Острая необходимость модернизации «устаревшего» оборудования и безопасность гидротехнических сооружений
КРЫЛОВА Елена Михайловна
заместитель руководителя Приволжского управления Ростехнадзора (по Республике Марий Эл)
Номер журнала:
Рубрика:
Так, изношенность технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах Республики Марий Эл, превышает 50 %. Более 50 % котлов, сосудов, 25 % трубопроводов пара и горячей воды, 65 % подъемных сооружений, 30 % технических устройств газового оборудования отработали нормативный срок службы.
В условиях ограниченных инвестиционных и финансовых возможностей приоритетным направлением является проведение комплекса мероприятий по технической диагностике оборудования, отработавшего расчетный ресурс эксплуатации, что позволяет обеспечить его работоспособность в период до замены на новое оборудование и вывести из эксплуатации находящееся в аварийном состоянии оборудование. Технические устройства, отработавшие нормативный срок службы и не прошедшие техническое диагностирование, выводятся предприятиями из эксплуатации.
В настоящее время реконструкция и техническое перевооружение на опасных производственных объектах предприятий практически не проводятся. В основном ведется работа по продлению безопасного срока эксплуатации технических устройств, то есть проводится экспертиза промышленной безопасности. Хотя необходимо признать, что такое продление срока службы отработавших нормативный срок технических устройств тормозит вопросы модернизации и технического перевооружения производства.
За 12 месяцев 2015 года внесено в реестр по техническим устройствам 659 заключений ЭПБ. В ходе проведения проверок предприятий инспекторским составом производится рассмотрение правильности проведения, оформления результатов, а также выполнение мероприятий, необходимых для завершения ЭПБ.
В настоящее время реконструкция и техническое перевооружение на ОПО предприятий практически не проводятся. В основном ведется работа по продлению безопасного срока эксплуатации технических устройств, то есть проводится ЭПБ. Хотя необходимо признать, что такое продление срока службы отработавших нормативный срок технических устройств тормозит вопросы модернизации и технического перевооружения.
При рассмотрении заключений ЭПБ основными нарушениями явились невыполнение или несвоевременное выполнение мероприятий, необходимых для завершения экспертиз промышленной безопасности (ООО «Фабрика «Маритал», МКП «Сернурские Бани» и др.). Должностные лица предприятий, допустившие вышеуказанные нарушения, привлечены к административной ответственности по ст. 9.1 ч.1 КоАП РФ на общую сумму 80 тыс. рублей.
Также при процедуре переоформления лицензий на проведение ЭПБ (ООО «Стройтерм», ООО «Газовые технологии», ОАО «УМС») проверялось качество оформления ЭПБ, соответствие ЭПБ требованиям ФНП «Правила проведения ЭПБ». При проверках выявлены нарушения требований ФНП «Правила проведения ЭПБ»:
- экспертизы промышленной безопасности проводятся по недействующим нормативным документам;
- при проведении экспертиз промышленной безопасности технических устройств экспертами не указываются требования по проведению капитально-восстановительных или полнокомплектных ремонтов подъемных сооружений, отработавших срок службы;
- эксперты не прошли аттестацию по областям аттестации, соответствующим объекту экспертизы.
По результатам проверок ООО «Стройтерм», ООО «Газовые технологии», ОАО «УМС» выданы акты проверок с выводами о невыполнении лицензиатами лицензионных требований и условий.
Основной причиной отсутствия вложений в техническое перевооружение является то, что значительная часть собственников предприятий недостаточно ответственна, грамотна в техническом отношении, и поэтому не хотят выделять необходимых финансовых средств на эти цели. Поэтому считается важным совершенствование законодательно прописанных механизмов, стимулирующих руководителей предприятий и организаций повышать безопасность своих производств, вкладывать средства в модернизацию или замену отработавшего нормативный срок оборудования, а также повышающих их ответственность за допущенные нарушения правил и норм безопасности. В ходе контрольно-надзорной деятельности руководителям поднадзорных организаций рекомендуется вести более активную работу по модернизации или замене устаревшего оборудования.
Надзор за безопасной
эксплуатацией ГТС
За 12 месяцев 2015 года инспекторами Марийского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора по результатам плановых проверок выдано семь предписаний, привлечено к административной ответственности девять должностных лиц по ч. 1 ст. 10.10 КоАП РФ в виде штрафа по 1 тыс.руб. По результатам внеплановых проверок выдано четыре предписания, привлечены к административной ответственности два должностных и одно юридическое лицо по ч.1 ст. 19.5 КоАП РФ в виде штрафов на сумму 12 тыс. руб. Общая сумма штрафов по результатам плановых, внеплановых, рейдовых проверок и по другим основаниям составила 79 тыс. руб., взыскано 76 тыс. руб.
При проведении рейдовых проверок были выявлены и нарушения. Так, например, на ГТС в д. Русский Кукмор на р. Песте: для доступа к донной задвижке не расчищен от снега и наледи люк колодца управления; вследствие выкрашивания связующего вещества местами нарушена герметичность межплитных швов крепления верхового откоса; территория у водосбросного сооружения не расчищена от зарослей камыша; отсутствуют доски настила служебного мостика;
Также специалисты, причастные к эксплуатации ГТС, не прошли обучение и первичную аттестацию по вопросам безопасности ГТС, отсутствует «Положение о расследовании причин инцидентов на гидротехнических сооружениях, их учете и анализе», не заведены журнал учета аварий ГТС и журнал учета инцидентов, не внесены изменения в технический паспорт ГТС после проведенного капитального ремонта.
Основными проблемами, связанными с обеспечением безопасности и противоаварийной устойчивости поднадзорных гидротехнических сооружений, являются:
- неудовлетворительное состояние ряда сооружений (ухудшение показателей прочности материалов), в силу их большого возраста;
- отсутствие служб эксплуатации и обученного квалифицированного персонала;
- отсутствие проектно-технической документации на местах;
- частое рассматривание факта наличия ГТС владельцем как обузу, а не как собственность, имеющую рыночную цену, которая могла бы приносить доход;
- недостаточное финансирование муниципальных образований на проведение капитальных и других ремонтов ГТС.
Отмечу, что работа по текущему содержанию ГТС не всегда требует больших финансовых вливаний. К примеру, очистить сороудерживающие решетки, убрать растительность с тела плотины, проследить за уровнем поднятия грунтовых вод — такие элементарные действия по силам даже самим жителям населенных пунктов, где расположены сельские ГТС, тем более что жители сами заинтересованы в безаварийном прохождении паводка.