Ростехнадзор ужесточает систему контроля за бизнесом и снижает административные барьеры
Чеботарев Михаил Юрьевич
заместитель руководителя Управления Ростехнадзора по Удмуртской Республике
Номер журнала:
Рубрика:
В последние годы в Российской Федерации происходят процессы интенсивной индустриализации и экстенсивной добычи природных ресурсов, которые в связи с использованием устаревших технологий нередко сопровождаются существенным негативным воздействием на окружающую среду. В связи с этим Правительство РФ совместно с Ростехнадзором разрабатывает комплекс мероприятий по повышению уровня экологической безопасности. Более подробно о существующих проблемах и методах их решения рассказал заместитель руководителя Управления Ростехнадзора по УР Михаил Юрьевич Чеботарев.
- Михаил Юрьевич, какие основные проблемы в области экологической безопасности выявились в предыдущем году?
- 2007 год показал, что сейчас основная проблема в области экологии – это размещение отходов производства и потребления. Проблема усугубляется тремя факторами. Во-первых, в связи с реформой ЖКХ, когда крупные предприятия стали распадаться на более мелкие, на рынке появились недобросовестные предприниматели, которые, не имея лицензии, стали оказывать услуги по транспортировке отходов. Управлением Ростехнадзора по Удмуртской Республике совместно с правоохранительными органами была проведена большая работа, в результате которой несколько десятков человек были привлечены к уголовной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность. В данной сфере удалось расставить точки над i. Теперь понятно, кто занимается вывозом отходов, а кто – захоронением.
Второй момент – содержание свалок. Ни для кого не секрет, что основная масса полигонов ТБО – это обыкновенные районные свалки: несанкционированные и никем не эксплуатируемые. В большинстве случаев располагаются они вблизи райцентров, и мало того, что ухудшают внешний вид территорий, при этом еще являются источником опасности для населения. Наиболее яркий пример – это Камбарский район: в течение многих лет здесь не решался вопрос по утилизации отходов, в результате чего предприятия ЖКХ были вынуждены размещать мусор на несанкционированной свалке, расположенной в водоохранной зоне речки Камбарка! В настоящее время данным фактом занимается МВД Удмуртской Республики, сейчас идет оценка деятельности лиц, эксплуатирующих данную свалку, вплоть до уголовной. Подобная ситуация в сложилась и в Игринском районе.
Третий момент – низкий уровень дисциплины на промышленных предприятиях в области обращения с отходами. Как показывает практика, сейчас наличие лицензии на транспортировку, размещение и утилизацию отходов не всегда является определяющим фактором при выборе партнеров. В результате крупные предприятия заключают договора с иногородними организациями, которые якобы увозят отходы в другие регионы. На самом деле все это оседает в Удмуртии: в оврагах, на незаконных свалках! В течение года Управлением Ростехнадзора по УР была проведена большая работа, возбужден ряд уголовных дел в отношении лиц, допускавших подобное.
- Какие мероприятия проводятся в направлении оптимизации системы экологического надзора и контроля?
- Одним из приоритетных направлений совершенствования системы экологической безопасности, реализованных в течение 2007 года, стала работа по организации взаимодействия с субъектом Российской Федерации. В настоящее время подписано соответствующее соглашение с профильными министерствами субъектов. Ведь ни для кого не секрет, что при несогласованности между федеральным уровнем и уровнем субъекта получается лазейка, которой недобросовестные представители бизнеса пытаются воспользоваться. Это касается и полноты сбора платежей за загрязнение окружающей среды, и организации более эффективной системы экологического контроля на территории Удмуртской Республики. Конкретный пример – несанкционированная мойка автотранспорта на берегах водоемов. Как оказалось, ею никто не занимается, и, кроме рейдов экологической милиции, тему никто не прорабатывал. С подписанием соглашения появилась возможность четко выстроить работу, то есть появляется ответственное лицо, появляются люди, с которых можно спросить, в том числе за проделанную работу. Я считаю, должно быть ведомство, которое решало бы проблему, потому что одними запретительными мерами (метод работы экологической милиции) ее не решить. Здесь должны быть мероприятия, стимулирующие развитие малого бизнеса – то же строительство автомоек.
- Какие задачи поставлены перед Ростехнадзором в области экологической безопасности на 2008 и последующие годы?
- Одна из задач – ужесточение системы конт-роля за бизнесом с одновременным снятием излишних административных барьеров. Сейчас есть сферы деятельности, которыми федеральная власть заниматься не должна. Естественно, нагрузка на них будет снижаться при одновременном ужесточении контроля в вопросах лицензирования, в вопросах выдачи разрешительной документации.
Самое главное, чем будет принципиально отличаться 2008 год от предыдущего – это введение целевого планирования, основанного на анализе имеющихся результатов. То есть проверки, когда инспектора регулярно выходили на предприятия, ушли в прошлое. В первую очередь, проверкам должны подвергаться недоб-росовестные предприниматели.
– Ростехнадзор вводит непрерывное повышение профессионального уровня руководителей и специалистов организаций в области обеспечения экологической безопасности. Чем обусловлен данный шаг?
- В настоящее время вступил в силу Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от 20.11.07 №793 «О подготовке и аттестации руководителей и специалистов организаций в области обеспечения экологический безопасности». Основной задачей издания приказа является создание эффективной системы непрерывного повышения квалификации кадров для обеспечения экологической безопасности страны.
Согласно Положению об организации подготовки и аттестации специалистов в области обеспечения экологической безопасности, утвержденному данным приказом Ростехнадзора, такую подготовку не реже одного раза в пять лет проходят руководители и специалисты предприятий, требованиями к квалификации которых предусмотрено знание экологического законодательства и практического применения норм и стандартов в области обеспечения экологической безопасности.
Специалисты, квалификационные характеристики которых содержат требования в отношении знаний экологического законодательства, принципов управления охраной окружающей среды и практической реализации методов и процессов организации обеспечения экологической безопасности и экологического контроля, проходят подготовку в области обеспечения экологической безопасности не реже одного раза в три года. С такой же периодичностью проводится профессиональная подготовка специалистов, квалификационные характеристики которых содержат требования в отношении знаний норм и стандартов обеспечения экологической безопасности при работах по обращению с опасными отходами производства и потребления и претендующих на право допуска к таким работам.
Введение данной системы было необходимой мерой, так как при росте требований в области экологической безопасности и охраны окружающей среды предприятия фактически не могут их выполнять вследствие низкого уровня знаний специалистов. Ведь руководитель, он же главный механик, не представляет все ньюансы обращения с отходами, которыми он фактически занимается. Рассмотрим для примера часто встречающуюся проблему предприятий – это разливы масла, нефтепродуктов. С одной стороны, это говорит о низкой исполнительской дисциплине рабочих. Но на предприятии, чтобы ликвидировать эту болезнь, нужен комплекс мер. А как их принять, если руководители элементарно не представляют, какие необходимо провести мероприятия по сбору, по утилизации, по оборудованию специально отведенных мест, и так по всей цепочке!?
Подобная ситуация, когда отдел главного энергетика контролирует работу воздухоочистного оборудования, элементарно не представляя, тонкости его работы. Да, оно может быть технически исправным, но при этом неэффективным.
Поэтому необходимо непрерывное обучение на разных стадиях по специальной программе. Кстати, весь мир давно сертифицируется по международным стандартами серии ISO 9000 и ISO 14000. Это системы внутреннего управления на предприятии, которые позволяют поддерживать технологическую дисциплину на высоком уровне. Вводимая система непрерывного обучения это конечно, не ISO 9000 и ISO14000, но это первый шаг к ликвидации экологической безграмотности.
- Ростехнадзор планирует создать рейтинг промышленных предприятий страны с точки зрения экологической и технологической безопасности. Насколько эффективны подобные мероприятия и какую цель преследуют?
- Этот рейтинг можно отнести к мероприятиям, направленным на снятие излишней нагрузки и административного давления на бизнес. Если предприятие сертифицировано, если имеет подготовленный персонал и своевременно предоставляет все отчеты, то надзорные мероприятия в отношении него могут проводиться достаточно редко. Если же на предприятии имеются проблемы с технологической дисциплиной, отчетностью, персоналом, в этом случае инспекторы Ростехнадзора проконтролируют, чтобы уровень экологической и технологической безопасности достиг требуемого. Кстати, негласные рейтинги давно существуют во всех управлениях.