Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

апрель 2024

пн вт ср чт пт сб вс
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 04 (204), апрель, 2024
В номере:

Теги

Организация экологической безопасности на предприятии

 
Исмагилова Ляйсан Альфритовна, помощник казанского межрайонного  природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, младший советник юстиции

Исмагилова Ляйсан Альфритовна
помощник казанского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, младший советник юстиции

Номер журнала: 

Рубрика: 

02.07.2021 г. Президентом Российской Федерации подписан Указ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». В нем в качестве приоритетных направлений по реализации национальной безопасности затронуты вопросы обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования. 

Стратегическое планирование

Целью работы по планированию является достижение качества окружающей среды, необходимого для благоприятной жизни человека, сохранение и восстановление природы, смягчение негативных последствий изменения климата.
Как отмечается в документе, в последние десятилетия интенсивный рост производства и потребления в мире сопровождается увеличением антропогенной нагрузки на окружающую среду и ухудшением ее состояния, что влечет существенное изменение условий жизни на Земле, в том числе снижение их качества.
«Развитие «зеленой» и низкоуглеродной экономики становится главным вопросом в международной повестке дня. Возрастающая конкуренция за доступ к природным ресурсам — один из факторов усиления международной напряженности и возникновения конфликтов между государствами», — констатировано в стратегии.
На сегодняшний день экологическая безопасность в нашей стране реализуется на основании Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента России от 19.04.2017 г. № 176. 
Это документ стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, определяющий основные вызовы и угрозы экологической безопасности, цели, задачи и механизмы реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности.

Экологическая безопасность предприятий

Важной составляющей частью экологической безопасности страны является грамотная организация экологической безопасности на предприятии.
Под экологической безопасностью предприятия понимают обеспечение соответствия его природоохранной деятельности нормативным требованиям. В свете повышения уровня экологической ответственности предприятия его экологическая безопасность для окружающей среды и населения в значительной степени определяет его конкурентоспособность.
Экологическая безопасность напрямую связана с организацией и проведением контроля, который определен Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Федеральный закон «Об охране окружающей среды»)  следующим образом: «...контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) — это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной  и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды».
Экологический контроль на предприятии можно разделить на два блока. Это организация внутреннего и внешнего контроля.
В данном материале речь пойдет об организации на предприятии внутреннего контроля как успешной составной части единого механизма работы предприятия.

В настоящее время, когда развитие промышленности достигло высокого уровня, вопросы экологической безопасности встали в один ряд с важнейшими задачами, которые актуальны при организации работы любого предприятия.

Экологические требования к предприятиям

 Внутренний контроль реализуется на предприятии посредством проведения ряда мероприятий.
В соответствии с нормами действующего законодательства предприятие, работа которого оказывает негативное влияние на окружающую среду, обязано:
1. Организовывать полноценный экологический аудит на предприятии.
2. Разработать программу экологического контроля деятельности предприятия на основе аудита и документы.
3. Поставить объекты, которые негативно влияют на окружающую среду, на государственный учет.
4. Оформить разрешительную документацию в сфере экологического нормирования.
5. Регулярно направлять отчетность в государственные контролирующие органы.
6. Вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
7. Иметь в штате сотрудников, которые отвечают за организацию экологической безопасности на предприятии.

Отсутствие должного внимания к окружающей среде увеличивает риск загрязнения природы, с одной стороны, а с другой — уменьшает экономическую жизнеспособность компании, конкурентную способность, а также имидж предприятия в целом.

Экологический аудит

Первое, с чего нужно начать обеспечение экологической безопасности предприятия, — это экологический аудит. 
Экологический аудит — комплексная независимая оценка, позволяющая установить объективную картину работы по защите окружающей среды на предприятии. 
Данное понятие впервые определено в нашей стране Федеральным законом «Об охране окружающей среды».
Главными целями экологического аудита являются:
- сбор достоверной информации о хозяйствующем субъекте;
- проверка соблюдения им требований законодательства в области охраны природы, а также международным и внутренним стандартам (если объект стремится им соответствовать);
- разработка грамотной экологической политики;
- повышение конкурентоспособности, развития производства; 
- увеличение привлекательности для инвесторов.

Категория и учет объектов

При определении принципов обеспечения экологической безопасности необходимо начать с определения категории производственного объекта. Присвоение категории объекту осуществляется при постановке его на учет в контролирующем органе.
Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должны поставить их на государственный учет. 
Требования охраны труда и экологической безопасности указывают на то, что любой производственный объект, который оказывает на природные объекты хотя бы один из видов воздействия, перечисленных выше, подлежит обязательной постановке на государственный учет. Такое требование установлено п. 1 ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Для дифференциации уровня негативного влияния объекта на благополучие окружающей среды ему присваивается одна из категорий.
Категорирование таких объектов производится с учетом критериев, определенных ст. 4.2 Федерального закона  «Об охране окружающей среды».
В их список входит производственная отрасль, к которой относится конкретное предприятие, интенсивность негативного влияния генерируемых им отходов на экологию, особенности технологического цикла и иные факторы. С учетом этих критериев все действующие производственные объекты дифференцируются на четыре категории:
- I — предприятия, оказывающие значительное отрицательное действие на благополучие окружающей среды;
- II — предприятия с умеренным уровнем отрицательного действия;
- III — предприятия с незначительным уровнем такого влияния;
- IV — предприятия с минимальным уровнем такого воздействия.
В зависимости от присвоенной категории определяются обязанности компании в отношении соблюдения требований природоохранного законодательства. При этом компании IV категории освобождены от большинства обязанностей в этой области. А вот предприятия I-II категорий, напротив, несут повышенную ответственность. Так, компании I категории обязаны оформлять комплексное экологическое разрешение для своей деятельности. А компании II категории должны составлять декларацию о характере влияния на окружающую среду.

Мониторинг экологического состояния и исполнение производственного контроля на предприятии являются непременными условиями природопользования.

Нарушители закона

Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой организована проверка ООО «Живая вода», основной деятельностью которого  является производство безалкогольных напитков, минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках.
В ходе проверки установлено, что предприятием на государственный учет в качестве объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, поставлено шесть источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (пять источников организованных, один — не организованный). 
В данной связи ведомством приняты меры прокурорского реагирования, в отношении виновных лиц вынесены постановления о возбуждении административного производства по ст. 8.46 КоАП РФ. В адрес руководства предприятия внесено представление об устранении нарушений закона.
Органом контроля вынесены постановления о привлечении к административной ответственности виновных лиц с назначением наказания в виде штрафов. Предприятием нарушения устранены.
Другой пример: в деятельности ООО «НижнекамскРезиноТехника» в рамках проверки установлено, что предприятием не проведена в полном объеме инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (в проекте нормативов предельно-допустимых выбросов отражены сведения о вулканизационных прессах в количестве двух штук, по факту их количество составляет 11 штук).
Прокуратурой руководителю общества внесено представление, по результатам которого проведена в полном объеме инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, виновное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности.

Разрешительная документация

Следующим этапом успешной организации экологической безопасности на предприятии является оформление разрешительной документации. 
Вопрос оформления разрешительной документации является наиболее приоритетным для решения, так как ее отсутствие исключает возможность полноценного осуществления деятельности, связанной с оказанием негативного воздействия на окружающую среду.
Поэтому до начала осуществления хозяйственной деятельности необходимо определить перечень видов негативного воздействия на окружающую среду (далее НВОС), которые будут сопровождать производственный или иной хозяйственный процесс.
Разрешительная документация в сфере экологического нормирования, которая должна быть оформлена в соответствии с законодательством РФ в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения:
- лицензии на все виды деятельности предприятия, связанные с природопользованием и обращением с отходами;
- разрешения на предельно допустимые выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- разрешения на предельно допустимые сбросы вредных (загрязняющих) веществ в наземные и подземные водные объекты;
- нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
- паспорта опасных отходов;
- договоры и разрешения на использование воды;
- СЭЗ — санитарно-эпидемиологическое заключение;
- сертификаты соответствия топлива, сырья, оборудования и т. д.

Вопрос оформления разрешительной документации является наиболее приоритетным для решения, так как ее отсутствие исключает возможность полноценного осуществления деятельности, связанной с оказанием негативного воздействия на окружающую среду.

Неполучение разрешительной документации

Отсутствие необходимых документов (при условии фактического оказания перечисленных видов негативного воздействия на окружающую среду) является основанием для привлечения как юридического, так и ответственного должностного лица к административной ответственности.
Более того, осуществление выбросов, сбросов загрязняющих и иных веществ в окружающую среду в отсутствие разрешений является основанием для исчисления и возмещения вреда, причиненного окружающей среде, как в добровольном, так и судебном порядке.
Природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения ООО «УК «ПЖКХ» требований законодательства об охране атмосферного воздуха.
В ходе проверки установлено, что на границе санитарно-защитной зоны с северо-восточной окраины полигона ТКО «Восточный» выявлено загрязнение атмосферного воздуха по этилбензолу в 8,1 раза. Кроме того, предприятие осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без утвержденного в установленном порядке проекта предельно допустимых выбросов и разрешения на выбросы в атмосферный воздух. 
В связи с чем по постановлениям прокуратуры виновные лица привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ и ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в адрес директора Общества внесено представление об устранении нарушений закона. 
Вместе с тем ввиду неисполнения предписания добровольном порядке прокуратурой в суд направлено исковое заявление с требованием о разработке проекта предельно допустимых выбросов и получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу в отношении объекта «Полигон утилизации твердых бытовых отходов «Восточный». Требования прокурора удовлетворены в полном объеме, приняты меры к устранению нарушений закона.

Все юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную или иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должны поставить их на государственный учет. 

Экологическая отчетность

Экологическая отчетность является важным и неотъемлемым аспектом в сферах деятельности предприятий, которые используют природные ресурсы или воздействуют негативным образом на окружающую среду. 
Организация эффективной экологической отчетности и учета на предприятии обоснована практическим опытом, который показывает, что отсутствие должного внимания к окружающей среде увеличивает риск загрязнения природы, с одной стороны, а с другой — уменьшает экономическую жизнеспособность компании, конкурентную способность, а также имидж предприятия в целом.
В экологическую отчетность входят документы установленной формы, которые предоставляются предприятиями в органы государственного контроля для оценки соблюдения норм экологической безопасности в процессе ведения хозяйственной деятельности.
К видам экологической отчетности относятся:
1. Отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, размещении отходов.
2. Подтверждение НООЛР (технический отчет по обращению с отходами в 2022 году).
3. Форма 2-ТП (отходы).
4. Форма 2-ТП (воздух).
5. Форма 2-ТП (водхоз).
6. Отчет по форме 4-ОС (текущие затраты).
7. Декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
8. Отчет по программе ПЭК.
9. Отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
10. Инвентаризация выбросов и т.д.
Межрайпрокуратурой проведен анализ статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух). Установлено, что ООО «Алга» не представило ежегодный государственный статистический отчет по форме 2-ТП (воздух).
В данной связи руководителю Общества внесено представление об устранении нарушений закона, по результатам которого ООО «Алга» указанный отчет сдан.
Аналогично по несвоевременному предоставлению вышеуказанного отчета руководителю ООО «Асянь» внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено.приняты меры к устранению нарушений закона, а именно в целях дальнейшей своевременной подготовки и сдачи отчетов назначено ответственное лицо.

Плата за НВОС

За любое негативное воздействие на окружающую среду, то есть выбросы и сбросы загрязняющих веществ, а также за размещение отходов с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей взимается плата.
При определении платы учитывается объем и масса загрязняющих веществ в пределах нормативов, в пределах разрешенных выбросов и сбросов, превышающие такие нормативы, а также учитываются лимиты на размещение отходов и их превышение. 

Служба экологического контроля

Российское законодательство не содержит положений, прямо устанавливающих необходимость организации экологической службы как структурной единицы предприятия.
В случае  если на предприятии экологическая служба организована в качестве отдельного подразделения, она, как правило, включает специалистов организации, в должностные обязанности которых входят вопросы охраны окружающей среды и рационального природопользования, имеющих высшее экологического образование.
Однако часто предприятия избирают один из двух иных вариантов определении лиц, ответственных за соблюдение природоохранного законодательства:
- назначение лиц, входящих в состав службы охраны труда, соответствующими должностными обязанностями в области обеспечения экологической безопасности;
- найм лиц, ответственных за соблюдение требований в области охраны окружающей среды, на условиях аутсорсинга.
Кроме того, в целях закрепления за должностными лицами ответственности, правил и обязанностей, планов реализации природоохранных мероприятий, изменений во внутренней распорядительной документации необходимо оформление соответствующей организационно-распорядительной документации, включающей в себя приказы, распоряжения и т.д. 

Производственный контроль и экологический мониторинг 

Необходимость комплексного наблюдения за состоянием всех компонентов природной среды обусловлена спектром влияния осуществляемой деятельности, антропогенных и природных факторов на воздух, воду, почву и наличием связей между компонентами природной системы.
Изменения одного из природных компонентов неизбежно влекут за собой изменения следующих. Поэтому первостепенной целью и главной задачей экологического мониторинга является отслеживание этих изменений.
Мониторинг экологического состояния и исполнение производственного контроля на предприятии являются непременными условиями  природопользования.
Обязанность и ответственность природопользователей в вопросах мониторинга окружающей среды определяются природоохранным и санитарно-гигиеническим законодательством РФ. Прямыми правовыми основаниями экологического мониторинга являются требования Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и др. 
Производственный контроль и экологический мониторинг являются необходимыми условиями для функционирования практически всех организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих подготовку к вводу и/или производство, хранение, транспортировку и реализацию продукции, выполняющих работы и оказывающих услуги.
Основная задача производственного контроля и экологического мониторинга — обеспечение безопасности для здоровья человека и окружающей природной среды при выполнении работ, оказании услуг, а также при производстве и реализации продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд.
Осуществляется производственный контроль и экологический мониторинг посредством полевых наблюдений и исследований, проведения лабораторных исследований и испытаний, а также анализа и прогноза влияния деятельности предприятия на здоровье человека и окружающую природную среду.
В общей сложности в структуру производственного контроля и экологического мониторинга входят следующие услуги:
- разработка программы производственного контроля;
- разработка программы мониторинга;
- разработка программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов в пределах его воздействия на окружающую среду;
- разработка программы регулярных наблюдений за состоянием водного объекта и его водоохранной зоной;
- разработка программы производственного контроля качества питьевой воды;
- отбор проб воды и их лабораторные исследования;
- отбор проб воздуха и их лабораторные исследования;
- мониторинг грунтовых вод;
- мониторинг растительного и животного мира;
- отбор проб почвы, грунтов и их лабораторные исследования;
- анализ состояния окружающей среды и прогноз ее изменения в будущем.
Подводя итоги вышесказанного, необходимо отметить, что в настоящее время, когда развитие промышленности достигло высокого уровня, вопросы экологической безопасности встали в один ряд с важнейшими задачами, которые актуальны при организации работы любого предприятия.
Грамотная организация экологической безопасности на предприятии позволит избежать привлечения к ответственности, сократить расходы организации и увеличить доходы, в значительной степени определить конкурентоспособность, повысить предпринимательскую и инвестиционную привлекательность предприятия.

Все статьи рубрики