О взаимодействии Ростехнадзора, Госстройнадзора и МЧС
Номер журнала:
Рубрика:
Взаимодействие Управления Ростехнадзора по Удмуртской Республике, Инспекции Госстройнадзора Удмуртской Республики и Управления МЧС России по Удмуртской Республике по вопросам обеспечения пожарной безопасности при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства стало предметом обсуждения на прошедшем 25 сентября совместном совещании. В мероприятии приняли участие также представители Министерства строительства, архитектуры и жилищной политики УР, строительные и проектные организации.
Открыл работу совещания заместитель руководителя Управления Ростехнадзора по Удмуртской Республике Борис Иванович Шапкин.
В своем выступлении Борис Иванович отметил следующее:
«Постановлением Правительства РФ №54 от 01.02.06 было утверждено «Положение об осуществлении Государственного строительного надзора в Российской Федерации» в котором указано, что основной задачей государства является восстановление государственного строительного надзора в России, но на новых принципах. Во-первых: государственный строительный надзор в настоящее время осуществляется в двух уровнях власти – федеральном и региональном. Во-вторых: между уровнями власти есть четкое разграничение объектов надзора.
Строительный надзор заключаются в предотвращении соответствующих нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, и принятии определенных мер, в том числе административно – юридического характера, по результатам выявления таких нарушений.
Основная тенденция изменений государственного строительного надзора связана с вступлением в силу с 1 января 2007 года положений части 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора.
Вступление в силу указанной нормы привело к исключению пожарного, санитарно – эпидемиологического надзоров, охраны труда и иных государственных надзоров при строительстве, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, и расширению полномочий органов государственного строительного надзора.
Заменить эти виды надзора при выделенных нам штатных единицах в ближайшее время не представляется возможным, поэтому в настоящее время подписаны соглашения о взаимодействии Управления Ростехнадзора по УР, Инспекции Госстройнадзора УР с Главным управлением МЧС России по УР, тем самым мы стараемся обеспечить всестороннее соответствие построенных объектов требованиям норм и Правил, в том числе и по обеспечению пожарной безопасности».
В продолжение темы начальник отдела надзора за обеспечением пожарной безопасности на объектах градостроительной деятельности УГПН ГУ МЧС по УР Дмитрий Николаевич Цыганов обозначил порядок взаимодействия между Управлением Ростехнадзора по УР и Инспекции Госстройнадзора УР с территориальными органами МЧС России. Также он указал на проблемы обеспечения пожарной безопасности при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства., среди которых основная – низкое качество выполнения проектных работ.
На отклонение от проектной документации при строительстве, реконструкции, и капитальном ремонте, как одной из основных проблем, указал и начальник инспекции Госстройнадзора УР Алексей Анатольевич Балакирев. В своем докладе он рассказал, как осуществляется строительный надзор на региональных объектах капитального строительства по вопросам обеспечения пожарной безопасности и с какими проблемами приходится сталкиваться при вводе объектов в эксплуатацию.
По словам начальника отдела по государственному строительному надзору и надзору за подъемными сооружениями Александра Валентиновича Потапова Управление Ростехнадзора по УР и Управление МЧС по УР в рамках предоставленных полномочий проводит единую политику, направленную на предупреждение, выявление и пресечение застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство, нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов технических регламентов, иных нормативно-правовых актов и проектной документации. Александр Валентинович отметил, что проведение совместных проверок дает большой результат, обеспечивает единый подход к определению требований, предъявляемых к показателям качества строительства и безопасному ведению работ.
В ходе совещания участниками были заданы вопросы о Государственной экспертизе, о проектировании и лицензировании работ. В частности Александр Иванович Наговицын – главный инженер ФГУП УССТ № 6 заметил, что много проблем возникает при строительстве объекта и вводе его в эксплуатацию из-за некачественной проектно-сметной документации и ошибок проектировщиков. В федеральном законе №116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» внесены изменения, теперь экспертиза промышленной безопасности проектной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте производственных объектов проводится в составе единой государственной экспертизы. В то же время качество подготовки экспертов подразделений Главгосэкспертизы в области промышленной безопасности оставляет желать лучшего. Объемы строительства в республике растут, а, следовательно, увеличивается и нагрузка на проектировщиков, которые не справляются с поставленной задачей. Чтобы снизить количество ошибок со стороны подрядных организаций и избежать проблем, которые сегодня возникают в ходе сдачи объектов к эксплуатации, Александр Иванович предложил поставить заслон на этапе проектирования и выдачи проектно-сметной документации.
Соглашаясь с предложением, Шапкин Борис Иванович предложил Гостройнадзору по УР проанализировать, какими проектными организациями были допущены нарушения и выдано заключение экспертизы при наличии ошибок в проекте, и принять в отношении этих организаций соответствующие меры.
Также присутствующие на совещании специалисты указали на острый дефицит специалистов-экспертов, способных качественно провести экспертизу систем автоматики пожаротушения, пожарной сигнализации, систем видеонаблюдения. В связи с тем, что строящиеся в настоящее время объекты технически становятся с каждым годом все сложнее, подготовка и уровень специалистов, проводящих проектирование и экспертизу должен быть высочайшим. Такой специалист способен выявить существенные проблемы по пожарной безопасности на этапе проектирования.
Александр Григорьевич Ходырев, заместитель министра строительства, архитектуры и жилищной политики УР обозначил, возникшую сегодня проблему строительства высотных зданий: «Нас интересует практика и обобщение опыта эксплуатации пожарных систем, систем безопасности в высотных зданиях. Дело в том, что со стороны подрядных организаций поступили заявки на строительство в городе многоэтажных высоток в 25 этажей, однако пожарный надзор выступает против, мотивируя отсутствием пожарных машин оборудованных лестницами для высокоэтажных зданий».
На вопрос первого заместителя министра строительства, архитектуры и жилищной политики УР ответил Павел Николаевич Чукавин – заместитель начальника управления государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по УР: «Решение проблемы упирается в конкретные материальные затраты. На наш взгляд республика не готова пока к строительству таких зданий. Закон о техническом регулировании говорит о том, что в первую очередь должна быть обеспечена безопасность людей в случае возникновения пожара, находящихся в помещениях. Данный вопрос сейчас решается на уровне правительства УР и возможно, скоро выйдет соответствующее постановление.
Подводя итоги совещания Борис Иванович, указал на необходимость обеспечения мер за соблюдением установленных норм, требований и правил, в том числе и в области пожарного надзора, на всех стадиях: проектирования, строительства, эксплуатации. Взаимодействие, которое организовано в рамках подписанных соглашений, процедура в настоящий момент необходимая, способная дать нужный эффект. «Со своей стороны мы проведем полный анализ выявленных нарушений, в том числе и при проектировании. В случае грубых нарушений, допущенных проектировщиками, будут задействованы рычаги, которые побудят нарушителей оказывать соответствующие услуги по проектированию качественно» – заключил Борис Иванович.
Участниками совещания было выработано следующее решение:
1. Управление Ростехнадзора по УР, Инспекция Госстройнадзора УР и Управление МЧС по УР в рамках предоставленных полномочий проводят единую политику, направленную на предупреждение, выявление и пресечение застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство, на основании договора с застройщиком или заказчиком (далее – подрядчик), нарушений соответствия выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативно – правовых актов и проектной документации.
2. Основными принципами и направлениями взаимодействия являются:
- скоординированные действия по организации и проведению государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией и капитальным ремонтом объектов капитального строительства на территории Удмуртской Республики;
- обеспечение и повышение качества строительных работ, которое достигается участием при проведении государственного строительного надзора должностных лиц Главного Управления МЧС России по УР, осуществляющим надзорные функции за соблюдением требований технических регламентов (норм и правил) и иных нормативных правовых актов при эксплуатации объектов капитального строительства.
- предотвращение соответствующих нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, и принятии мер, в том числе административно – юрисдикционных, по результатам выявления таких нарушений;
- совершенствование форм и методов государственного строительного надзора за соответствием выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства работ требованиям технических регламентов, иных нормативно – правовых актов и проектной документации, а также при производстве строительных материалов, конструкций и изделий;
- повышение эффективности контроля исполнения обязательных требований законов, иных нормативно – правовых актов и проектной документации;
- предупреждение аварий и случаев травматизма при строительстве, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;
- организация деятельности сторон в соответствии с их компетенций и на основе разграничения полномочий в соответствии с действующими положениями об Управлении Ростехнадзора по УР, Инспекции Госстройнадзора и Главном Управлении МЧС России по УР и подписанными соглашениями;
- обеспечение единого подхода к определению требований, предъявляемых к показателям качества строительства и безопасному ведению работ.
3. Начальнику отдела по государственному строительному надзору и надзору за подъемными сооружениями Ростехнадзора по УР Потапову А.В.:
- провести полный анализ выявленных при осуществлении государственного строительного надзора нарушений и определить процент нарушений, приходящихся на некачественное проектирование работ;
- о всех случаях нарушений при проектировании, которые допускаются в проектной документации, незамедлительно информировать соответствующие органы Государственного строительного надзора ( инспекция Госстройнадзора УР, инспекция Ростехнадзора по У Р) .
- при разработке планов проверок включать мероприятие по проверке должностными лицами Главного управления МЧС по УР проектной документации в части соблюдения требований пожарной безопасности при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства.