Обзор травматизма на подъемных сооружениях
Потапов Александр Валентинович
начальник отдела по государственному строительному надзору и надзору за подъемными сооружениями Управления Ростехнадзора по Удмуртской Республике
Номер журнала:
Рубрика:
За 6 месяцев 2007 года при эксплуатации подъемных сооружений были травмированы 52 человека, из них 42 смертельно, что на 10 человек меньше, чем за 1 полугодие 2006.
По-прежнему высокий уровень смертельного травматизма остается при эксплуатации башенных (28,6%) и мостовых (16,6%) кранов. В 2 раза больше несчастных случаев по сравнению с первым полугодием 2006 года произошло при эксплуатации гусеничных кранов (с 2 до 4); с 1 до 3 случаев возрос смертельный травматизм на козловых кранах; 2 случая зарегистрировано при эксплуатации портальных кранов (за 6 мес. 2006 года был 1 несчастный случай). Таким же остался уровень травматизма при эксплуатации кранов-манипуляторов (по 1 случаю в первом полугодии прошлого и этого года). Не зарегистрировано несчастных случаев при эксплуатации пневмоколесных кранов и кранов-трубоукладчиков (за 6 мес. 2006 года было по 1 случаю), а также кранов на спецшасси. Следует отметить резкое снижение смертельного травматизма при эксплуатации автомобильных кранов (с 12 до 4 случаев) и автоподъемников (вышек) с 6 до 3 случаев.
Как показывает анализ, 54% смертельных несчастных случаев произошло по организационным причинам, в основном из-за неэффективности или отсутствия производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (20%), нарушения технологической и трудовой дисциплины, неосторожных или несанкционированных действий исполнителей работ (18,6%) и неправильной организации работ (11%). Среди технических причин несчастных случаев доминирует нарушение технологии производства работ (24,1%). По причине неисправности технических устройств и средств противоаварийной защиты произошло 17,9 % несчастных случаев.
За первое полугодие 2007 года на предприятиях, где эксплуатируются подъемные сооружения, произошло 27 аварий, что на 6 случаев больше, чем за тот же период 2006 года.
Больше половины аварий (54,7%) произошло по организационным причинам, в основном из-за нарушения технологической и трудовой дисциплины, неосторожных или несанкционированных действий исполнителей работ (18,8%), неэффективности или отсутствия производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности (18,8%) и неправильной организации производства работ (15%). Среди технических причин следует выделить следующие: неудовлетворительное состояние технических устройств сооружений (20,7%) и нарушение технологии производства работ (18,8%).
В целях повышения уровня безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин руководителям эксплуатирующих организаций предлагается:
- выполнять весь комплекс работ по обследованию и капитально-восстановительному ремонту, предусмотренному нормативными документами, при продлении срока эксплуатации башенных кранов;
- ужесточить порядок допуска подъемников (вышек) на линию. Не допускать к работе на высоте рабочих люльки без индивидуальных средств защиты (каски, монтажные пояса) и проведения инструктажа на рабочем месте;
- при пуске в эксплуатацию гусеничных кранов особое внимание уделять подготовке площадки, наличию договоров со специализированными организациями на настройку приборов и устройств безопасности, а также полноте и качеству разработки проектов производства работ кранами;
- запретить допуск к работе эксплуатирующего, ремонтного и монтажного обслуживающего персонала, не прошедшего соответствующую подготовку, аттестацию и не получившего соответствующих практических навыков;
- провести инвентаризацию наземных крановых путей.
О проделанной работе в срок до 15.12.2007 года представить информацию в письменном виде государственным инспекторам.