Проекты совместного осуществления мероприятий по защите окружающей среды
Янников Роман Игоревич
Ижевский государственный технический университет, г. Ижевск
Номер журнала:
Рубрика:
В настоящее время экологические проблемы признаются главными подавляющим большинством ученых и жителей Земли. Их глобализация в значительной степени определяется демографическим ростом и ориентацией людей на повышение потребления, обуславливающего ускорение экономического развития за счет расширения использования ресурсов окружающей среды. [4]
В 1896 г. шведский химик Аррениус впервые предположил, что выбросы углекислого газа (СО2) от сжигания угля приведут к глобальному потеплению. Следуя доказательствам Аррениуса, другие ученые также высказывали предположение, что промышленные выбросы приводят к увеличению концентрации углекислого газа в атмосфере Земли (Лотка, 1924; Келлендер, 1949; Хатчинсон, 1954 и др.).
В последние 30 лет прошлого века ученые обнаружили, что метан, закись азота и некоторые другие газы также способствуют парниковому эффекту. Регулярные измерения атмосферных концентраций парниковых газов, включая диоксид углерода, метан, закись азота и ряд галогенсодержащих химических веществ, показали устойчивое увеличение их содержания в атмосфере.
В 1992 г. в докладе Национальной академии наук в США и в дополнительном докладе МГЭИК, основанном на результатах
самых новейших научных исследований, было подтверждено общее заключение о серьезной угрозе глобального потепления. В том же году подписанная 155 государствами в Рио-де-Жанейро Рамочная Конвенция ООН по изменению климата (РКИК ООН) поставила своей целью «стабилизацию концентраций парниковых газов в атмосфере на уровне, который предотвратил бы антропогенное вмешательство в климатическую систему». Эта Конвенция была ратифицирована более чем 50 странами и вступила в силу в 1993 г. [2]
Главным недостатком Конвенции стало отсутствие юридических обязательств государств по количественному сокращению выбросов. В этой связи страны практически не выполняли требования соглашения, состояние окружающей среды в мире после его подписания продолжало ухудшаться, и выбросы парниковых газов в большинстве стран выросли. Кроме того, обязательства по Конвенции ограничивались 2000 г. и были признаны недостаточными для достижения ее целей. [4]
В 1997 г. более чем 160 стран приняли Киотский протокол, в соответствии с которым промышленно развитые страны приняли на себя юридические обязательства по сокращению выбросов в период 2008–2012 гг. Ожидаемое, согласно протоколу, снижение выбросов станет первым важным шагом к реализации цели Рамочной Конвенции ООН по предотвращению опасных антропогенных изменений климата. [2]
Киотский протокол вступил в силу в феврале 2005 г. после его ратификации Россией. На конец 2005 г. его участниками являлись 157 стран, включая все развитые государства (за исключением США и Австралии).
Киотский протокол предусматривает создание уникальных механизмов торговли квотами и реализацию совместных программ: [4]
Рис.1 Проектный цикл ПСО и традиционный
проектный цикл инвестиционного проекта
Механизм «чистого развития» за счет сокращения выбросов парниковых газов в развивающихся странах предусматривается в качестве дополнительной квоты для промышленно развитых стран. [5]
Участие России в осуществлении Киотского протокола налагает на нее определенные обязательства и предоставляет возможности использования и повышения конкурентных преимуществ, которые могут быть реализованы лишь при активном участии и сотрудничестве государства и российского бизнеса. [4]
Вероятно, в 2008–2009 гг. Россия как государство не будет продавать излишки выбросов. Если наша страна выставит на продажу все свои квоты, это серьезно обрушит рынок по ценам и не принесет достаточной прибыли.
Рассмотрим более подробно другой вариант – «проекты совместного осуществления» (ПСО). Проектные сокращения по ПСО называются единицами сокращенных выбросов (ЕСВ). Иностранные компании заинтересованы в приобретении квот на выброс парниковых газов у российских компаний. Купить их напрямую пока невозможно, поэтому иностранцы и их брокеры готовы искать, оформлять, придумывать любые инвестпроекты в России, побочным следствием которых является снижение выбросов парниковых газов. [6]
Типы проектов совместного осуществления:
Энергетика:
- внедрение возобновляемых источников энергии;
- повышение эффективности использования энергии;
- внедрение комбинированного цикла при производстве электроэнергии;
- переход энергоисточников на использование биотоплива.
Улавливание утечек метана:
- при добыче угля, нефти и природного газа;
- при транспортировке нефти и природного газа;
- улавливание метана на свалках ТБО.
Промышленность:
- производство цемента;
- производство алюминия;
- производство железа и стали;
- производство химикатов. [3]
Преимуществом проектов совместного осуществления является возможность целевого использования инвестиций, поскольку еще на этапе подготовки проекта происходит всесторонняя его оценка. Это позволяет исключить неперспективные проекты и заранее определить объемы и единицы снижения выбросов. После реализации проекта государству-инвестору передаются единицы сокращения выбросов. Другим преимуществом ПСО и для компаний является возможность продвижения на рынок своих технологий и увеличения доли компании на мировом рынке.
Кроме того, существует и политический фактор предпочтения государствами-инвесторами проектов совместного осуществления и механизмов чистого развития по сравнению с торговлей квотами. Капиталовложения в ПСО представляются более «экологически обоснованными», поскольку производятся в улучшение окружающей среды, а не «отдаются просто так», что облегчает процедуры прохождения многих формальностей в странах, прибегающих к использованию механизмов гибкости.
К недостаткам реализации указанных механизмов относится необходимость прохождения многочисленных процедур, касающихся подготовки, регистрации и проверки результатов с участием независимых экспертов, что требует значительных средств и автоматически делает нерентабельными мелкие и средние проекты. Фактически могут быть реализованы только крупные инвестиционные проекты.
Согласно Киотскому протоколу, страны могут инвестировать в проекты совместного осуществления непосредственно или через международные фонды. Кроме того, они могут разработать правила для инвестирования в проекты компаниями. К государственным проектам чаще прибегают страны ЕС, а частные шире используются в Канаде и Японии.
До вступления протокола в силу большинство проектов осуществлялось за счет международных или государственных фондов и в рамках различных международных и национальных программ.
Углеродные фонды стали создаваться в начале 2000-х гг. с целью покупки квот и инвестирования в проекты по сокращению выбросов парниковых газов. Полученные в результате осуществления сделок разрешения на выбросы поступают на счет фондов, которые предоставляют инвесторам гарантии выполнения обязательств по Киотскому протоколу. Странам, в которых могут осуществляться проекты по снижению выбросов, фонды предлагают набор примерных вариантов таких проектов, а также предоставляют техническую и консультационную помощь для их разработки. [4]
Проектный цикл подготовки и реализации ПСО может развиваться параллельно с традиционным проектным циклом инвестиционного проекта (рис.1). При этом стоит отметить, что первый и второй этапы подготовки ПСО (представление первичной информации о проекте и подготовка проектно-технической документации PDD) могут начинаться на основе имеющегося ТЭО или бизнес-плана. Данное обстоятельство особенно важно, так как дает возможность владельцу проекта представлять проект «углеродным» покупателям еще на ранних стадиях подготовительного инвестиционного цикла.
Также необходимо подчеркнуть, что принятие решения о разработке проекта как ПСО на подготовительной стадии дает разработчику проектно-технической документации аргумент, что данный проект не является базовым сценарием и что его техническая реализация ведет к достижению реальных сокращений выбросов парниковых газов. [3]
Подготовлен целый ряд проектов, которые изначально задумывались как модернизация производства, но в них при этом оказалась и «карбоновая» составляющая, что позволяет применить киотскую схему и за счет продажи сэкономленных выбросов удешевить проект на 15–20%. Такими схемами обычно занимаются российские посредники. Второй тип проектов – сугубо «карбоновые». К ним относятся ликвидация утечек газа в сетях или утилизация попутных газов на свалках.
Руководитель Киотского проекта в холдинге «Северсталь-ресурс» Андрей Забулонов рассказал, что за последнюю пару лет его компания получила более 20 предложений по инвестпроектам с использованием Киотского протокола. Некоторые действительно заманчивы. Вот пример. В подконтрольном холдингу «Воркутаугле» 30% вредного газа метана, откачанного из шахт, утилизируют, а остальное просто выбрасывают в атмосферу. В «Северсталь-ресурсе» придумали сжигать газ, выпуская при этом собственную электроэнергию. Но оказалось, что на проект нужно $100 млн инвестиций – слишком дорого. А вот одновременная продажа квот на выбросы по Киотскому протоколу позволяет настолько удешевить проект, он становится более выгодным. Сначала на «Северсталь-ресурсе» пытались работать с «Альфа-Карбоном», но то предприятие, по мнению северстальцев, запросило слишком большую комиссию – порядка 20% стоимости продаж выбросов. Через тендер нашли другого посредника – консорциум кемеровской компании «Углеметан» и британской Wardell Armstrong, ограничив его роль разработкой документации. Техническим партнером «Северсталь-ресурса» при этом стала немецкая STEAG Saar Energie, которая выпускает оборудование для дегазации шахт и производства электроэнергии из метана. STEAG купит сэкономленные квоты и перепродаст их у себя в Европе.
На 2007 г. в комиссию ООН представлено три десятка российских проектов (рис. 2). В сумме они позволяют сэкономить 72 млн тонн углекислого газа (СО2) в течение 2008–2012 гг. [6]
В 2004 году при Правительстве создана рабочая группа по реализации механизмов Киотского протокола на территории Удмуртской Республики. В нее вошли представители министерств и ведомств, руководители крупнейших предприятий, ученые. Основная задача рабочей группы – подготовка правительственных решений и документов. Законодательной базой деятельности рабочей группы, помимо Киотского протокола, в первую очередь является Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» и Закон РФ «Об охране атмосферного воздуха». [1]
Список использованных источников:
1. Анатолий Арефьев. Газовая атака Киотского протокола. // Информационно-аналитический журнал «Промышленность. Топливо. Энергетика. Связь» №1 (3), 2005.
2. Круглый стол неправительственных и общественных организаций «Социальный форум по изменению климата» Всемирной конференции по изменению климата (29 сентября – 3 октября 2003 г., Москва). Предложения международной рабочей группы независимых экспертов. Под редакцией проф. А.А. Голуба, член-корр. РАН В.М. Захарова. – М.: Защита природы, Центр экологической политики России, 2003.
3. М.Ф. Латыпов. Экономические механизмы Киотского протокола. // Источник: Кузбасский Центр Энергосбережения, www.cesako.ru
4. Н.А. Пискулова. Киотский протокол: возможности для России. Комплект учебных материалов по программе курса «Экологические аспекты развития международных экономических отношений». Пискулова Н.А. М.: МГИМО, WWF-Россия, 2006.
5. Г.В. Сафонов. Перспективы участия России в международной торговле квотами на выбросы в атмосферу парниковых газов. // Экономический журнал ВШЭ №3, 2000.
6. Юлия Говорун, Илья Хренников, Оксана Шевелькова. Перепродажа воздуха // Аналитический деловой еженедельник «Ведомости. Smart Money».