Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Обращение с отходами производства и потребления в ОАО «Белкамнефть»

 

Номер журнала: 

Максимов Вячеслав Январиевич.
Максимов Вячеслав Январиевич
,
начальник отдела охраны окружающей среды и экологической безопасности ОАО «Белкамнефть»
В ОАО «Белкамнефть» добычу нефти и газа осуществляют два нефтегазодобывающих управления — НГДУ-1 (юг Удмуртии) и НГДУ-2 (центральная часть и север Удмуртии). Объем образуемых отходов производства и потребления пропорционален объемам производства и численности работников.

С увеличением добычи нефти увеличивается численность персонала, обслуживающего различного вида оборудование и мощности, при эксплуатации которых и образуются отходы. Рост количества отходов связан также с увеличением количества добываемой нефти — это прежде всего асфальто-смолистые и парафиновые отложения (АСПО), образуемые на стенках резервуаров, в технологических трубопроводах и насосно-компрессорных трубах (НКТ), которые со временем приходится удалять. Постоянно растущий вид отхода — это резино-технические изделия (изношенные ремни СКН, сальники устьевой арматуры, автошины и камеры), а также потерявшие свои потребительские свойства изделия и отработавшее свой срок оборудование.

Всего по подразделениям основного и вспомогательного производства в ОАО «Белкамнефть» за год образуется в среднем более 2700 тонн отходов производства и потребления. В основном это отходы 3-го и 4-го классов опасности, не представляющие серъезной угрозы окружающей среде. Все отходы в ОАО «Белкамнефть» временно накапливаются и хранятся в строго отведенных местах и по утвержденным графикам, согласно договорам, вывозятся подрядными организациями в места их хранения, захоронения, переработки или утилизации.

Собственных мощностей по данному виду деятельности в ОАО «Белкамнефть» не имеется — не наш профиль. Наиболее проблемный вид отхода — это нефтешламы. Учитывая тот факт, что добываемая на месторождениях Удмуртии нефть в основном относится к так называемым трудноизвлекаемым нефтям ввиду большого в них содержания парафинов и асфальтенов, поэтому данного вида отхода образуется довольно много. Образуется он в основном при зачистке емкостного оборудования и трубопроводов, при проведении ремонтных работ на скважинах добывающего фонда, а также в случаях разлива нефти на поверхности почвы.

В процессе добычи вместе с нефтью попутно извлекаются из недр пластовая вода и попутный нефтяной газ, которые не являются отходами производства.

С минерализованной водой все в порядке — она обратно возвращается в подземные горизонты для целей поддержания пластового давления, не причиняя никакого вреда окружающей среде и недрам. А попутный газ приходится частично сжигать (это практикуется во всем мире), а частично использовать для своих нужд в технологии подготовки нефти.

Самый опасный отход потребления, образуемый на предприятии, — отработанные ртутьсодержащие люминесцентные лампы. В настоящее время практически все помещения зданий офисов и промышленных корпусов оборудованы именно этими осветительными приборами.

Казалось бы, эффективный, малоэнергопотребляемый, современный и эстетичный прибор. Но только имеется один недостаток — он слишком опасен, ибо содержащиеся в нем пары ртути представляют собой реальную угрозу для жизни и здоровья всего живого на земле, в случае, если стеклянная колба вдруг разгерметизируется, проще говоря, разобьется. Этакий джинн в бутылке. Поэтому данному виду отхода на предприятии уделяется самое пристальное внимание, начиная с момента его приобретения в торгующих организациях и разгрузки на складах, до момента его, уже использованного и ненужного, отгрузки на транспорт утилизирующей организации. Строгий учет и контроль, ответственность каждого, кто с ними обращается, ведение учетной документации и строгой отчетности не позволяют «выпустить джинна из бутылки», тем самым предотвращая губительное загрязнение окружающей среды опасным веществом, каким является ртуть.

По моему мнению, изобретая такой прибор, все видели прежде всего только экономию электроэнергии — и это действительно так. Но, как выясняется, закон сохранения энергии справедлив во всех отношениях, т.е. сэкономленная таким образом электроэнергия в масштабе отдельно взятого государства затем расходуется на обезвреживание этих же самых, приносящих экономию ламп. Сколько с ними возни! А сопутствующее им (лампам, чтобы они светились) дополнительное оборудование (всякие стартеры, реле, катушки, корпуса, контактные пары и прочее) чего стоят? Поэтому на далеком-далеком Западе все давно это поняли и возвращаются к обыкновенной «лампочке Ильича», и правильно делают — удобно, безопасно, просто и эффективно. Купил, вкрутил, перегорела — выкрутил и выкинул в мусорный контейнер. Все просто, а главное — безопасно для всего окружающего нас ходящего, летающего, ползающего и, конечно, плавающего. И скоро в нашем государстве, думается, вернутся к давно изобретенному нашим соотечественником осветительному прибору — лампе накаливания.

На втором месте по опасности является отход потребления — автомобильные аккумуляторы, состоящие, как известно, из диэлектрического корпуса со свинцовой начинкой. С этим видом отхода все проще: отработанный электролит собирается в спецтару и используется в дальнейшем (по мере накопления) при соляно-кислотной обработке скважин, т.е. отход — в доход. Сами батареи сдаются на утилизирующее предприятие по договору — еще один доход. Причем бухгалтерский баланс должен быть четко соблюден (как и с ртутными лампами) — приход должен быть точно равен расходу, иначе дисбаланс может привести к сомнению: попал отход на утилизирующее предприятие, или же он валяется в канаве, загрязняя тяжелым металлом (в данном случае — свинцом) нашу природу и нас самих.

Отдельно о нефтешламе. Как было сказано выше, его на предприятии образуется довольно много, и решать проблему его утилизации собственными силами приходится уже сегодня. В настоящее время для этих целей ведется строительство установки по переработке нефтешламов на Вятке. Пуск в эксплуатацию планируется уже к концу 2007 года. Вместе с тем на установке предусмотрена площадка для накопления значительного количества нефтешлама. В этом году также начались подготовительные работы по строительству подобной установки на Черновском месторождении нефти, рядом с УКПН «Черновская». Произведена разбивка площадки, его планировка. С вводом в эксплуатацию этих объектов на предприятии полностью решится проблема утилизации данного отхода и плюс — дополнительная нефть, которая будет получена в результате его переработки. Для накопления нефтешламов в ОАО «Белкамнефть» имеются проектные шламонакопители на УПН «Забегалово», УКПН «Ашит» (Республика Башкортостан), УКПН «Балаки». На данный момент проблема утилизации накопленного нефтешлама решается путем вывоза его подрядной организацией на специальный полигон на договорной основе. С прошлого года введена в действие система сбора АСПО, которые образуются при текущем и капитальном ремонтах скважин в процессе очистки от парафинов и отложений НКТ и штанг. Суть в том, что перед монтажом ремонтного оборудования на скважине (в данном случае это приемные мостки) под стеллажами выстилается полиэтиленовая пленка, на поверхности которой и собираются все отложения, предотвращая таким образом попадание АСПО на землю. После окончания ремонта и демонтажа оборудования пленка вместе с отходом вывозится в определенное место сбора отхода на конкретном месторождении в контейнеры, а затем (раз в неделю) вывозится на один из ближайших шламонакопителей. Осуществляется эта операция силами бригад ремонта скважин совместно с добычниками, так как конечный продукт добычи — нефть — результат их общей работы. В перспективе — создание участков по ремонту труб и штанг, предусматривающей производство очистки их от АСПО в стационарных условиях, что намного облегчает сбор отхода. Конечно, это ведет к удорожанию ремонта скважины, но, с другой стороны, качество очистки труб и штанг от АСПО, одновременно проведенная тщательная ревизия состояния самих труб и штанг, своевременная отбраковка и ремонт комплекта подвески — все это несомненно увеличит межремонтный период скважины и окупится с лихвой, не говоря о том, что такой «неудобный» отход, как АСПО, будет, как говорится, «завернут и упакован», радуя глаз своим товарным видом. Таким образом, проблема нефтешламов на предприятии будет все-таки решена и, уверен, на высоком техническом и технологическом уровне, а главное — современно и цивилизованно.

У оставшихся отходов (четвертого и пятого классов опасности) судьба одна — на свалку. Заключаются ежегодные договоры с утилизирующими предприятиями, которые и вывозят из мест временного накопления образовавшийся отход.

Если говорить о повторном использовании отходов, то речь здесь идет прежде всего об отработанных автопокрышках автомобилей. Ни для кого не секрет и это не ноу-хау, что из них можно изготовить прекрасные (не хуже заводских) уплотнители или сальники для герметизации устья скважин при добыче нефти с использованием штангового глубинного насоса, в паре «полированный шток — устьевой герметизатор». По надежности и ресурсу работы они не уступают заводским, о себестоимости их и говорить не стоит (специальная «приспособа» и сверлильный станок плюс смекалка), и, главное, — этот «золотой ниппель» всегда у тебя под рукой, независимо от заявки, снабжения, денег и всякой бухгалтерии. И используется при этом около 30% отхода. Кроме как автопокрышки, повторно использовать еще какой-либо отход для добычи нефти не удается, разве что металлолом при строительстве неответственных (например — забор) сооружений.

Статья находится в свободном доступе благодаря Медиа-центр "АльфаPR"