Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

ноябрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Новое в страховании ответственности владельцев ОПО

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

Чья ответственность будет страховаться?
Если до настоящего времени страхователем выступала эксплуатирующая организация, то с начала 2012 г. ответственность страхует Владелец опасного объекта. Согласно ст. 1079 Гражданского кодекса РФ обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по довереннос­ти на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соот­ветствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Какие объекты попадают под действие новых законов
В сферу действия нового законодательства попадают:
- опасные производственные объек­ты, включая автозаправочные станции;
- гидротехнические объекты.
Исключены из объектов страхования объекты на континентальном шельфе. Ранее этот перечень состоял только из ОПО. Необходимо обратить внимание на следующий нюанс, касающийся АЗС с заправкой жидким моторным топливом. В начале ноября 2011 г. вступает в силу новый Закон о лицензировании, которым эти объек­ты исключены из перечня ОПО, хотя соответствующая норма должна была вступить в силу с 1 января 2012 г.
Несмотря на это, обязанность владельцев АЗС страховать свою ответст­венность за причинение вреда в результате аварии сохраняется. И эта норма делает обязательным их взаимодействие с Ростехнадзором. Но об этом чуть позже.

Страховые риски
Законодатель изменил перечень страховых рисков, то есть перечень вреда, за нанесение которого возмещалась страховая премия. Раньше к ним относились жизнь, здоровье третьих лиц, имущество третьих лиц, окружающая среда. При этом возмещение вреда предполагалось в результате аварии. С 1 января 2012 г. к страховым рискам будут относиться все, кроме нанесения вреда жизни, здоровью третьих лиц, а также их имуществу, также нанесение вреда жизни, здоровью и имуществу персонала. Понятие «нанесение вреда окружающей среде» несколько расширено и с 2012 г. будет звучать «нарушение условий жизнедеятельности». Кроме того, возмещение вреда будет производиться, если вред нанесен не только в результате аварии, но и инцидента.

Определение тарифов 
и страховая сумма

Напомним, что до 1 января 2012 г. тарифы и страховая сумма определялись исходя из принципа раздления всех ОПО на три типа (по убыванию опасности).
К первому типу относятся объек­ты, на которых получаются, исполь­зуются, перерабатываются, образовываются, хранятся, транспортируются, унич­тожаются опасные вещества в количествах, равных или превышающих количество, установленное приложением 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных произ­водственных объектов». Для первого типа опасных производст­венных объек­тов минимальная страховая сумма составляет 70 тыс. МРОТ, установленных законодательством Российской Федерации на день заключения договора страхования риска ответственности.
Ко второму типу относятся не относящиеся к первому типу объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образовывают­ся, хранятся, транспортируются, унич­тожаются опасные вещества в количестве меньшем, чем количество, установленное приложением 2 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производст­венных объектов» [2.1]. Для второго типа опасных производственных объек­тов минимальная страховая сумма составляет 10 тыс. МРОТ.
К третьему типу относятся не относящиеся к первым двум типам объек­ты, обладающие признаками опаснос­ти, определенными приложением 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных произ­водственных объектов» и указанными в пп. 5.1 настоящих Методических рекомендаций. Для третьего типа опасных производственных объек­тов минимальная страховая сумма составляет 1 тыс. МРОТ.
В новом законодательстве определен иной принцип определения тарифов. Базовые ставки страхового тарифа устанавливаются с учетом технических и конструктивных характеристик опасных объектов. Они определены в Постановлении Правительства РФ от 1 октября 2011 г. № 808 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственнос­ти владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии».
К ним применяются 3 тарифных коэффициента. 1-й коэффициент определяет вред, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, и максимально возможное количество потерпевших от нее (МВКП). 2-й коэффи­циент – коэффициент бонус-малус. 3-й коэффи­циент – дополнительный понижающий коэффициент, устанавливаемый исходя из уровня безопасности объек­та, в том числе с учетом соблюдения требований технической и пожарной безопасности при эксплуатации опасного объекта, готовности к предупреж­дению, локализации и ликвидации ЧС, возникшей в результате аварии на опасном объекте. Страховые суммы приведены в таблице 1.

Взаимодействие 
с надзорными органами

До 1 января 2012 г. к функциям Рос­технадзора в области страхование ответственности относились:
- контроль выполнения требований ст. 9 п. 1 и ст. 15 п. 1 ФЗ «О промышленной безопасности опасных произ­водственных объектов» (наличие договора страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации ОПО) на поднадзорных объектах;
- контроль правильности применения критериев идентификации ОПО и отнесения идентифицируемых объек­тов к типам по страхованию ответственности;
- контроль соответствия минимальных страховых сумм требова­ниям ст. 15 п. 2 ФЗ «О промышленной безо­пасности опасных производст­венных объектов».
C 1 января 2012 г. взаимодействие Ростехнадзора и владельца ОПО сведется к двум пунктам:
Первое – в течение 5 рабочих дней со дня заключения или изменения договора страхования владелец должен направить соответствующую копию в Ростехнадзор.
Второе – Ростехнадзор осуществляет контроль за исполнением обязанности по обязательному страхованию.
Что касается Страховщика, то он также должен направить в Ростехнадзор в течение 5 рабочих дней копию информации о заключенных, продленных, недействительных и т.д. договорах страхования (в порядке, установленном в ПП РФ) – ст. 12., а при получении сообщения об аварии незамедлительно направить своего представителя для участия в расследовании.

Об информационной 
открытости

Ростехнадзор и профессиональное объединение страховщиков обязаны по запросам физических, юридических лиц и органов государственной власти предоставлять информацию о страховщике, заключившем договор обязательного страхования ответственности владельца конкретного опасного объек­та. При возникновении аварии на опасном объекте такая информация предоставляется незамедлительно.
Хотя остается досточно много неуре­гулированных вопросов, но реформа, а это действительно не что иное, как реформа системы страхования, началась. По сути речь идет о создании полноценных рыночных механизмов повышения уровня промышленной безопаснос­ти и предприятиях. В частности 3-й понижающий коэффициент, зависящий от общего уровня безопасности на ОПО, стимулирует инновационную и инвестиционную активности хозяйствующих субъектов. 

При подготовке статьи использованы материалы доклада д.т.н. Ирины Антоновны Кручининой («Агентство исследований промышленных рисков» ГК «Промышленная безопасность»)

Все статьи рубрики