О передаче полномочий РФ в области водных отношений органам государственной власти субъектов РФ
Нестеров Александр Васильевич
первый заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики
Номер журнала:
Рубрика:
1 января 2007 года вступил в действие новый Водный кодекс РФ – главный «водный» закон, определяющий фундаментальные начала водного права. В числе других вопросов в данном документе определена передача полномочий Российской Федерации в области водных отношений органам государственной власти субъектов РФ.
Новым Водным кодексом часть полномочий Российской Федерации в области водных отношений передана органам государственной власти субъектов РФ, в том числе и Удмуртской Республике. Это:
1) предоставление права пользования федеральными водными объектами, расположенными на территории Удмуртской Республики (за исключением частей Нижнекамского и Воткинского водохранилищ);
2) осуществление мер по охране водных объектов;
3) предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий.
На выполнение переданных полномочий из федерального бюджета выделяются денежные средства в виде субвенций.
Предоставление права пользования водными объектами
Согласно Водному кодексу, предоставление водных объектов в пользование осуществляют те исполнительные органы государственной власти или местного самоуправления, которые являются представителями собственника соответствующего водного объекта.
Поскольку часть полномочий по предоставлению водных объектов в пользование передана субъектам РФ, Федеральное агентство водных ресурсов предоставляет в пользование только части водохранилищ, используемых для водоснабжения нескольких регионов и входящих в перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ. На территории Удмуртской Республики находятся два таких водохранилища, расположенных на реке Кама – Воткинское и Нижнекамское. Кроме этого, агентство осуществляет регистрацию в государственном водном реестре всех договоров водопользования и решений, а также изменений, вносимых в договоры водопользования. Документ (договор или решение), не зарегистрированный в ГВР, не имеет юридической силы.
Большую часть водных объектов, находящихся в федеральной собственности, предоставляет в пользование сам субъект на основании переданных ему полномочий. Органы местного самоуправления предоставляют в пользование пруды, являющиеся собственностью муниципального образования.
На сегодняшний день пользование водным объектом возможно как на основании выданной до 1 января 2007 года лицензии на водопользование, которая продолжает действовать до окончания ее срока действия, так и на основании новых документов – договора водопользования или решения о предоставления водного объекта в пользование, которые можно оформить, не дожидаясь окончания срока действия имеющейся лицензии.
В рамках переданных полномочий Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики выполняет:
- работы по заключению договоров водопользования и принятию решений о предоставлении водных объектов в пользование – принятые к рассмотрению документы на водопользование – направляются на независимую экспертизу, проведение которой осуществляется за счет средств, выделенных в виде субвенций;
- работы по увеличению пропускной способности русел рек, их расчистке, спрямлению и дноуглублению, включая проектные работы;
- предпаводковое и послепаводковое обследование территории республики и водных объектов;
- работы по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и выносу их в натуру.
Работы по заключению договоров и выдаче решений на водопользование включюет в себя несколько этапов:
1) Прием заявлений от водопользователей и оценку комплектности документов, подаваемых с заявлением;
2) Проверку правильности расчетов парамет-ров водопользования и оценку возможности предоставления водного объекта для заявленной цели;
3) Определение условий водопользования и заключение договора или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование.
4) Регистрацию в Государственном водном реестре.
Водным кодексом цели водопользования разделены на 3 категории:
Для первой категории необходимо заключение договора водопользования. Для второй – оформляется одностороннее решение о предоставлении водного объекта в пользование. Для 17 целей водопользования вообще не требуется оформления документов (судоходство, рыболовство, рыбоводство, исследование водных объектов, проведение проектных изысканий, полив садовых участков и др.).
В случае, когда используется непосредственно водный ресурс – изымается вода или акватория для коммерческого использования с размещением на ней сооружений, плавательных средств – оформляется договор водопользования и устанавливается плата за пользование водным объектом.
1. Договор водопользования заключатся на основании заявления водопользователя и прилагаемых к нему обосновывающих документов в случае осуществления забора (изъятия) воды, причем приоритет отдается питьевому и хозяйственно-бытовому использованию.
2. При использовании акватории водного объекта с применением разметки границ участка, размещении на нем сооружений, плавательных средств и другого обустройства акватории право на заключение договора приобретается на аукционе в соответствии со ст. 16 ВК РФ и постановлением Правительства РФ № 230 от 14.04.07.
Для систематизации процедуры получения разрешительной документации и с целью помощи заявителям при оформлении и подготовки материалов Министерством природных ресурсов УР были разработаны методические рекомендации по формированию пакета документов, представляемого с заявлением на водопользование.
Постановлением Правительства РФ № 876 от 30.12.06 установлены ставки платы за пользование водными объектами. В Удмуртии водные объекты по договору водопользования используются в основном для целей изъятия водных ресурсов. Учитывая приоритет использования воды для питьевого водоснабжения населения, ставка платы установлена в размере 70 рублей за 1 тысячу кубометров воды. За использование воды в производственных, технических целях плата установлена в размере 294 рубля за 1 тысячу кубометров. При использовании акватории водного объекта сумма платы за водопользование устанавливается по результатам аукциона, но не ниже утвержденной ставки – 30 480 рублей за 1 квадратный км.
Кроме договорного порядка предоставления водных объектов, ВК РФ предусмотрен административный порядок доступа к водному объекту по средствам решения о предоставлении водного объекта в пользование. Решение предусмотрено для целей, когда водопользователю не нужна сама вода как используемый ресурс, но в процессе своей деятельности водопользователь оказывает влияние на состояние водного объекта, а, следовательно, и обязан осуществлять меры, предупреждающие ухудшение его состояния. Это прежде всего сброс сточных вод, а также различное строительство, размещение коммуникаций.
Также решение принимается и при использовании водных объектов для удовлетворения нужд льготных категорий граждан и предприятий. К таким целям относятся:
- организация отдыха детей, ветеранов, инвалидов и пожилых граждан;
- забор воды на орошение сельхозугодий, в том числе лугов и пастбищ.
Охрана водных объектов
В рамках осуществления переданных полномочий по снижению негативного воздействия вод в 2007 году разработаны проекты по увеличению пропускной способности русел рек, их расчистке, дноуглублению и спрямлению на объектах: река Карлутка в г. Ижевске, река Тыжма в пос. Кизнер, река Кечевка в пос. Яган, река Лоза в пос. Игра. В целях обеспечения населения питьевой водой разработан проект по очистке ложа Березовского залива Воткинского водохранилища на реке Вотка в г. Воткинске.
По причине заиления и зарастания устьевой части р. Карлутка нарушен свободный отвод поверхностных вод, происходит заболачивание и подтопление прилегающей территории пос. Позимь. Сложилась неблагоприятная социально-экологическая ситуация, при которой резко нарушаются общие санитарно-эпидемиологические условия проживания людей. Выполнение мероприятий по расчистке русла на устьевом участке реки Карлутка позволит защитить от подтопления территорию 15 га. В 2007 г. профинансированы работы по расчистке русла реки Карлутка в сумме 3972 тыс. руб. В 2008 году объем финансирования по данному объекту составляет 2018,1 тыс. руб. Экономическая эффективность предусмотренных проектом мероприятий по расчистке русла реки Карлутка обеспечивается и составляет 15 рублей на вложенный рубль.
Необходимость проведения работ по расчистке и углублению русла реки Тыжма вызвана требуемым отводом поверхностных и грунтовых вод с последующим понижением их уровня. Вследствие заиления и зарастания русла реки Тыжма нарушен свободный отвод поверхностных вод, происходит заболачивание и подтопление прилегающей территории поселка. Выполнение мероприятий позволит увеличить пропускную способность реки и будет способствовать снижению ущерба от подтопления. Объем финансовых средств, выделенных из федерального бюджета на расчистку русла реки Тыжма в 2008 году, составляет 5438,84 тыс. руб. Расчистка русла реки позволит уменьшить ущерб от затопления на 30%, а экономическая эффективность выполненных работ составит 18 рублей на вложенный рубль.
При прохождении по реке Кечевка больших расходов уровень воды поднимается и затапливает обширную территорию поселка Яган Малопургинского района. Расчистка русла реки от донных отложений, особенно на участках мостовых переходов, а берега – от кустарника позволит увеличить пропускную способность русла реки. Таким образом, будут созданы условия для уменьшения ущерба от затопления пос. Яган в период весенних половодий и дождевых паводков высокой обеспеченности. Объем средств, выделенных из федерального бюджета в 2008 году, составляет 7054,76 тыс. руб. Экономическая эффективность намеченных работ обеспечивается и составляет 29 рублей на вложенный рубль.
Предотвращение негативного воздействия вод
На предпаводковое и послепаводковое обследование водных объектов в 2008 году объем финансирования составил 387,2 тыс. руб. В Игринском районе обследованию подлежат реки Лоза, Ита, Сепка, в Малопургинском – Постолка, Кечевка, в Увинском и Вавожском районах – река Ува, в Балезинском – Извилька. Работы включают обследование зон затопления в районе влияния водного объекта на населенные пункты, вертолетное обследование рек по всей их протяженности.
Результат работ – отчет по предпаводковому и послепаводковому обследованию – включает в себя информацию:
- о размерах площадей, подвергающихся затоплению и подтоплению паводковыми водами;
- о наличии объектов экономики и жилья в границах населенных пунктов, подвергающихся затоплению и подтоплению в период половодья;
- об ущербе от затопления паводковыми водами;
- об источниках возможного загрязнения водных объектов, необходимые текущие и оперативные мероприятия по предотвращению возможного загрязнения;
- о необходимых технических мероприятиях по предотвращению негативного воздействия паводковых вод.
Справка
Водным кодексом РФ установлены основные принципы водного законодательства, направленные на обеспечение экологических приоритетов и учет интересов всех участников водных отношений:
- водные объекты – основа жизни и деятельности человека, необходимая для существования общества, следовательно, водные отношения не могут носить полностью коммерческий характер и регулируются гражданским законодательством лишь в той мере, в которой они урегулированы водным законодательством;
- приоритет охраны водных объектов перед их использованием – использование водных объектов не должно оказывать негативного влияния на окружающую среду;
- целевое и комплексное использование водного фонда – один вод-ный объект может использоваться для различных целей одним или несколькими пользователями;
- приоритет использования для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
- платность использования водных объектов;
- экономическое стимулирование охраны водных объектов посредством регулирования платы в зависимости от расходов водопользователей на водоохранные мероприятия (принцип продекларирован, но не получил своего законодательного закрепления в качестве системы льгот, поощряющих водопользователя, напротив – ставки платы зафиксированы постановления Правительства РФ, в какой-то мере этот принцип реализуется при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросе сточных вод в поверхностный водный объект).
Водным кодексом сохранена федеральная собственность на подавляющее большинство водных объектов – это все реки, ручьи, озера, водохранилища, болота и даже родники. Исключения составляют лишь пруды и обводненные карьеры, расположенные в границах земель, принадлежащих на правах собственности субъекту РФ, муниципальному образованию или частному собственнику. Данные объекты наследуют юридическую судьбу земельного участка, на котором они расположены. Такой земельный участок разделу не подлежит, если при этом требуется разделить пруд или обводненный объект.