Объекты транспортировки опасных веществ под особым вниманием Ростехнадзора
Номер журнала:
Рубрика:
Аварии зарегистрированы Дальневосточным и Верхне-Волжским управлениями Ростехнадзора, несчастный случай – Прибайкальским управлением Ростехнадзора.
Особо тяжелая авария произошла в г. Костроме 1 июля 2011 г. на опасных производственных объектах (ОПО), зарегистрированных в государственном реестре ОПО за индивидуальным предпринимателем С.В. Лепихиным (г. Кострома, Верхне-Волжское управление Ростехнадзора). При производстве сливо-наливных операций сжиженного углеводородного газа из железнодорожной цистерны в автоцистерну произошло воспламенение газа с последующим воспламенением авто- и железнодорожной цистерны, что привело к взрыву на объекте.
ИП С.В. Лепихин зарегистрирован в государственном реестре ОПО (станция газозаправочная (автомобильная), участок транспортирования опасных веществ, станция газозаправочная (автомобильная) № 2), получено свидетельство о регистрации № 17-03469 от 12.02.2008 г., лицензия на эксплуатацию взрывоопасных объектов от 12.09.2006 г. № ЭВ-17-000181.
Комиссией, проводившей расследование, установлено следующее. При аварии на территории объекта находились три железнодорожные цистерны, три автоцистерны и восемь резервуаров с СУГ объемом 18 м3 каждый. Через 3-5 мин после запуска технологической схемы перекачки первой фазы СУГ из железнодорожной цистерны в автоцистерну-полуприцеп произошел обрыв сливного рукава с последующим хлопком и воспламенением выходящего газа. Давление газа в рукаве составляло около 10 кгс/см2, и количество выходящего из рукава газа со временем не уменьшалось, что свидетельствовало о несрабатывании скоростного клапана вентиля паровой фазы у железнодорожной цистерны. После отключения электропитания и остановки компрессора водителем автоцистерны были приняты меры по выводу транспортного средства с площадки производства сливо-наливных операций.
Вследствие воздействия пламени и высоких температур воспламенились компрессоры, ходовая часть одной из автоцистерн, затем взорвался ее сосуд, оторванное днище которого было отброшено на здание филиала «Молочный комбинат «Костромской» ОАО «Компания «ЮНИМИЛК». Затем произошло разрушение железнодорожной цистерны, воспламенение со взрывом высвободившегося газа и опрокидывание цистерны. Одновременно, от резкого повышения давления, сосуд расположенной рядом автоцистерны был разорван, высвободившийся газ воспламенился, произошел взрыв газо-воздушной смеси, в результате которого сосуд автоцистерны сорвало и отбросило на 14 метров, при этом была опрокинута вторая железнодорожная цистерна.
В результате последствий аварии зафиксирован групповой несчастный случай с третьими лицами, пострадали четыре работника филиала «Молочный комбинат «Костромской» ОАО «Компания «ЮНИМИЛК», один из которых получил смертельные травмы. Экономический ущерб от аварии составил 10 млн рублей, сгорело четыре автомобиля, два полуприцепа и две автоцистерны, два нежилых строения, повреждены две железнодорожные цистерны.
В ходе расследования комиссия установила значительные нарушения требований федерального законодательства, нормативных правовых актов, нормативных технических документов Ростехнадзора, основными из которых являются:
- пункт слива-налива СУГ в эксплуатацию в соответствии с установленными требованиями не вводился, проектная документация отсутствует;
- разрешения на применение технических устройств и сертификаты соответствия отсутствуют, паспорта технических устройств, оформленные поставщиком ООО «Фрегат» (г. Москва), содержат противоречивые требования по эксплуатации; документы о подтверждении соответствующих испытаний сливо-наливных рукавов отсутствуют;
- не подтверждены факты выполнения при проведении работ по сливу СУГ заземлений компрессора, авто- и железнодорожной цистерны, сливных рукавов; проведения государственной поверки манометров;
- руководством организации ИП С.В. Лепихин нарушены требования по организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, должностные инструкции персонала не представлены и, скорее всего, не имеются.
Вместе с тем, по сообщению Верхне-Волжского управления Ростехнадзора, в отношении ИП С.В. Лепихин проводились плановые и внеплановые проверки, в том числе совместно с Прокуратурой Костромской области.
Внеплановой выездной проверкой ИП С.В. Лепихин, проведенной в июне 2011 г., выявлено 14 основных нарушений требований промышленной безопасности, составлен протокол об административном правонарушении от 14.06.2011 г. и протокол о временном запрете деятельности. Постановлением Свердловского районного суда г. Костромы от 17.06.2011 г. назначено административное наказание – административное приостановление деятельности в виде запрещения эксплуатации технических устройств (сосудов для хранения сжиженного газа) сроком на 30 суток.
По факту аварии, происшедшей на ОПО ИП С.В. Лепихин, возбуждены дела об административном правонарушении по ст. 9.1. ч. 3 КоАП в отношении индивидуального предпринимателя С.В. Лепихина и главного инженера В.Ф. Сенчука. По признакам преступления, предусмотренного ч. 2. ст. 217 УК РФ, возбуждено уголовное дело.
Исходя из изложенного, ни контрольно-профилактическая работа Верхне-Волжского управления Ростехнадзора, ни текущее состояние промышленной безопасности на объектах транспортирования опасных веществ не могут быть оценены позитивно.
Рекомендуемые меры
В целях обеспечения промышленной безопасности на опасных производственных объектах, идентифицированных в том числе как участки транспортирования опасных веществ и зарегистрированных в государственном реестре за индивидуальными предпринимателями, предлагается провести:
- оценку результатов идентификации объектов в государственном реестре ОПО, с выявлением неучтенных в составе объектов площадок эксплуатации технических устройств и сооружений и уточнением на текущий момент сведений, характеризующих ОПО;
- документарные проверки в отношении индивидуальных предпринимателей, предусматривающие проверку наличия установленных разрешительных и лицензионных документов Ростехнадзора, положений о производственном контроле, планов ликвидации аварийных ситуаций, должностных инструкций руководителей и персонала, приказов о назначении ответственных лиц за соблюдение требований промышленной безопасности, сведений об аттестации;
- проверки состояния зданий, сооружений (в том числе сливо-наливных эстакад, железнодорожных путей), эксплуатируемых индивидуальными предпринимателями, периодичность проведения их технического диагностирования и ремонта, наличие заключений экспертиз промышленной безопасности.
Должны оцениваться меры, предпринимаемые (или не предпринимаемые) по замене (и/или выводу из эксплуатации) технологического оборудования, выработавшего срок службы, а также вопросы капитальных ремонтов и реконструкций (в свете фактического состояния (износа) основных производственных фондов).
Ситуация в Удмуртии
На крупных предприятиях Удмуртской Республики разработаны планы совместных действий с органами МВД, ФСБ при возникновении чрезвычайных ситуаций. За первое полугодие 2011 г. на предприятиях в соответствии с графиками ежемесячно проводятся учебные тренировки и учебные тревоги с привлечением специализированных служб с целью определения готовности персонала к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций, при опасных режимах работы и возможных авариях. Проводятся контрольные проверки несения службы охранниками.
На территории Удмуртии действуют два обученных невоенизированных газоспасательных формирования (ОАО «Чепецкий механический завод» и МУП «Ижводоканал»). Персонал аварийно-спасательных формирований в количестве 52 человек прошел специальное обучение и аттестацию в установленном порядке.
Например, ОАО «Чепецкий механический завод» имеет Свидетельство на право:
- ликвидации аварий при транспортировании опасных веществ, в том числе радиоактивных;
- оказания доврачебной помощи пострадавшим.
На всех предприятиях дополнительно установлены камеры охранного видеонаблюдения.
Среди основных нарушений, выявленных в ходе проверок, можно отметить:
- не обеспечен контроль за своевременной проверкой средств индивидуальный защиты;
- не ведутся специальные журналы технического состояния железнодорожных путей.
В основном на предприятиях и в организациях выполняются разработанные приказы «О защите от возможных террористических актов», реализуются мероприятия по обеспечению противоаварийной устойчивости опасных производственных объектов и обеспечивается антитеррористическая устойчивость ОПО.
За первое полугодие 2011 г. инспекторами проведена одна проверка, выявлены и предписаны к устранению двадцать четыре нарушения требований промышленной безопасности, назначено одно административное наказание. Характерным нарушением стало несоблюдение требований промышленной безопасности в части технического содержания сооружений и устройств.
11 мая 2011 г. проведено совещание в Удмуртском территориальном отделе по надзору за взрывоопасными, химически опасными объектами и объектами нефтедобычи, на котором проработаны результаты анализа с инспекторским составом, осуществляющим контроль и надзор за состоянием промышленной безопасности указанных объектов, усилено внимание инспекторского состава оценке соблюдения в поднадзорных организациях требований промышленной безопасности в части обеспечения проектной документацией, средствами пожарной сигнализации и автоматизации технологических процессов, устройствами молниезащиты, необходимыми ограждающими конструкциями движущихся частей оборудования, а также в части соответствия проводимых модернизаций и реконструкций проектным решениям и результатам экспертиз промышленной безопасности.
Письмо Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.05.2010 г. № 00-03-10/712 «О выполнении задач подсистем РСЧС» доведено до всех поднадзорных предприятий, осуществляющих деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов на предприятиях, письмом Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 24.05.2010 г. № 05-27/1663, в котором требуется принять меры, направленные на:
- реализацию мероприятий, обеспечивающих защищенность поднадзорных объектов при возникновении стихийных бедствий и готовность к локализации и ликвидации их последствий;
- взаимодействие с региональными Комиссиями по чрезвычайным ситуациям по вопросам организационных и технических мероприятий по предотвращению аварийности, повышению надежности инженерно-технических систем и сооружений на опасных производственных объектах, обеспечению устойчивости и безопасности функционирования поднадзорных объектов в чрезвычайных ситуациях;
- создание на предприятиях резервов материальных и финансовых ресурсов для выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Информация по письму от 04.05.2010 г. № 00-03-10/712 «О выполнении задач подсистемы РСЧС» представлена всеми поднадзорными предприятиями. Разработаны и представлены в Управление Планы мероприятий, направленные на снижение рисков возможных аварийных ситуаций. Практические действия персонала при возникновении аварий и их готовность отрабатываются при проведении учебно-тренировочных занятий согласно утвержденным графикам по разработанным сценариям развития ситуации, также проводятся совместные учения с привлечением МЧС России.