Необходимость нормирования потерь тепловой энергии
ГЛАЗЫРИНА Екатерина Александровна
руководитель группы нормирования в теплоэнергетике АНО «Агентство по энергосбережению УР»
Номер журнала:
Рубрика:
Задача нормирования расхода топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) – применение при планировании производства продукции технически и экономически обоснованных норм расхода топлива, тепловой и электрической энергии. Для решения задачи эффективного использования ТЭР необходимо проведение энергетического мониторинга и прогрессивного нормирования ТЭР. Целью нормирования потерь тепловой энергии являются снижение или поддержание потерь на технико-экономически обоснованном уровне. Расчет и нормирование потерь тепловой энергии, являясь составной частью стратегической задачи по рациональному использованию природных ресурсов России, строго регламентировано и носит обязательный характер. До выхода Федерального закона № 190-ФЗ от 27.07.2010 г. значения технологических потерь тепловой энергии утверждались в Минэнерго РФ. С выходом данного ФЗ полномочия по утверждению нормативов потерь в тепловых сетях, расположенных в населенных пунктах с численностью менее 500 тыс. человек, переданы местным органам исполнительной власти. В соответствии с Постановлением Правительства УР № 175 от 30.05.2011 г. исполнительным органом власти, утверждающим нормативы потерь тепловой энергии в Удмуртской Республике, является Министерство промышленности и энергетики УР.
АНО «Агентство по энергосбережению УР» является экспертной организацией по нормированию потерь тепловой энергии, удельных расходов и запасов топлива, а также имеет допуск к работам по энергетическому обследованию. При проведении энергообследований Агентство сталкивается с отсутствием, как утвержденных нормативов технологических потерь тепловой энергии, так и приборного учета у большинства теплоснабжающих организации, осуществляющих регулируемые виды деятельности. Таким образом, ни нормативное, ни фактическое значение потерь тепловой энергии, отображающее картину по УР в целом, не известно. По данным Росстата, потери тепловой энергии по УР составляют 2,0 % от отпуска. Даже при отсутствии расчетов можно сказать, что данное значение сильно занижено. Среднее значение потерь, принятое при тарифообразовании в целом по УР, по данным РЭК, составляет 7,7 %. При отсутствии утвержденных нормативов потерь тепловой энергии в тариф закладывается значение, принятое путем экспертной оценки.
Для оценки необходимости нормирования потерь тепловой энергии рассмотрим ситуацию на примере систем теплоснабжения ЖКХ МО «Балезинский район». По данному МО процент потерь тепловой энергии от отпуска ее в сеть, определенный по представленным тепловым балансам теплоисточников, а также процент потерь, учтенный при тарифообразовании, приведен в Таблице № 2.
Относительная величина потерь по большинству систем теплоснабжения находится на одном уровне, что, не соответствует действительности, так как рассматриваемые системы обладают различными техническими характеристиками и величиной полезного отпуска тепловой энергии.
По котельной ПК «Балезинский завод строительных материалов» величина потерь, определенная как разница между отпуском и расчетной величиной реализации тепловой энергии по данным за 2010 г., в 16,4 раза превышает величину потерь, заложенных регулирующим органом при расчете тарифа. По котельной № 3 ОАО «РЖД» величина потерь, определенная по тепловому балансу котельной в 2010 г., имеет отрицательное значение. Причинами сложившейся ситуации могут быть некорректное представление показателей тепловых балансов; отсутствие приборного учета тепловой энергии; некорректное определение расчетных объемов потребления тепловой энергии, предъявляемой к оплате.
Нормативные технологические затраты и потери тепловой энергии при ее передаче по сетям от трех угольных котельных, разработанные на регулируемый 2012 г. (Табл. № 1), превышают значения потерь, полученных по тепловым балансам и учтенных регулирующим органом при тарифообразовании, в 2,6 ÷ 5,1 раза. В процентном отношении от отпуска величина нормативных потерь по данным системам теплоснабжения находится в диапазоне – 21,5 % ÷ 34,7 %. Высокий процент потерь обусловлен технологической особенностью рассматриваемых систем теплоснабжения. Данная ситуация характерна при строительстве систем теплоснабжения, рассчитанных на перспективу – с учетом роста подключенной нагрузки. Подтверждающим фактором обоснованности полученного значения нормативной величины потерь, значительно отличающегося от принимаемого при тарифообразовании, является также полученное значение косвенного показателя – индикатора плотности тепловой нагрузки, составляющего для совокупности рассматриваемых систем теплоснабжения 323,4 м2/(Гкал/ч). Обеспечение оптимального значения данного показателя может быть достигнуто различными способами в зависимости от сложившейся ситуации:
- перенос источника теплоснабжения в центр подключенных потребителей;
- реконструкция тепловых сетей с учетом фактически подключенной нагрузки;
- децентрализация системы теплоснабжения;
- повышение уровня централизации систем теплоснабжения.
При выборе метода оптимизации системы теплоснабжения необходимо рассмотреть несколько вариантов и провести сравнительный технико-экономический анализ. В данной ситуации организациям стоит обратить внимание на проведение энергетического обследования и дальнейшую разработку комплексной программы развития систем коммунальной инфраструктуры.
Необходимо обозначить негативные последствия отсутствия налаженной системы нормирования на территории УР и низкой оснащенности приборным учетом. При подведении итогов работы систем теплоснабжения используются оценочные значения, что приводит к несоответствиям в тепловых балансах, которые впоследствии включаются теплоснабжающей организацией в полезный отпуск потребителей. Таким образом, все издержки теплоснабжающей организации ложатся на потребителя. Благополучная картина, отражаемая в отчетности в части потерь тепловой энергии, не стимулирует исполнительные органы власти УР и органы местного самоуправления к принятию эффективных мер по реконструкции систем теплоснабжения. В связи с тем, что фактические потери в системах теплоснабжения, эксплуатируемых более 10 лет, как правило, превышают нормативное значение, энергоснабжающая организация для предоставления потребителю услуг теплоснабжения надлежащего качества вынуждена повышать количество тепловой энергии, отпускаемой с источника.
Первым шагом в комплексном развитии и реконструкции систем теплоснабжения на территории республики является налаженная система нормирования, а также принятие при тарифообразовании полученных результатов нормирования регулирующим органом. Процесс разработки нормативов очень трудоемкий и требует квалифицированных знаний и слаженного взаимодействия всех структурных подразделений организации. Так, энергоснабжающие предприятия имеют право привлекать специализированные организации для разработки норм расхода ресурсов, их обоснованного включения в себестоимость продукции и, тем самым, правильного формирования отпускной цены.