Остров сокровищ
Шудегов Виктор Евграфович
председатель Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, представитель от Правительства Удмуртской Республики, доктор физико-математических наук, профессор.
Номер журнала:
Рубрика:
90-е годы для России, переживавшей период глубочайшего падения, стали временем расцвета инвестиционных проектов по СРП. Отсутствие денег и технологий было только частью проблемы. Причем не самой главной. Российский бизнес, чиновничество и политиков отличала крайняя степень деловой наивности. Соглашения о разделе продукции представлялись панацеей. Инвесторы требовали налоговых льгот. Российская Федерация пошла по пути заключения с ними СРП, по которым налоговые платежи заменялись на финансирование различных проектов, имеющих обычно, кроме экономической составляющей, значительный социальный эффект.
В 1996 году, когда началась реализация проекта «Сахалин-2», отечественные предприятия были готовы освоить не более 20% от тех заказов в рамках сахалинских проектов. Каким образом оператором «Сахалин-2» стала компания «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани, Лтд.», не суть важно. Те условия, которые оговаривались десять лет назад, оказались абсолютно неприемлемыми для сегодняшней России.
Как скажутся все эти события на инвестиционной привлекательности экономики нашего государства, пока не ясно. Но если результаты многочисленных проверок, проведенные природоохранными ведомствами и счетной палатой, найдут свое легитимное подтверждение, эксплуатация Пильтун-Астохского и Лунского лицензионных участков нынешним инвестором станет невозможной. Это может нанести еще больший вред репутации государства, чем отзыв лицензий.
Экология
О том, что происходит с проектом «Сахалин-2», нам рассказывает Виктор Евграфович Шудегов.
— Один из наиболее проблематичных вопросов, связанных с реализацией проекта «Сахалин-2», — это обеспечение экологической безопасности.
Я не буду останавливаться на уникальности экосистемы в районе Сахалина. Это известные факты. Отмечу, что по результатам проверки, проведенной в 2003 году, Государственная служба охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов Российской Федерации утвердила Приказом от 15.07.03 № 600 положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы на «ТЭО комплексного освоения Пильтун-Астохского и Лунского лицензионных участков», в котором содержится более 50 замечаний.
Федеральными ведомствами проводились в 2005-2006 годы проверки соблюдения компанией и подрядными организациями требований законодательства (по недропользованию, лесного, водного и земельного законодательств Российской Федерации) при прокладке нефтегазопроводов и переходов через водные объекты Сахалинской области к терминалу по отгрузке нефти, при разрубке трассы нефтегазопровода по проекту «Сахалин-2» на территории лесного фонда Сахалинской области, при строительстве водозаборных сооружений для завода по выработке сжиженного природного газа и временного поселка строителей в Корсаковском районе Сахалинской области.
Проведенными проверками были выявлены нарушения требований в области охраны окружающей среды, допущенные при строительстве нефтегазопроводов и переходов через водные объекты по проекту «Сахалин-2», выразившиеся в изменении согласованных проектных материалов. По трассе ведется строительство только нефтяной трубы (согласно проектным материалам строительство трубопроводов через водотоки должно производиться одновременно-последовательно в один зимний сезон 2004-2005 годов: вначале — строительство нефтепровода, а следом — строительство газопровода), что является нарушением пунктов 1 и 2 статьи 37 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7 «Об охране окружающей среды».
Ущерб, нанесенный экологии региона, оценивается в несколько миллиардов долларов США.
Экономика
Кроме экологических проблем, существует и целый спектр экономических, которые можно сформулировать следующим образом: инвесторы предполагают двукратно увеличить свои расходы, что означает, что срок получения доходов российской стороной отодвигается еще лет на десять. Несмотря на то, что с «начальной даты» прошло уже почти десять лет, нефть добывается, российская сторона практически не участвует в разделении прибыли. За счет чего увеличены расходы? Почти в два раза выросли расходы на юридические услуги, более чем в два раза увеличены расходы на иностранный персонал, на командировки и так далее. Изначально по СРП до 70 процентов работ по проекту «Сахалин-2» должны были выполняться российскими предприятиями. Тем самым компанией не обеспечено приоритетное российское участие в подрядных работах.
Да и финансирование работ, выполняемых предприятиями российской промышленности, продолжает носить дискриминационный характер. Отчеты об участии российских предприятий в работах продолжают представляться компанией в целом без распределения по всем четырем проектам, что свидетельствует о невыполнении требований СРП.
За 2004-2005 год в отчеты внесены изменения и поправки об увеличении стоимости действующих контрактов на общую сумму 3,3 млрд долларов США, в том числе по российским предприятиям — 1,1 млрд долларов США. При этом превышение фактических расходов над прогнозируемыми показателями, относимых согласно годовым отчетам на возмещение затрат в счет добываемого в дальнейшем углеводородного сырья, свидетельствует об осуществлении несанкционированных расходов. Как следует из результатов проверки Счетной палатой, компанией «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.» не разработаны проекты по освоению Лунского и Пильтун-Астохского месторождений, проекты транспортировки и переработки продукции Лунского и Пильтун-Астохского месторождений.
Не начаты буровые и исследовательские работы по изучению мелкозалегающего газа Лунского месторождения, что является одной из причин задержек коммерческих поставок сжиженного природного газа. Иностранный партнер не обеспечил регистрацию прав собственности на эксплуатационные скважины, остаточной стоимостью 75,0 млн долл. США. Как уже было выше сказано, соглашение продолжает реализовываться на невыгодных для российской стороны условиях. В расчетах оценки экономической эффективности проекта «Сахалин-2», технико-экономического обоснования разработки лицензионных участков, при значительном увеличении инвестиционной привлекательности проекта, наблюдается занижение прогнозных сумм от реализации продукции. При мировых ценах на нефть на уровне 60,0 долл./барр. принята цена — 34 долл./барр. с ежегодным ростом на 3,0% до 2045 года.
В ходе проверки было выяснено, что компания не выполняет постановления ЦКР по разработке Технологической схемы разработки Пильтун-Астохского месторождения в целом, не выполняет программу поддержания пластового давления на Астохской площади Пильтун-Астохского месторождения, что может привести к падению пластового давления и потере запасов нефти в недрах.
Возникла угроза недопоставки сжиженного природного газа. Перенесены сроки ввода в эксплуатацию практически всех объектов для добычи и транспортировки газа и нефти, включая морские добывающие объекты, объединенный береговой комплекс, завод СПГ и терминал отгрузки нефти, а также системы морских и наземных трубопроводов. Это означает, что компания понесет ответственность по недопоставленным партиям сжиженного природного газа в размере 1,1 млрд долларов США, а это в свою очередь снизит показатель потока денежных средств российской стороны ориентировочно на 390 млн долларов США.
Может показаться странным, но, по расчетам компании, рост мировых цен на нефть не отразился и практически не отразится положительным образом на доходности по проекту. Инвестиционные затраты на освоение месторождений нефти на шельфе Норвегии в Северном море (природные условия аналогичны природным условиям месторождений о. Сахалин в Охотском море), составили на 1995 год 2,6 долл./барр. извлекаемой нефти. Аналогичный показатель по проекту «Сахалин-2» на примере ТЭО комплексного освоения месторождений — 10,2 долл./барр., а по новым капитальным затратам по состоянию на 2005 год — 25,6 долл./барр., почти в 10 раз больше.
Условия не позволяют таможенным органам сопоставить показатели сметы расходов и программы работ с фактическим объемом ввезенных товаров, необходимых для реализации проектов на номенклатурном, количественном и стоимостном уровнях. В результате таможенные органы не в состоянии обеспечить контроль обоснованности получения участниками проектов СРП льгот по уплате таможенных платежей. Возможно, этим объясняется тот факт, что в 2005 году сумма возмещенного НДС операторам проектов СРП превысила сумму поступившего НДС от налогоплательщиков Сахалинской области на 635,5 млн рублей. Компанией «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.» предъявлено в налоговые органы к возмещению из федерального бюджета НДС в размере 8903,6 млн рублей, возмещено — 6464,3 млн рублей. В то же время по результатам камеральных налоговых проверок установлено завышение Компанией «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд.» сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных к налоговому вычету за 2005 год в размере 699,1 млн рублей.
Фактические затраты оператора превышают утвержденные наблюдательным советом сметы затрат за 2004-2006 годы. Отклонения от утвержденной сметы составляют за 2004 г. — 20%, за 2005 г. — 61%, по проекту за 2006 г. — 126 процентов.
По годовому отчету компании по состоянию на 31.12.05 суммарные затраты составили 10,71 млрд долларов США, невозмещенные — 8,35 млрд долларов США, вместо 5,87 млрд долларов США по прогнозным расчетам. Не имея ограничения по максимальному возмещению затрат, компания не заинтересована в стимулировании экономии и минимизации затрат. Тем самым шансы российской стороны на получение прибыли снижаются, поскольку рост расходов практически не контролируется.
Необходимо отметить, что проектом сводных уточненных данных к Комплексному плану освоения и Изменениями к смете расходов на освоение Пильтун-Астохского и Лунского лицензионных участков по проекту «Сахалин-2» предусмотрено увеличение расходов по смете до 2010 года до 22,2 млрд долл. США против расчетных 12,04 млрд долл. США, а до 2014 года — до 24,9 млрд долл. США.
Как уже было сказано выше, при сохранении сложившейся тенденции и с учетом того факта, что первоочередному возмещению подлежат затраты компании, переход проекта в стадию доходности для бюджетной системы России сдвигается на неопределенный срок.
Без семи нянек дитя без глазу
В связи с отменой действия Постановления Правительства Российской Федерации № 86 в настоящее время не определены органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль за исполнением соглашений о разделе продукции, не осуществляется на должном уровне взаимодействие представителей государства и органов исполнительной власти. Межведомственная комиссия по вопросам подготовки и реализации соглашений о разделе продукции не обеспечивает в полном объеме решение всего комплекса вопросов в части обеспечения и полномочий Российской Федерации как собственника государственных недр.
Особенностью соглашения по проекту «Сахалин-2», по сравнению с иными соглашениями о разделе продукции, является отсутствие в нем специальных положений по выводу созданных производственных объектов из эксплуатации, формирование ликвидационного фонда данным соглашением не предусмотрено. В этих условиях присутствует риск внеплановых, избыточных затрат средств бюджетной системы России на ликвидационные работы по объектам производственного назначения с истекшим сроком эксплуатации. Сколько для этого потребуется средств и будут ли они хоть как-то скомпенсированы полученной в ходе реализации прибылью, сказать абсолютно невозможно.
Тем самым проект «Сахалин-2», в свое время один из самых перспективных, может стать веригами на ногах российской экономики и причиной экологической катастрофы в экосистеме острова Сахалин.
15 ноября 2006 г. компания «Сахалин Энерджи» разместила полный текст Плана природоохранных мероприятий на своем интернет-сайте (www.sakhalinenergy.ru).