В Республике Татарстан готовы к нововведениям в сфере обращения с отходами
Шадриков Александр Валерьевич
министр экологии и природных ресурсов Республики Татарстан
Номер журнала:
Рубрика:
Что изменится в наступившем году в системе обращения с отходами I и II классов опасности? Какие проблемы имеются в области государственного регулирования деятельности по обращению с отходами строительства и ремонта? На эти вопросы ответили в министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан.
- Александр Валерьевич, с 01.03.2022 г. обязательной для всех природопользователей, осуществляющих обращение с отходами I и II классов опасности, становится работа в федеральной цифровой платформе ФГУП «ФЭО». Готов ли Татарстан работать по новой схеме?
- Вслед за реформой обращения с ТКО в России стартовала реформа в области обращения с отходами I и II классов опасности. Несмотря на то, что таких отходов образуется относительно немного по сравнению с другими видами мусора, для них необходима отдельная система обращения. Ведь их утилизация должна проходить под строгим контролем. Даже небольшое количество отходов I и II классов опасности в окружающей среде представляет большую экологическую угрозу из-за токсичности химических элементов и веществ, входящих в их состав.
В последнее время одним из трендов развития является циркулярная экономика, или экономика замкнутого цикла. Очевидно, что внедрение принципов циркулярной экономики применительно к отходам I и II классов опасности в приоритете, так как такие отходы лучше утилизировать и пускать во вторичный оборот, чем просто обезвреживать с последующим захоронением. Тем более что захоронение ртутьсодержащих отходов запрещено с 2018 года, а захоронение батареек запрещено с 2021 года.
Именно эти обстоятельства определили необходимость построения новой системы обращения с такими отходами. Для этого были разработаны необходимые изменения в законодательстве, введен институт федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности (предприятие Госкорпорации «Росатом» — ФГУП «ФЭО»), разработана и введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система учета и контроля над обращением с опасными отходами (ФГИС ОПВК).
Эта система связывает воедино отходообразователей, операторов по транспортированию и обращению с отходами, федерального оператора и все заинтересованные федеральные органы исполнительной власти (Минприроды России, и Росприроднадзор, и ФАС России, и Минтранс России).
Нельзя не упомянуть о слабом звене в системе новой реформы. Это инфраструктура накопления отходов I и II классов опасности, образующихся в составе ТКО. Места раздельного накопления таких отходов не определены, отсутствуют специальные контейнеры.
С 01.03.2022 г. предприятия будут размещать в информационной системе сведения о видах отходов, источниках и нормативах образования, местах накопления, лимитах на размещение. Операторы будут отчитываться в системе о фактическом объеме перевезенных, утилизированных, обезвреженных отходов.
ФГИС ОПВК становится единым окном для учета и контроля всего жизненного цикла отходов — с момента их образования до утилизации. Система поможет прогнозировать загрузку мощностей и оптимизировать логистику.
Если же говорить о нашей республике, то в целях подготовки и успешной реализации реформы Правительством Республики Татарстан 14.01.2020 г. заключено Соглашение с ФГУП «ФЭО» о сотрудничестве в части создания условий по безопасному обращению с отходами I и II классов опасности и ликвидации наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда на территории Республики Татарстан.
В соответствии с Соглашением на базе Казанского отделения филиала «Приволжский территориальный округ» ФГУП «ФЭО» созданы мощности по обращению с ртутьсодержащими отходами I и II классов опасности (введена в эксплуатацию термодемеркуризационная установка УРЛ-2М).
Электронный сервис позволит скооперировать участников рынка обращения с отходами строительства и ремонта, осуществлять поиск контрагентов для заключения договоров, проводить электронные аукционы по закупке услуг, определять оптимальные логистические схемы движения отходов.
Проведена большая работа по информированию предприятий и организаций всех видов собственности о предстоящих нововведениях. Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан было организовано тестирование в пилотном режиме ФГИС ОПВК. Тридцать девять предприятий приняли участие в опытной эксплуатации системы.
При содействии Министерства в период проведения Татарстанского нефтегазохимического форума — 2020 заключено Соглашение между ФГУП «ФЭО» и ГК «Кориб» в части создания условий по безопасному обращению с отходами I и II классов опасности. В рамках соглашения сейчас реализуется пилотный проект по созданию редистрибьютерской сети сбора отработанных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей. Уже введены в эксплуатацию три специализированных пункта приема таких отходов.
Кроме того, в рамках Соглашения о взаимодействии в сфере развития системы раздельного накопления, сбора и утилизации отработанных химических источников тока в Республике Татарстан, заключенного Правительством Республики Татарстан с ООО «Дюраселл Раша», за 2019-2021 годы по результатам акции, организованной Министерством экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, собрано и утилизировано 85 тонн батареек.
Работа по переходу на новую систему обращения с отходами I и II классов опасности, проводимая в республике, была отмечена на Всероссийском конкурсе «Надежный партнер — Экология». Татарстан стал победителем в номинации «Самый экологически ориентированный субъект Российской Федерации».
Однако нельзя не упомянуть и о слабом звене в системе новой реформы. Это инфраструктура накопления отходов I и II классов опасности, образующихся в составе ТКО. Места раздельного накопления таких отходов не определены, отсутствуют специальные контейнеры.
- А что со строительным мусором в республике? Насколько актуальна проблема с такими отходами для Татарстана?
- О том, насколько актуальна эта проблема, говорят данные государственного экологического контроля. Во время санитарно-экологического двухмесячника по очистке территорий муниципальных образований Татарстана инспекторы Министерства выявляют до 2000 несанкционированных свалок отходов. Значительная часть этих свалок — это отходы строительства и ремонта.
Практика показывает, что ликвидация таких свалок за счет бюджетных средств, а не за счет средств нарушителей порождает ощущение безнаказанности. Один из основных принципов природопользования «загрязнитель платит» не работает.
В Татарстане Министерством экологии и природных ресурсов Республики для установления единых требований по обращению с отходами строительства и ремонта, а также исключения условий, способствующих образованию несанкционированных свалок, разработан проект постановления Кабинета Министров РТ «Об утверждении порядка обращения с отходами строительства и ремонта на территории Республики Татарстан».
Он предусматривает разработку регламента обращения с такими отходами в составе проектно-сметной документации и подтверждение всех действий по обращению с отходами, начиная уже с территории строительной площадки. Главная цель проекта — обеспечить прозрачность деятельности по обращению с отходами строительства и ремонта, поставить под контроль и упорядочить основные потоки движения таких отходов.
Учитывая большой объем ежегодно выполняемых в республике строительно-монтажных работ, обширный перечень объектов строительства, реконструкции и ремонта, проектом предусматривается участие органов местного самоуправления (по согласованию) в части регистрации документов, регламентирующих обращение с отходами строительства и ремонта. Такие действия удобно проводить при выдаче разрешений на строительство.
Внедрение принципов циркулярной экономики применительно к отходам I и II классов опасности в приоритете, так как такие отходы лучше утилизировать и пускать во вторичный оборот, чем просто обезвреживать с последующим захоронением.
Также предусматривается участие Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, Министерства цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи Республики Татарстан в части создания и внедрения автоматизированной информационной системы «Обращение с отходами строительства и ремонта на территории Республики Татарстан».
Электронный сервис позволит скооперировать участников рынка обращения с отходами строительства и ремонта, осуществлять поиск контрагентов для заключения договоров, проводить электронные аукционы по закупке услуг, определять оптимальные логистические схемы движения отходов. И в этом мы видим основное предназначение этого программного продукта. Именно эффективное средство внутриотраслевой кооперации позволит участникам рынка увидеть себя и перспективных партнеров, чтобы грамотно планировать как свою операционную деятельность, так и инвестиционное развитие.
К сожалению, ст. 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» содержит закрытый перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления, который не предусматривает наделение субъектов Российской Федерации полномочием по правовому регулированию деятельности по обращению с отходами строительства и ремонта.
Действующие в некоторых субъектах Российской Федерации региональные нормативные правовые акты в данной сфере являются примерами опережающего регулирования и приняты, очевидно, в условиях острой необходимости, что свидетельствует о целесообразности внесения изменений в федеральное законодательство.
На одном из последних совещаний с членами Правительства Президент Российской Федерации В.В. Путин поручил подготовить предложения по внесению изменений в федеральное законодательство в части наделения субъектов Российской Федерации полномочием по правовому регулированию деятельности в области обращения с отходами строительства и ремонта. Мы надеемся, что такие изменения будут в ближайшее время приняты. Конечно, следует внимательно оценивать регулирующее воздействие принимаемых субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов в указанной сфере, чтобы обеспечить единство правоприменения и равные условия для участников рынка обращения с отходами строительства и ремонта в субъектах Российской Федерации.
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в настоящее время в рамках Соглашения о сотрудничестве, заключенного Правительством Республики Татарстан с ООО «Большая Тройка» (г. Москва), участвует в работе по внедрению на территории республики (пока на добровольной основе) электронного сервиса «Обращение с отходами строительства и ремонта». В ближайшее время начнется работа по обучению пользователей в порядке, аналогичном работам по тестированию федеральной государственной информационной системы учета и контроля над обращением с отходами I и II классов опасности.