось со 125 до 103. Кроме того, с разных дат должны были прекратить лицензироваться еще несколько их десятков. В результате из 125 видов деятельности, которые раньше лицензировались по ФЗ № 128, должно остаться всего 74, кроме тех, на которые этот закон не распространяется.
Таким образом, по позиции Минэкономразвития, должны снизиться бюрократические преграды для выхода на рынок новых предприятий, особенно в сфере среднего и малого бизнеса.
Применительно к нашему конкретному случаю, кроме вышеобозначенной причины, существовала еще одна: считалось, что, помимо лицензирования в строительстве, есть другие методы государственного регулирования, в частности, государственная экспертиза проектов и Госстройнадзор. Но, к сожалению, принятый 29 декабря 2004 года Градостроительный кодекс РФ отменяет данные методы регулирования относительно большого количества зданий и сооружений. К таким никем не контролируемым объектам относятся промышленные и другие нежилые здания площадью до 1500 кв.м, а также жилые дома с количеством этажей не более трех. По некоторым данным, такие сооружения составляют 70-80% возводимых сегодня в Удмуртии зданий, и все они остаются без надзора государства. Между тем это достаточно серьезные сооружения: объекты здравоохранения, образования, культуры, спорта, торговли, характеризующиеся массовым посещением людей, и техногенные аварии на которых по причине некачественного осуществления строительных работ могут привести к трагическим последствиям, в том числе и гибели людей.
Поэтому на сегодняшний день лицензирование остается единственным инструментом, который не допускает на рынок недобросовестные строительные организации, ведь 100% предприятий, которые желают войти в этот бизнес, сегодня обращаются к нам, и среди них достаточно тех, кто не может и не должен заниматься строительством в силу отсутствия руководителей и специалистов с профессиональным образованием, отсутствия необходимой техники, инструментов и т.д. Число таких организаций составляет до 20 % от обратившихся за лицензией. Без лицензирования эти организации попали бы на строительный рынок.
Вообще, для того чтобы получить лицензию, организации нужно соблюсти 5 лицензионных требований: наличие производственной базы, наличие специалистов, наличие системы контроля качества, соблюдение законодательства, обязательство не реже 1 раза в 5 лет повышать квалификацию персонала. Таким образом, и сегодня лицензирование не является достаточно жестким методом, но только оно на данный момент способно каким-то образом регулировать рынок тех 70-80% строящихся в республике сооружений, которые после вступления в силу закона об отмене лицензирования выпадут из поля зрения какого-либо государственного контроля.
Законом четко определено, что к лицензируемым видам деятельности относятся те из них, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов РФ и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме лицензирования. Строительные виды деятельности полностью отвечают этим критериям, поэтому отмена их лицензирования противоречит самому закону о лицензировании.
- Сегодня много говорят о создании саморегулируемых организаций как альтернативе лицензирования.
- Действительно, создание саморегулируемых организаций на сегодняшний день рассматривают как альтернативу лицензирования. 1 декабря 2007 года вышел закон о саморегулируемых организациях. Под саморегулированием понимается самостоятельная инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой является разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований, указанных в стандартах и правилах. По этому закону проектные и строительные предприятия объединяются в саморегулируемые организации и сами создают критерии поведения на строительном рынке: они сами будут принимать рекламации, каким-то образом контролировать друг друга и т.д. Но дело в том, что по вышедшему закону вхождение в такие организации осуществляется на добровольной основе. То есть предприятие может работать, не вступая в организацию и при этом уже не имея лицензии. Помимо этого, возможным моментом является то, что предприятия могут создать для себя такие правила, которые ничего регулировать и контролировать не будут, тем самым облегчая себе условия работы. Кроме этого, при условии, что вхождение в состав организации будет обязательным для осуществления строительной деятельности (такое предложение сейчас рассматривается), может получиться, что крупные компании, объединившись в саморегулируемую организацию, могут вытеснить с рынка малые и средние предприятия, которые инициаторы отмены лицензирования как раз пытаются данным законопроектом защитить. Таким образом, может произойти прямо противоположный эффект.
Поэтому-то, осознавая все эти сомнительные моменты, свыше 70 проектных и строительных организаций Удмуртии два раза подписали обращения в Правительство РФ, в которых говорится, что они против отмены лицензирования. На предприятиях понимают, что данный законопроект породит на рынке нездоровую конкуренцию, в строительство придут различного рода шарлатаны, которые, например, могут установить демпинговые цены, забрать аванс и исчезнуть и т.д.
Сегодня сторонники закона указывают на то, что положительным моментом можно считать создание саморегулируемыми организациями компенсационного фонда, из которого в случае какой-либо нештатной ситуации обрушения будут выплачиваться денежные средства, компенсирующие ущерб. Фонд формируется из взносов членов саморегулируемой организации, минимальная величина взноса по закону должна составлять не менее 3 тысяч рублей. Поэтому этот фонд может оказаться настолько мизерным, что его средства не покроют даже одной незначительной аварии – кто же из бизнесменов согласится делать большие денежные взносы?
Опираясь на зарубежный опыт работы саморегулируемых организаций в строительстве, надо отдавать себе отчет в том, что, например, в Англии к саморегулированию шли сотни лет. И теперь там настолько жесткие принципы, что можно говорить о положительном примере действия подобных организаций. У нас же до сих пор не создано ни одной саморегулируемой организации. Мало того, еще даже нет регистрирующего государственного органа, который бы зафиксировал ее создание, а с 1 июля 2008 года уже планируется отменить лицензирование. Поэтому мы предлагаем, как минимум, продлить лицензирование хотя бы до тех пор, пока не заработает какой-то механизм контроля, регулирования строительной деятельности. Либо это будут саморегулируемые организации, либо те 70-80% строительных объектов, которые сегодня никем не контролируются, будут включены в состав поднадзорных объектов Госстройнадзора. Когда все придет в соответствие, тогда можно будет говорить об отмене чего-то, может быть, лицензирования. На сегодняшний же момент его отмена абсолютно нецелесообразна.