Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

март 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Основы государственной политики в сфере промышленной безопасности

 
КЛИМЕНКО Максим Михайлович, эксперт-консультант по промышленной безопасности, директор по развитию экспертно-консалтинговой группы «МТК Эксперт»

КЛИМЕНКО Максим Михайлович
эксперт-консультант по промышленной безопасности, директор по развитию экспертно-консалтинговой группы «МТК Эксперт»

Номер журнала: 

Рубрика: 

Основы определяют цели, принципы, приоритетные направления и основные задачи госполитики РФ в сфере промышленной безопасности. Согласно п. 3 нормативно-правовую базу основ составляют:
- Конституция РФ;
- международные договоры РФ;
- федеральные законы и иные нормативные акты РФ.
Указ вступил в силу 06.05.2018 г. 

Общие положения

В разделе 1 обратим внимание на термины, которые используются в основах (п. 2).
Так, дано более расширенное по сравнению с Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определение термина «промышленная безопасность». в основах «промышленная безопасность» — это определяемое комплексом технических и организационных мер состояние защищенности промышленного объекта, которое характеризуется:
- стабильностью параметров технологического процесса;
- исключением (сведением к минимуму) опасности возникновения аварии или инцидента;
- в случае возникновения аварийных ситуаций — отсутствием опасности воздействия на людей опасных и вредных факторов и угрозы причинения вреда имуществу юридических и физических лиц, государственному или муниципальному имуществу.
Под «промышленным объектом» понимают предприятие, его цеха, участки, площадки, используемые для осуществления деятельности в сфере промышленности.
Под «участниками обеспечения промышленной безопасности» в соответствии с основами считают:
- федеральные органы государственной власти;
- органы государственной власти субъектов РФ;
- органы местного самоуправления;
- юридические лица и ИП, деятельность которых направлена на обеспечение безопасной эксплуатации промышленных объектов, а также на предупреждение аварий на таких объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих организаций к локализации аварий и  ликвидации их последствий.

Оценка состояния промбезопасности, основные проблемы и тенденции ее развития

В разделе 2 авторы основ привели статистические данные (количество ОПО, показатели аварийности и т.д.), дали свое видение проблем в сфере ПБ и возможные их решения.
По мнению разработчиков документа основными источниками опасности, причинами повышения аварийности на промышленных объектах являются (п. 9):
- низкое качество проектных и технических решений;
- критический уровень износа основных производственных фондов (например, 60-70 % оборудования на ОПО отработали нормативный срок службы);
- некачественное или несвоевременное выполнение работ по обслуживанию и ремонту технических устройств на ОПО;
- контрафактные или бракованные комплектующие, запасные части и материалы;
- низкая квалификация персонала, технологическая и трудовая дисциплина;
- отсутствие эффективных стимулов для обновления производственных фондов.
Уровень промышленной безопасности требуется повысить, потому что (п. 11):
1. Растет число промышленных объектов, на которых технические и технологические ресурсы близки к предельным или полностью исчерпаны.
2. Растут непроизводительные затраты, связанные с:
- причинением вреда в результате аварий;
- существованием административных барьеров для предпринимателей из сферы промбезопасности.
3. Остается низким уровень профессиональной подготовки административно-управленческого, технического и обслуживающего персонала.
4. Не соблюдаются технические и технологические нормы при производстве оборудования и других технических устройств, а также требования и условия при проектировании, строительстве, эксплуата-
ции, капитальном ремонте, реконструкции, консервации или ликвидации промышленных объектов.
В сложившейся ситуации, заключают разработчики, нужно подготовить и реализовать эффективную государственную политику в области ПБ, которая направлена на (п. 12):
- последовательное снижение аварийности промышленных объектов;
- доработку методов госконтроля в данной области, включая снижение избыточной административной нагрузки для субъектов предпринимательской деятельности.
В том же п. 12 авторы напоминают о внедрении новой модели государственного регулирования в области ПБ — риск-ориентированного подхода, который по их мнению позволит:
- сократить количество мероприятий по контролю;
- заменить отдельные государственные механизмы регулирования на рыночные;
- устранить ряд избыточных административных барьеров при осуществлении инвестиционной и производственной деятельности.

Цели, принципы и  приоритетные направления госполитики в области ПБ

Цели госполитики в сфере ПБ следующие (п. 13):
- предупреждать аварии и инциденты на промышленных объектах;
- решать правовые, экономические и социальные задачи, чтобы обеспечить рост промышленного производства;
- реализовать конституционные права граждан на труд в безопасных условиях, благоприятную окружающую среду;
- укрепить правопорядок в области промышленной безопасности.
Принципы госполитики в сфере промбезопасности (п. 14):
- соблюдать законодательство и международные договоры РФ в области промышленной безопасности;
- привести задачи и меры государственного. регулирования в соответствие с уровнем потенциальной опасности аварий на промышленных объектах;
- сосредоточить усилия и ресурсы участников рынка промбезопасности на укреплении отрасли;
- обеспечить на всей территории РФ единство подходов при установлении требований промышленной безопасности и осуществлении контроля (надзора) за их соблюдением;
- соблюдать баланс общественных и частных интересов при установлении требований ПБ и осуществлении госконтроля (надзора);
- минимизировать влияние человеческого фактора на технологические процессы ОПО;
- снизить технологическую или иную зависимость от иностранных государств при обеспечении промбезопасности;
- внедрить в приоритетном порядке ресурсосберегающие и экологически безопасные технологии, модернизировать производства, обновить производственные фонды;
- внедрить научно-технические достижения и передовой опыт в целях обеспечения промбезопасности;
- утвердить неотвратимость ответственности для эксплуатирующих организаций и их должностных лиц за нарушение требований ПБ и за вред, причиненный гражданам и окружающей среде в результате аварий на ОПО;
- обеспечить доступность для населения к информации в области промышленной безопасности.
Основы призваны реализовать следующие механизмы (п. 15):
- издание нормативно-правовых актов РФ;
- разработка государственных (в том числе межведомственных) и муниципальных программ, направленных на реализацию основных задач госполитики;
- утверждение плана мероприятий по реализации основ.
Приоритетные направления госполитики в области ПБ (п. 16):
1. Положительно обновить нормативно-правовое регулирование и госуправления в сфере ПБ.
2. Разработать и внедрить единые критерии:
- оценки рисков аварий на промышленных объектах;
- категорирования промышленных объектов.
3. Усилить защиту промышленных объектов от угроз техногенного и природного характера, а также от терактов.
4. Обеспечить комплексную защиту и противоаварийную устойчивость промышленных объектов и их инфраструктуры.
5. Повысить эффективность федерального госнадзора в области ПБ.
6. Сократить количество бесхозяйных промышленных объектов.
7. Обеспечить деятельность в сфере ПБ эффективными кадрами.
8. Развить культуру промышленной безопасности, осознание личной ответственности за состояние ПБ и сформировать нетерпимое отношение к нарушениям в этой сфере.
9. Решить вопросы в области ПБ на территориях (объектах), над которыми юрисдикция Российской Федерации в этой сфере не осуществляется.
10. Развить международное сотрудничество по промышленной безопасности.

Основные задачи госполитики в сфере ПБ

Основные задачи госполитики в сфере ПБ изложены в п. 17:
1. Актуализация требований промбезопасности с учетом развития технологий, применяемых на промышленных объектах.
2. Формирование механизмов научно-технической и методологической поддержки госрегулирования, которые помогут:
- прогнозировать риски возникновения аварий;
- научно обосновать разработку (актуализацию) требований к безопасности технологических процессов;
- внедрить инновационные технологии для обеспечения промбезопасности.
3. Сближение норм промышленной безопасности в рамках ЕАЭС и межгосударственных объединений, формируемых при участии РФ.
4. Внедрение риск-ориен-тированного подхода при организации федерального госнадзора в области ПБ.
5. Разработка нормативно-правовой базы для создания и внедрения системы государственного дистанционного мониторинга, которая автоматически собирает, фиксирует, обобщает, систематизирует и оценивает информацию о параметрах технологических процессов, чтобы определить состояние промышленной безопасности.
6. Отмена устаревших, избыточных и дублирующих требований промышленной безопасности.
7. Улучшение нормативно-правовой и методической базы в экспертизе промышленной безопасности, повышение уровня независимости экспертов и экспертных организаций от заказчиков такой экспертизы.
8. Обеспечение эффективной научно-технической поддержки деятельности уполномоченных органов в области ПБ.
9. Обновление системы повышения квалификации работников органов госконтроля и работников организаций из сферы ПБ.
10. Обновление требований к программам подготовки, аттестации и проверке знаний руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих и обслуживающих ОПО.
11. Развитие методов анализа и оценки рисков аварий на промышленных объектах.
12. Развитие и внедрение информационных технологий, которые позволят:
- контактировать с эксплуатирующими организациями;
- оптимизировать процесс получения, хранения и анализа информации о производственном контроле на ОПО, системах управления промбезопасностью, об авариях и инцидентах на ОПО.
13. Повышение роли обязательного страхования ОПО.
14. Улучшение механизмов компенсации затрат на локализацию аварий и ликвидацию их последствий за счет добровольного страхования в сочетании с резервами финансовых средств у эксплуатирующих организаций.
15. Обновление механизмов, позволяющих установить охранные зоны промышленных объектов и обеспечить соблюдение особых условий использования таких зон.
16. Разработка мероприятий по перемещению из густонаселенных районов РФ или ликвидации промышленных объектов, работа которых создает угрозу жизнедеятельности человека, социально-экономическому развитию субъектов РФ.
17. Обновление перечня наказаний за нарушение требований ПБ, а также создание механизмов, стимулирующих деятельность по повышению уровня промбезопасности.
18. Развитие системы профилактики нарушений в сфере ПБ.
19. Реализация международных договоров РФ в области промышленной безопасности.
20. Развитие сотрудничества РФ с международными организациями и объединениями, которые обеспечивают и регулируют промышленную безопасность.
21. Развитие сотрудничества с иностранными надзорными органами, научными и международными организациями для повышения уровня промышленной безопасности, обмена информацией об авариях, последствия которых могут носить трансграничный характер.
22. Помощь иностранным государствам, которые применяют (намерены применять) российские промышленные технологии, в создании и развитии национальных систем регулирования.
23. Ликбез населения о состоянии промбезопасности.
24. Развитие инструментов техрегулирования, внедрение в операционный менеджмент эксплуатирующих организаций стандартов управления рисками.
25. Внедрение эффективных механизмов по борьбе с коррупцией в сфере промбезопасности.

Ожидаемые результаты госполитики в сфере ПБ

В результате реализации основ  ожидается:
- обеспечение промышленной безопасности (подразумевается, видимо, улучшение в этой сфере):
- предупреждение аварий и инцидентов на промышленных объектах;
- укрепление правопорядка в области ПБ.
Для этого предлагают использовать следующие инструменты (п. 19):
- мониторинг состояния промышленной безопасности;
- нормативно-правовое регулирование;
- реализация федеральных, региональных и муниципальных программ, направленных на решение задач ПБ;
- участие федеральных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и эксплуатирующих организаций в мероприятиях по укреплению промышленной безопасности;
- стимулирование деятельности в области промышленной безопасности;
- выполнение плана мероприятий по реализации настоящих основ, утверждаемого Правительством РФ;
- федеральный госнадзор в области ПБ.
Оперативно реагировать на угрозы и кризисные ситуации в области ПБ помогут следующие мероприятия:
- выполнение требований ПМЛА на ОПО;
- расследование несчастных случаев;
- техническое расследование причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения.
Эффективность госполитики будут оценивать по следующим показателям (п. 22):
- снижение количества аварий на промышленных объектах;
- снижение количества смертельных случаев при авариях;
- снижение количества травмированных в результате аварий;
- снижение административной нагрузки на организации из сферы ПБ.

Порядок взаимодействия госорганов

Реализацию госполитики в сфере ПБ обеспечивают:
- федеральные органы власти (Правительство РФ, федеральные надзорные органы);
- органов исполнительной власти субъектов РФ;
- органы местного самоуправления;
- участники рынка ПБ и граждане (в рамках своей компетенции).
При этом Правительство РФ осуществляет следующие функции:
- утверждает план мероприятий по реализации основ госполитики в сфере ПБ;
- контролирует реализацию основ;
- ежегодно представляет президенту РФ доклад о состоянии промбезопасности и мерах по ее укреплению.
Ростехнадзор и отраслевые надзорные органы:
- собирают, обобщают и анализируют информацию о состоянии ПБ;
- отслеживают достижение показателей эффективности в реализации госполитики;
- передают данные Правительству РФ.
Основы госполитики корректируют по решению президента РФ. Изменения предлагает Правительство России (при участии Совета безопасности РФ) с учетом:
- результатов реализации основ;
- мониторинга ПБ;
- изменений, существенно влияющих на состояние промбезопасности.

Все статьи рубрики