Отходы общества
Номер журнала:
|
По мнению экспертов-экологов, россиянам пора начинать бить тревогу уже сегодня — собственные отходы представляют для здоровья жителей страны реальную угрозу. На сегодняшний день на территории Российской Федерации накопилось около 80 млрд тонн твердых отходов, а общая площадь занятых ими земель превышает 2 тысячи кв. км. Настоящей проблемой, особенно болезненной в крупных городах России, становятся бытовые отходы, количество которых ежегодно увеличивается на 160 млн кубометров.
Эти проблемы касаются и нашей республики. На сегодняшний день в Удмуртии нет ни одного полигона, построенного согласно нормативным требованиям, позволяющим исключить загрязнение окружающей среды. За исключением Ижевского (Нылгинского) полигона ТБО, чья проектная документация была разработана более 20 лет назад. Остальные объекты являются свалками, которые не отвечают никаким нормам и правилам.
Проверки, проводящиеся специалистами республиканских и федеральных природоохранных служб, регулярно выявляют большое число несанкционированных свалок, которые создают предприятия или сами жители. По официальной информации Администрации города Ижевска, в период с марта по май 2006 года Управлением природных ресурсов Администрации Ижевска совместно с Управлением по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей среды МВД УР в столице Удмуртии было выявлено и ликвидировано 47 несанкционированных свалок.
Впрочем, даже с содержанием тех свалок, на которых создана хотя бы видимость экологических мероприятий, тоже немало проблем. В этом году сразу на двух полигонах ТБО под Ижевском — уже законсервированном Сарапульском и действующем Нылгинском — произошли крупные пожары. Действие удушливого токсичного дыма ощутили на себе жители всех окрестных населенных пунктов, не замедлившие обратиться с жалобой в природоохранную прокуратуру.
Вопрос культуры
Как рассказал нам заместитель руководителя Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Удмуртской Республике Михаил Чеботарев, сегодня порядок обращения с отходами производства и потребления регулируется федеральными законами «Об отходах производства и потребления», «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе».
— Само по себе понятие «отходы» довольно аморфное, поэтому, чтобы как-то его разбить, законодательством определено понятие «класс опасности отходов», — говорит Михаил Чеботарев. — Класс опасности зависит от степени влияния отходов на живые организмы и человека, всего их пять. По способу производства отходы также подразделяются на промышленные и бытовые. Но на практике у нас все отходы оказываются вперемешку на одной свалке, хотя и способы утилизации, и физико-химический состав у них абсолютно разные.
Отсюда возникает проблема номер один — объем образования отходов. Только в Ижевске это сотни тысяч кубометров в год, цифры просто пугающие. Если посчитать, сколько Ижевск образует за год одних только пивных пробок, можно понять эти объемы. Единственное приемлемое решение проблемы — сортировка мусора. Из общей массы можно выбрать металл, пластик, бумагу, древесину — все то, что считается вторичным сырьем. В западных странах на этой стадии отсеивается до 70% мусора. К сожалению, в Удмуртии, как и по всей России, кроме макулатуры, не решен вопрос о вовлечении отходов, как техногенного ресурса, в хозяйственный оборот.
— Михаил Юрьевич, можно ли выделить какие-то основные проблемы обращения с отходами?
— Можно сказать, что в России вся существующая сегодня система — одна большая проблема. Обращение с отходами это, прежде всего, культура производства, перевозки, размещения мусора. Но такое отношение в обществе формируется годами. У нас же проблема глобальна на каждом участке цепочки. Взять сбор отходов. Если в один мусорный контейнер насыпать пищевые отходы, потом бросить туда же масляные фуфайки, набить люминесцентных ламп и залить все отработанными маслами, сами понимаете, что получится. Поэтому, например, очень большое направление работы Ростехнадзора — заставить промышленные предприятия заниматься сортировкой на стадии образования отходов.
Взять временное хранение. По правилам, места временного накопления мусора не должны находиться под дождем, снегом, нужно следить, чтобы мусор не раздувался, не разбрасывался. Кто у нас сейчас это выполняет? Следующий момент — вывоз мусора. Здесь даже такая мелочь, как вывоз неспециализированным транспортом, многое значит. Порой по дороге на полигон теряется до трети объема отходов.
Ну а самая серьезная проблема — размещение. Должны быть проведены мероприятия по предотвращению вторичного загрязнения, гидроизоляция полигона, построена система очистки фильтрата. Теоретически для промышленных и для бытовых отходов должны быть отведены отдельные полигоны. В Удмуртии нет ни одного полигона для промышленных отходов, все они сбрасываются на полигон ТБО. В итоге эта масса перемешивается, и в дождь на свалках идут элементарные химические реакции. Ведь свалки горят не оттого, что их поджигают, а потому что идет выделение тепла.
— Сегодня зачастую всей технологической цепочкой — от сбора до утилизации отходов — занимается одно муниципальное предприятие. Получается, что большинство из них работают неэффективно?
— Действительно, в большинстве муниципальных образований создаются такие коммунальные «монстры», которые занимаются всем процессом, владеют свалками, вывозят отходы. Между тем на каждом этапе существуют свои принципиально разные задачи. А если директор того же Спецавтохозяйства видит основную задачу своего предприятия в том, чтобы его мусоровозы просто вышли на линию, о чем тут говорить?
Будет ли он заниматься экологией? Я считаю, здесь есть место внедрению конкуренции. Почему не дать заниматься сбором и транспортировкой отходов частным компаниям, обслуживающим жилой фонд? С экономической и экологической точки зрения это гораздо выгоднее. А получить лицензию на вывоз мусора вполне реально — для этого нужно только желание, оформленный пакет документов, небольшая пошлина и спецтранспорт. Причем такие примеры в Удмуртии уже есть. Например, первые, кто озаботился этой проблемой, — ОАО «Продторг», они самостоятельно вывозят мусор из своих магазинов.
Деньги — мусор?
Сегодня заниматься мусором в России тяжело и невыгодно — слишком неопределенные условия у этого рынка. Важной проблемой, требующей решения, является необходимость определения органов власти, конкретно отвечающих за вопросы обращения с отходами, а не только за контрольно-надзорную деятельность в этой области. Ответственность и полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов власти по соответствующим вопросам законодательно разделены неудовлетворительно.
По мнению специалистов Ростехнадзора, система управления этим процессом может и должна быть выстроена в регионах. В ряде субъектов Российской Федерации, таких, как Москва, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Республика Татарстан, Приморский и Хабаровский край, Свердловская, Калужская, Владимирская область, уже имеется развитая нормативная база по обращению с отходами, действуют региональные программы. Как недавно заявил министр природных ресурсов и охраны окружающей среды УР Александр Кулагин, работа над такой программой завершается и в Удмуртии. В Ижевске на муниципальном уровне целостной и, самое главное, финансируемой программы «Отходы» пока не существует. Приняты лишь общие «Правила по регулированию очистки территории муниципального образования „город Ижевск“ от отходов». Между тем именно целевые программы разного уровня, определяющие правила развития рынка и источники финансирования, могли бы сдвинуть «мусорное дело» в Удмуртии с мертвой точки.
Сегодня основная масса республиканских свалок существует на полулегальном положении. Многие из них не имеют ни официальных хозяев, ни землеотводов, ни проектных документов, другая часть отдана в аренду частному бизнесу. Однако бизнесмены вкладывать свои деньги в развитие мусоропереработки не торопятся — нет никаких гарантий со стороны властей, что данная конкретная свалка не закроется в ближайшее время как нелегальная.
Поэтому, считают в Управлении Ростехнадзора по УР, первый шаг к изменению сложившейся ситуации — легализация всех удмуртских свалок и полигонов. Второй — хотя бы минимальные вложения в их обустройство и инфраструктуру, чтобы было подо что привлекать частные инвестиции. Подобный положительный опыт есть рядом с Удмуртией — в Кировской и Самарской областях, Башкирии. Там аренда построенных за счет бюджетных средств небольших полигонов ТБО уже стала выгодным бизнесом.
Конечно, привлечь более серьезные инвестиции, например на строительство мусороперерабатывающего завода, Удмуртии не удастся еще долго. До сих пор даже в Ижевске не было ни одной попытки найти на это 50-60 млн рублей (а именно во столько обойдется строительство подобного завода). По мнению Михаила Чеботарева, сегодня частному бизнесу выгоднее создавать небольшие новые объекты, чем эксплуатировать старую свалку. Вопрос частного финансирования таких глобальных объектов, как тот же Нылгинский полигон, пока не стоит вообще. Так что, как ни крути, «мусорная» проблема по-прежнему остается в первую очередь задачей муниципальных и республиканских чиновников. И то, какое направление она приобретет в ближайшие годы, зависит от них.