Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

ноябрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Необходимость нормирования потерь тепловой энергии

 
ГЛАЗЫРИНА  Екатерина  Александровна,  руководитель группы нормирования  в теплоэнергетике АНО «Агентство по энергосбережению УР»

ГЛАЗЫРИНА Екатерина Александровна
руководитель группы нормирования в теплоэнергетике АНО «Агентство по энергосбережению УР»

Номер журнала: 

Рубрика: 

Задача нормирования расхода топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) – применение при планировании производства продукции технически и экономичес­ки обоснованных норм расхода топлива, тепловой и электрической энергии. Для решения задачи эффективного использования ТЭР необходимо проведение энергетического мониторинга и прогрессивного нормирования ТЭР. Целью нормирования потерь тепловой энергии являются снижение или поддержание потерь на технико-экономически обоснованном уровне. Расчет и нормирование потерь тепловой энергии, яв­ляясь составной частью стратегической задачи по рацио­нальному использованию природных ресурсов России, строго регламентировано и носит обязательный характер. До выхода Федерального закона  № 190-ФЗ от 27.07.2010 г. значения технологических потерь тепловой энергии утверждались в Мин­энерго РФ. С выходом данного ФЗ полномочия по утверждению нормативов потерь в тепловых сетях, расположенных в населенных пунктах с численнос­тью менее 500 тыс. человек, переданы местным органам исполнительной власти. В соответствии с Постановлением Правительства УР № 175 от 30.05.2011 г. исполнительным органом власти, утверждающим нормативы потерь тепловой энергии в Удмуртской Республике, являет­ся Министерство промышленности и энергетики УР.
АНО «Агентство по энергосбережению УР» является экспертной организацией по нормированию потерь теп­ловой энергии, удельных расходов и запасов топлива, а также имеет допуск к работам по энергетическому обследованию. При проведении энергообследований Агентство сталкивает­ся с отсутствием, как утвержденных нормативов технологических потерь теп­ловой энергии, так и приборного учета у большинства теплоснабжающих организации, осуществляющих регулируемые виды деятельности. Таким образом, ни нормативное, ни фактическое значение потерь тепловой энергии, отображающее картину по УР в целом, не известно. По данным Росстата, потери тепловой энергии по УР составляют 2,0 % от отпуска. Даже при отсутствии расчетов можно сказать, что данное значение сильно занижено. Среднее значение потерь, принятое при тарифообразовании в целом по УР, по данным РЭК, составляет 7,7 %. При отсутствии утвержденных нормативов потерь тепловой энергии в тариф закладывается значение, принятое путем экспертной оценки. 
Для оценки необходимости нормирования потерь тепловой энергии рассмотрим ситуацию на примере сис­тем теплоснабжения ЖКХ МО «Балезинский район». По данному МО процент потерь тепловой энергии от отпуска ее в сеть, определенный по представленным тепловым балансам теплоисточников, а также процент потерь, учтенный при тарифообразовании, приведен в Таблице № 2. 
Относительная величина потерь по большинству систем теплоснабжения находится на одном уровне, что, не соответствует действительности, так как рассматриваемые системы обладают различными техническими характерис­тиками и величиной полезного отпуска тепловой энергии.
По котельной ПК «Балезинский завод строительных материалов» величина потерь, определенная как разница между отпуском и расчетной величиной реализации тепловой энергии по данным за 2010 г., в 16,4 раза превышает величину потерь, заложенных регулирующим органом при расчете тарифа. По котельной № 3 ОАО «РЖД» величина потерь, определенная по тепловому балансу котельной в 2010 г., имеет отрицательное значение. Причинами сложившейся ситуации могут быть некорректное представление показателей тепловых балансов; отсутствие приборного учета тепловой энергии; некорректное определение расчетных объемов потребления тепловой энергии, предъяв­ляемой к оплате.
Нормативные технологические затраты и потери тепловой энергии при ее передаче по сетям от трех угольных котельных, разработанные на регулируемый 2012 г. (Табл. № 1), превышают значения потерь, полученных по тепловым балансам и учтенных регулирующим органом при тарифообразовании, в 2,6 ÷ 5,1 раза. В процентном отношении от отпуска величина нормативных потерь по данным системам теплоснабжения находится в диапазоне – 21,5 % ÷ 34,7 %. Высокий процент потерь обусловлен технологической особенностью рассматриваемых сис­тем теплоснабжения. Данная ситуация характерна при строительстве систем теплоснабжения, рассчитанных на перспективу – с учетом роста подключенной нагрузки. Подтверждающим фактором обоснованности полученного значения нормативной величины потерь, значительно отличающегося от принимаемого при тарифообразовании, является также полученное значение косвенного показателя – индикатора плотности тепловой нагрузки, составляющего для совокупности рассматриваемых систем теплоснабжения 323,4 м2/(Гкал/ч). Обеспечение оптимального значения данного показателя может быть достигнуто различными способами в зависимости от сложившейся ситуации:
- перенос источника теплоснабжения в центр подключенных потребителей;
- реконструкция тепловых сетей с учетом фактически подключенной нагрузки;
- децентрализация системы теплоснабжения;
- повышение уровня централизации систем теплоснабжения.
При выборе метода оптимизации системы теплоснабжения необходимо рассмотреть несколько вариантов и провести сравнительный технико-экономический анализ. В данной ситуации организациям стоит обратить внимание на проведение энергетического обследования и дальнейшую разработку комплексной программы развития систем коммунальной инфра­структуры. 
Необходимо обозначить негативные последствия отсутствия налаженной системы нормирования на территории УР и низкой оснащеннос­ти приборным учетом. При подведении итогов работы систем теплоснабжения используются оценочные значения, что приводит к несоответствиям в тепловых балансах, которые впоследствии включаются теплоснабжаю­щей организацией в полезный отпуск потребителей. Таким образом, все издержки теплоснабжающей организации ложатся на потребителя. Благополучная картина, отражаемая в отчетности в час­ти потерь тепловой энергии, не стимулирует исполнительные органы власти УР и органы местного само­управления к принятию эффективных мер по реконструкции систем теплоснабжения. В связи с тем, что фактические потери в системах теплоснабжения, эксплуатируемых более 10 лет, как правило, превышают нормативное значение, энергоснабжающая организация для предоставления потребителю услуг теплоснабжения надлежащего качества вынуждена повышать количество тепловой энергии, отпус­каемой с источника.
Первым шагом в комплексном развитии и реконструкции систем теплоснабжения на территории республики является налаженная система нормирования, а также принятие при тарифообразовании полученных результатов нормирования регулирующим органом. Процесс разработки нормативов очень трудоемкий и требует квалифицированных знаний и слаженного взаимодействия всех структурных подразделений организации. Так, энерго­снабжающие предприятия име­ют право привлекать специализированные организации для разработки норм расхода ресурсов, их обоснованного включения в себестоимость продукции и, тем самым, правильного формирования отпускной цены. 

Все статьи рубрики