Николай Федоров: «Причина аварий при эксплуатации кранов - отсутствие соответствующего производственного контроля»
ФЕДОРОВ Николай Вениаминович
заместитель начальника отдела государственного строительного надзора Волжско-Окского управления Ростехнадзора
Номер журнала:
Рубрика:
Последний несчастный случай в Нижегородской области произошел в мае текущего года, когда при строительстве торгового центра на ул. Родионова ООО «СК «Поволжье» башенный кран при повороте стрелы крюками стропа задел опалубку колонны, которая при падении нанесла смертельную травму электрогазосварщику.
- Причинами несчастного случая явились неудовлетворительная организация производства работ при строительстве торгового центра ООО СК «Поволжья», а также неосторожность крановщицы башенного крана, которая допустила несоблюдение расстояния между грузозахватными приспособлениями, находящимися на крюке крана, и опалубкой, – сообщил заместитель начальника отдела государственного строительного надзора Волжско-Окского управления Ростехнадзора Н.В. Федоров.
По статистике, в России в 2009 г. при эксплуатации подъемных сооружений было травмировано 72 человека, из них 64 – со смертельным исходом, что на 19 человек меньше, чем за тот же период 2008 г. Из 64 несчастных случаев 52 (81,3%) произошло при эксплуатации грузоподъемных кранов, 9 (14%) – при эксплуатации лифтов и 3 (4,7%) – при работе подъемников (вышек). В 2009 г. число групповых несчастных случаев уменьшилось с 15 до 8. В групповых случаях было травмировано 18 человек, 9 из них – со смертельным исходом (в 2008 г. 34 и 11 человек соответственно).
Основная причина – отсутствие соответствующего производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности со стороны эксплуатирующих организаций. Инженерно-технические работники и лица, ответственные за соблюдение требований промышленной безопасности, норм и правил при эксплуатации подъемных сооружений, самоустранились от выполнения своих обязанностей. В результате к причинам аварий при работе с грузоподъемной техникой можно также отнести эксплуатацию технически неисправных башенных кранов, невыполнение в полном объеме технического обслуживания кранов и капитально-восстановительных ремонтов.
В марте 2009 г. в Нижнем Новгороде произошла авария при монтаже башенного крана КБМ-401П, изготовленного в 1990 г. В ходе подъема башни произошло ее падение по направлению вперед с деформацией 8-й секции и отрывом телескопических подкосов. При падении верхняя часть крана упала на 5-й этаж жилого дома 65/1 по пр. Ленина. В результате произошло полное разрушение крайней к торцу дома секции 5-го этажа и обрушение перекрытий 4-го этажа.
По словам Н.В. Федорова, комиссия установила, что авария – падение башни крана в ходе работ – явилась результатом комплекса нарушений, допущенных работниками ООО «ЕФТО» при монтаже.
- На основании изучения технической документации, осмотра места аварии, опроса очевидцев и должностных лиц, заключений экспертизы и анализа фотоматериалов комиссия сделала вывод о том, что причиной аварии явились неудовлетворительная организация работ по монтажу башенного крана и нахождение крана в технически неисправном состоянии, - подчеркнул заместитель начальника отдела.
Отделом государственного строительного надзора Волжско-Окского управления Ростехнадзора ведется постоянная работа по профилактике аварийности и травматизма. За первое полугодие 2010 г. инспекторами отдела проведено 569 обследований подконтрольных предприятий, в ходе которых выявлено 2778 нарушений требований промышленной безопасности.
Отделом государственного строительного надзора Волжско-Окского управления Ростехнадзора ведется постоянная работа по профилактике аварийности и травматизма. За первое полугодие 2010 г. инспекторами отдела проведено 569 обследований подконтрольных предприятий, в ходе которых выявлено 2778 нарушений требований промышленной безопасности.
- Состояние промышленной безопасности опасных производственных объектов, подконтрольных надзору за подъемными сооружениями, остается достаточно сложным, - продолжает Николай Вениаминович Федоров. - Немаловажную роль играет и состояние оборудования, большая часть которого продолжает эксплуатироваться после нормативного срока службы. Согласно данным за первое полугодие 2010 г., 34% лифтов и 87% грузоподъемных кранов, находящихся в эксплуатации, уже отработали нормативные сроки службы, что говорит об актуальности проблемы обновления парка грузоподъемной техники. Также наблюдается ухудшение отношения отдельных руководителей предприятий к вопросам обеспечения промышленной безопасности при эксплуатации грузоподъемных механизмов. Были выявлены случаи сокращения и даже ликвидации служб производственного контроля, предназначенных для постоянного надзора за опасными производственными объектами.
В 2009 г. отделом государственного строительного надзора Волжско-Окского управления Ростехнадзора было направлено на поднадзорные предприятия информационное письмо № 4-ПС 2009 г. «О состоянии промышленной безопасности и о мерах по обеспечению безопасных условий эксплуатации подъемных сооружений», где в целях повышения ответственности руководителей и специалистов за обеспечение требований промышленной безопасности при эксплуатации, монтаже и ремонте подъемных сооружений предписывалось заказчикам-застройщикам, руководителям генподрядных строительных, проектных организаций, владельцам кранов при строительстве объектов в условиях городской застройки производить подбор, привязку и установку кранов в пределах нормативного срока службы. Краны, отработавшие нормативный срок службы, должны пройти капитально-восстановительный ремонт, сообщается в информационном письме.
Основным направлением работы Волжско-Окского управления Ростехнадзора по обеспечению безопасности при производстве работ грузоподъемных кранов является контроль за эксплуатирующими организациями в части разработки качественных и соответствующих требованиям действующей нормативной документации проектов производства работ кранами.
- Также, по нашему мнению, нужно добиться повышения качества проведения экспертизы промышленной безопасности этих проектов, - подчеркивает Н.В. Федоров. - И, наконец, необходимо активизировать работу организаций, владельцев кранов по установке приборов безопасности, предусмотренных Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.