Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

январь 2025

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Нормативные акты в сфере деятельности Ростехнадзора, вступившие в силу в 2023 году

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

Предлагаем читателям обзор основных изменений федерального законодательства и подзаконных нормативных актов в сфере деятельности Ростехнадзора, которые вступили в силу в 2023 году. Обзор был сделан на публичном обсуждении результатов правоприменительной практики Центрального управления Ростехнадзора.

Новый порядок расследования аварий в сфере теплоснабжения

Приказом Ростехнадзора от 20.09.2022 г. № 319 «Об утверждении порядка заполнения акта о расследовании причин аварийной ситуации при теплоснабжении и порядка заполнения сводного ежемесячного отчета об аварийных ситуациях при теплоснабжении» утвержден обновленный порядок заполнения акта о расследовании причин аварийной ситуации при теплоснабжении и порядок заполнения сводного ежемесячного отчета об аварийных ситуациях при теплоснабжении.
Изменения внесены в соответствии с пунктами 18 и 28 Правил расследования причин аварийных ситуаций при теплоснабжении, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.06.2022 № 1014.
Обновлены:
- порядок заполнения акта о расследовании причин аварийной ситуации при теплоснабжении (Приложение № 1 к Приказу);
- порядок заполнения сводного ежемесячного отчета об аварийных ситуациях при теплоснабжении (Приложение № 2 к Приказу).
Признаются утратившими силу Приказы Ростехнадзора:
- от 25.04.2016 № 157 «Об утверждении формы и порядка оформления акта о расследовании причин аварийной ситуации при теплоснабжении»;
- от 25.04.2016 № 158 «Об утверждении формы и порядка оформления отчета об аварийных ситуациях при теплоснабжении». 
Приказ действует с 1 января 2023 г.

Экспертиза промышленной безопасности

Самое существенное нововведение – это изменения в федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденные Приказом Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420. Изменения утверждены Приказом Ростехнадзора от 13.04.2022 № 120 (далее – Приказ № 120).
С 1 марта 2023 г. в заключении экспертизы промышленной безопасности может быть только два вывода – объект соответствует требованиям промышленной безопасности или не соответствует.  
Приказом № 120 исключается возможность подготовки заключений экспертизы промышленной безопасности, содержащих вывод о возможности применения объекта экспертизы, не в полной мере соответствующего требованиям промышленной безопасности.
Кроме того, Приказ № 120 предусматривает возможность применения при проводимой в рамках экспертизы оценке фактического состояния технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах информации, содержащейся в соответствующих автоматизированных системах мониторинга.

Надзор за лифтами

Федеральный государственный контроль (надзор) в области безопасного использования и содержания и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах. 
Федеральным законом от 19.12.2022 № 548-ФЗ «О внесении изменения в Фецдеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» внесены изменения в законодательство, направленное на обеспечение нормативного правового регулирования вопросов организации осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований безопасности в отношении опасных технических устройств зданий и сооружений – лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах.
Постановлением Правительства РФ от 16.02.2023 № 241 «Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах» (далее – постановление № 241) установлено, что контроль (надзор) осуществляется Ростехнадзором и его территориальными органами. 
При осуществлении государственного контроля (надзора) проводятся такие виды внеплановых КНМ, как выездная и документарная проверки. Срок их проведения не может превышать 10 рабочих дней. При осуществлении вышеуказанного федерального государственного надзора плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся. Постановление № 241 действует с 1 марта 2023 г.
Также с 13 марта 2023 г. вступил в силу Приказ Ростехнадзора от 17.02.2023 № 72 «Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами федерального государственного контроля (надзора) в области безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах», утвердивший три индикатора риска нарушения обязательных требований, выявление которых является основанием для организации внеплановых КНМ.

Изменение Правил безопасного использования и содержания лифтов

С 1 марта 2023 г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 30.11.2022 № 2166 «О внесении изменений в Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах». Им внесены изменения в Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743.
В числе прочего изменяются требования к решению о вводе объекта в эксплуатацию – акту ввода. В течение 10 дней после подписания его нужно направить в Ростехнадзор. К подготовке решения о вводе в эксплуатацию можно привлекать специализированную организацию.
На основании актов, полученных от владельцев, Ростехнадзор ведет реестр лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах.

Объекты сжиженного природного газа

С 1 сентября 2023 г. вступил в силу Приказ Ростехнадзора от 20.09.2022 № 321 «О внесении изменений в федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности объектов сжиженного природного газа», утвержденные Приказом Ростехнадзора от 11 декабря 2020 г. № 521».
Скорректированы правила безопасности объектов сжиженного природного газа (СПГ).
Уточнено, что они не распространяются в том числе на криогенные АЗС газомоторного топлива, используемого в двигателях внутреннего сгорания, снабжающие транспортные средства (автотранспорт, автотракторную технику, железнодорожный и водный транспорт) сжиженным природным газом.
Площадь возможного аварийного разлива сжиженного горючего газа и легковоспламеняющихся жидкостей необходимо ограничивать путем устройства вокруг резервуаров для их хранения ограждающей стены или обвалования. Установлено еще одно исключение. Это не касается двухоболочечных полуизотермических резервуаров с верхней загрузкой и выгрузкой продукта, применяемых на объектах малотоннажного производства и потребления СПГ, обеспечивающих удержание при разгерметизации рабочей (внутренней) емкости в межстенном пространстве жидкой фазы СПГ и контролируемый сброс паров СПГ в атмосферу из межстенного пространства.
На объектах малотоннажного производства и потребления СПГ необходимость решения по поддержанию трубопроводов периодического использования в холодном состоянии обосновывается в проектной документации. Необходимость применения на таких объектах факельной системы определяется разработчиком проектной документации исходя из физико-химических свойств и состава сбрасываемых газов и также обосновывается в проектной документации.

Страхование 

Изменения внесены на основании Федерального закона от 29.12.2022 № 628-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 628-ФЗ) в:
- Федеральный закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»;
- Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»;
- Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».
Законом № 628-ФЗ повышены размеры страховых выплат потерпевшим, жизни, здоровью или имуществу которых, в том числе в связи с нарушением условий их жизнедеятельности, причинен вред в результате аварий на опасных объектах (опасных производственных объектах, гидротехнических сооружениях, лифтах и т.д.).
Так, размер страховых выплат по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев опасных объектов в части возмещения вреда, причиненного жизни каждого потерпевшего, увеличен с 2 до 3 млн руб.; аналогичным образом повышен максимальный размер выплат в части возмещения вреда, причиненного здоровью каждого потерпевшего.
Страховые выплаты за возмещение вреда имуществу физического лица выросли с 500 до 750 тыс. руб., имуществу юридического лица — с 750 тыс. до 1 млн руб. 
Выплаты в связи с нарушением условий жизнедеятельности повышены с 200 до 300 тыс. руб., а выплаты на возмещение расходов на погребение – с 25 до 40 тыс. руб.
Законом № 628-ФЗ предусмотрено соответствующее увеличение размера страховых сумм по договорам страхования для каждой категории опасных объектов. При этом новые предельные размеры страховых выплат на каждого потерпевшего должны применяться к договорам обязательного страхования, заключенным после вступления Закона № 628-ФЗ в силу.
Так, максимальная страховая сумма по договору для опасных производственных объектов составит 9,75 млрд руб. вместо 6,5 млрд, а минимальная – 20 млн вместо 10 ранее; страховая выплата за возмещение вреда, причиненного жизни потерпевшего, – 3 млн руб. вместо 2 млн.
Эти изменения коснутся всех владельцев опасных производственных объектов, заключающих договоры страхования гражданской ответственности. Закон № 628-ФЗ вступил в силу с 30 марта 2023 г. 

Аттестация 

Правительством Российской Федерации принято разработанное Ростехнадзором постановление от 13.01.2023 № 13 «Об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики», вступившее в силу с 1 сентября 2023 г. 
Принятое постановление утверждает новую редакцию Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики:
1. Обновился перечень категорий работников, подлежащих обучению по промышленной безопасности в форме дополнительного профессионального образования. С 1 сентября 2023 г. в число категорий таких работников вошли руководители обособленных подразделений.
Также в документе прописаны критерии для тех работников, которых необходимо обучать по программам дополнительно профобразования. Лица, ответственные за осуществление производственного контроля на опасных производственных объектах I, II или III класса, должны будут проходить предаттестационную подготовку. На лиц, контролирующих опасные производственные объекты IV класса опасности, это требование не распространяется.
2. Сведения о полученных свидетельствах и удостоверениях должны будут вноситься в федеральную информационную систему «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (ФИС ФРДО). Это требование должна выполнять образовательная организация, где работники проходили обучение. Это изменение позволит оперативно проверять документы об обучении на подлинность.
3. Внесены изменения в перечень категорий работников, которых необходимо направлять на аттестацию.
4. Уточнены критерии направления работника в аттестационные комиссии. Если хотя бы по одному из критериев работник должен быть направлен в вышестоящую аттестационную комиссию, он должен проходить аттестацию в ней.
Аттестационные комиссии организаций должны будут проводить аттестацию по всем областям аттестации, а не выборочно по специализированным разделам. Кроме того, предусмотрено формирование единой комиссии сразу на несколько организаций.
5. Сократили сроки проведения аттестации. Срок проведения аттестации сократили с 30 календарных дней до 15 рабочих дней с момента получения заявления на аттестацию.

Осуществление маркшейдерской деятельности

С 1 марта 2023 г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 20.10.2022 № 1868 «О внесении изменений в Положение о лицензировании производства маркшейдерских работ».
В частности, предусмотрено, что для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление с указанием видов (перечня) работ (услуг), составляющих лицензируемую деятельность и планируемых к выполнению на объектах недропользования. Заявления о предоставлении лицензии и внесении изменений в реестр лицензий представляются в лицензирующий орган посредством Единого портала государственных услуг в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Установлено, что до 1 марта 2025 г. к соискателю лицензии и лицензиату не предъявляется ряд лицензионных требований, касающихся дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности.
Кроме этого, документом определяется порядок проведения документарной и выездной оценок в отношении соискателя лицензии, представившего в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии.
17 февраля 2023 г. опубликован Федеральный закон от 17.02.2023  № 25-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3 и 24 Закона Российской Федерации «О недрах» (далее – Федеральный закон № 25-ФЗ).
Федеральным законом № 25-ФЗ установлено, что Ростехнадзор будет утверждать правила осуществления маркшейдерской деятельности. Соответствующее дополнение внесено в перечень полномочий федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования. Действует с 1 сентября 2023 г.
С 1 сентября 2023 г. вступил в силу Приказ Ростехнадзора от 19.05.2023 № 186 «Об утверждении Правил осуществления маркшейдерской деятельности».
Правилами, в частности, определяется перечень сведений, включаемых в проектную документацию на производство маркшейдерских работ, устанавливаются требования к созданию опорных и съемочных маркшейдерских сетей, требования к проведению пространственно-геометрических измерений горных разработок, требования к ведению маркшейдерской документации и прочее.

Горные работы 

Приказом Ростехнадзора от 04.04.2022 г. № 98 «О внесении изменений в Требования к подготовке, содержанию и оформлению планов и схем развития горных работ, утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 г. № 537» уточнены требования к подготовке, содержанию и оформлению планов и схем развития.
Согласно изменениям, уточнены:
- содержание мероприятий по выполнению основных требований по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами;
- перечень сведений, которые должны отображаться на графических материалах (геологических и структурных картах, характерных разрезах, проекциях и схемах).
Пояснительные записки планов (схем) среди прочего должны содержать:
- сведения о мероприятиях, обеспечивающих безопасное производство работ в предохранительных (охранных, барьерных) целиках и (или) при одновременном ведении горных работ открытым и подземным способами (при наличии);
- сведения о подлежащих ликвидации (консервации) горных выработках (скважинах), участках, блоках, горизонтах на отработанных частях месторождений (при добыче твердых полезных ископаемых).

Изменение Правил безопасности АГЗС

Приказом Ростехнадзора от 4.07.2022 № 209 (вступил в силу с 1 марта 2023 г.) «О внесении изменений в федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 г. № 530» уточняются отдельные требования вышеуказанных федеральных норм и правил.
При аварии криогенного резервуара необходимо предусматривать операции, связанные с возможностью быстрого его опорожнения в соответствии с планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии на КриоАЗС, а на опасных производственных объектах IV класса опасности – в соответствии с инструкцией по действиям работников в аварийных ситуациях.
Периодичность продувки газосброса определяется проектной документацией.
На КриоАЗС должен быть предусмотрен организованный сброс паров СПГ и природного газа. К системе газосброса должны быть подведены все постоянные и временные возможные источники выбросов паров СПГ и природного газа в атмосферу, возникающие при регламентных, аварийных и прочих режимах работы.
Запорная трубопроводная арматура с ручным и дистанционным приводом (включая электромагнитный), применяемая на технологическом оборудовании, в котором обращается СПГ, должна соответствовать классу герметичности затворов, определенной проектной документацией.

Федеральный государственный строительный надзор

Постановлением Правительства РФ от 30.04.2023 № 689 «О внесении изменений в исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и необходимых застройщику, техническому заказчику для выполнения предусмотренных частями 3-7 статьи 5_2 Градостроительного кодекса Российской Федерации мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства» отменены 52 избыточные административные процедуры в строительстве. Исчерпывающий перечень документов, сведений, материалов и согласований при возведении объектов сокращен с 751 до 699.
Отменена необходимость согласования с ОАО «РЖД», региональными или местными властями строительства или реконструкции объектов, расположенных вблизи портовых складов, к которым подведена железная дорога. 
Кроме того, при вводе объекта в эксплуатацию застройщику не нужно будет предоставлять ряд документов, которые не имеют прямого отношения к сдаче построенного здания. Исключен ряд документов, сведений и материалов, которые имеются в распоряжении органов власти и могут быть представлены в порядке межведомственного взаимодействия. Постановление вступило в силу с 6 мая 2023 г., за исключением отдельных положений, которые начали действовать с 1 сентября 2023 г.

Внеплановые проверки

В целях реализации ограничений на проведение проверок бизнеса в условиях санкционного давления Постановлением № 336 на 2022-2023 гг. установлен закрытый перечень оснований для проведения внеплановых проверок, одним из которых является выявление индикаторов риска нарушения обязательных требований. 
Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении Ростехнадзором и его территориальными органами федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, утвержден Приказом Ростехнадзора от 23.11.2021 № 397 (далее –Перечень).
Приказом Ростехнадзора от 30.03.2023 г. № 134 «О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых при осуществлении Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23 ноября 2021 г. № 397» Перечень дополнен тремя индикаторами, связанными с заключениями экспертизы промышленной безопасности:
- Отсутствие сведений о заключении экспертизы промышленной безопасности, содержащем срок дальнейшей эксплуатации технического устройства, применяемого на ОПО III или IV класса опасности, или сведений о выводе из эксплуатации такого технического устройства при истечении года после установленного срока его эксплуатации (при условии, что в течение указанного года в отношении таких объектов не проводились контрольные (надзорные) мероприятия).
- Отсутствие сведений о заключении экспертизы промышленной безопасности, содержащем вывод о соответствии здания или сооружения на ОПО III или IV класса опасности требованиям промышленной безопасности, либо сведений о выводе из эксплуатации такого здания или сооружения по истечении года с даты внесения в реестр заключения, содержащего вывод о несоответствии такого здания и сооружения требованиями промышленной безопасности (при условии, что в течение указанного года в отношении таких объектов не проводились контрольные (надзорные) мероприятия).
- Факт выдачи экспертом в области промышленной безопасности заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности в отношении объекта экспертизы заказчика, при наличии в реестре заключений ЭПБ сведений о заключении экспертизы промышленной безопасности, содержащем вывод о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности (для ОПО III или IV класса опасности при условии, что в течение указанного года в отношении таких объектов не проводились контрольные (надзорные) мероприятия).

Источник: cntr.gosnadzor.ru

Все статьи рубрики