Необходимо создать эффективную систему производственного контроля
СОЛОВЬЕВ Андрей Борисович
заместитель руководителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора (Удмуртская Республика)
Номер журнала:
Рубрика:
На повестке обсуждались вопросы состояния промышленной и энергетической безопасности в Удмуртской Республике, итоги надзорной деятельности Западно-Уральского управления Ростехнадзора в 2010 г., меры повышения эффективности надзорной деятельности.
- Андрей Борисович, каковы основные показатели и результаты контрольно-надзорной деятельности удмуртских территориальных отделов Западно-Уральского управления Ростехнадзора за прошедший год?
- Годовой план работы Управления и планы работы удмуртских территориальных отделов по мероприятиям, связанным с проведением контрольных проверок состояния безопасности на поднадзорных предприятиях, выполнены. В 2010 г. инспекторским составом отделов проведено более 2000 мероприятий по надзору за соблюдением норм промышленной и энергетической безопасности, выявлено и предписано к устранению 16 тыс. требований нормативных и технических документов, устанавливающих правила ведения работ на ОПО.
За допущенные нарушения требований безопасности привлечено к административной ответственности 755 должностных и юридических лиц, сумма наложенных штрафов составила около 3 млн рублей. На семи предприятиях республики в судебном порядке приостанавливалась промышленная эксплуатация технических устройств, не отвечающих требованиям промышленной безопасности.
В рамках мероприятий по промышленному надзору (1228 поднадзорных организаций) поведена 851 проверка выполнения поднадзорными организациями требований промышленной безопасности, выявлено и предписано к устранению 7145 нарушений требований законодательства РФ и правил промышленной безопасности, наложено 398 административных штрафов на сумму 1989 тыс. рублей, применено 6 административных приостановлений деятельности через суд.
По направлению государственного энергетического надзора проведено 846 обследований состояния безопасности энергетических и тепловых установок и сетей, выявлено и устранено 6790 нарушений и обязательных требований правил устройства и безопасной эксплуатации энергетических и тепловых установок и сетей, общая сумма штрафов составила 444,2 тыс. рублей, применено административное приостановление работы одной энергоустановки. В сфере государственного строительного контроля проведено 80 проверок объектов капитального строительства, в ходе которых выявлено и предписано к устранению 484 нарушения, наложено 16 административных штрафов на сумму 321 тыс. рублей, выдано 31 заключение о соответствии объекта установленным требованиям. При непосредственном участии Управления была осуществлена подготовка объектов ТЭК и ЖКХ к прохождению отопительного зимнего периода. Прошедший сезон прошел без аварий и перебоев. На сегодняшний день предприятия энергетического комплекса и ЖКХ приступили к подготовке к новому отопительному сезону.
Также при участии Управления в 2010 г. продолжалась реализация программы уничтожения химического оружия на основе строительства специализированных предприятий, где отмечен высокий уровень промышленной безопасности; практически была решена проблема бесхозяйных газопроводов, что привело к сокращению числа инцидентов в этой сфере. Мы активно работали в разработке и принятии республиканской целевой программы по замене пассажирских лифтов.
За последние шесть лет на поднадзорных нам объектах в Удмуртской Республике количество несчастных случаев со смертельным исходом снизилось с 7 до 1. Как правило, аварийные ситуации имели место по вине сторонних организаций, смежников, подрядчиков, а не организаций, непосредственно эксплуатирующих ОПО. Хотя от ответственности это их, конечно, не освобождает.
- Известно, что в 2010 г. произошли значительные изменения в организационной структуре территориального органа. Каковы результаты?
- В октябре прошлого года в целях реализации Указа Президента РФ № 780 от 23 июня 2010 г. Управлением осуществлена передача функций в сфере охраны окружающей среды Управлению Росприроднадзора по УР, в том числе реестры лицензий и 299 лицензионных дел. В результате ликвидации Удмуртского территориального отдела регулирования воздействия на окружающую среду произошло сокращение штатной численности государственных гражданских служащих с 85 до 79 человек.
На протяжении девяти месяцев мы выполняли свои обязанности по надзору в области охраны окружающей среды. Нам удалось изменить в лучшую сторону отношение предприятий к платам за негативное воздействие на окружающую среду, о чем свидетельствуют суммы сбора платы: за 9 месяцев собрано 101,8 млн рублей при годовом плане 155 млн рублей.
Передача функций осуществлена не только в технологическом плане – в Управление Росприроднадзора были переведены наши специалисты, которые курировали вопросы экологии. Я уверен, что у наших коллег из Управления Росприроднадзора по УР не возникнет проблем с осуществлением надзорной деятельности в области охраны окружающей среды и экологии.
- Одним из положительных результатов деятельности Управления за 2010 г. является сокращение в Удмуртии аварий и инцидентов, случаев травматизма со смертельным исходом на ОПО. Какие факторы стали определяющими в этом отношении?
- Общее снижение аварийности стало возможным благодаря серьезной работе по повышению эффективности государственного надзора. Административная реформа Федеральной Службы позволила при сокращении штатной численности управленческого и обслуживающего персонала увеличить долю инспекторского состава, перейти к планированию надзорной деятельности с нацеленностью на решение проблемных вопросов в области промышленной и энергетической безопасности.
В результате за последние шесть лет на поднадзорных объектах в Удмуртской Республике количество несчастных случаев со смертельным исходом снизилось с 7 до 1. При этом, как правило, аварийные ситуации имели место по вине сторонних организаций, смежников, подрядчиков, а не организаций, непосредственно эксплуатирующих ОПО. Хотя от ответственности это их, конечно, не освобождает.
Отмечу, что в 2010 г. в Удмуртии на поднадзорных нам объектах произошел один несчастный случай со смертельным исходом. Он был допущен подрядной организацией – ООО «Стальные конструкции», – которая вела строительные работы на производственной площадке одного из ведущих предприятий республики. Комиссией Западно-Уральского Управления Ростехнадзора проведено расследование произошедшего. Причинами несчастного случая стали неудовлетворительная организация производства работ, выразившаяся в отсутствии надлежащего производственного контроля и контроля со стороны руководства ООО «Стальные конструкции» за соблюдением требований безопасности при ведении строительных работ и охраны труда, нарушение персоналом требований производственных инструкций и инструкций по охране труда. Лица, допустившие несчастный случай, привлечены к административной ответственности. Все материалы были направлены в прокуратуру и следственный комитет. Комиссией предложены мероприятия по устранению причин несчастного случая, реализация которых позволила существенно снизить риски возникновения подобных случаев на других предприятиях республики.
Хочу отметить, что большое внимание необходимо уделять пропаганде и информационному сопровождению проблем безопасности. Здесь очень велика роль специализированных средств массовой информации. Мы убеждены, что активная деятельность в этом направлении, повышении осведомленности лиц, отвечающих на предприятии за промышленную и экологическую безопасность, позволит существенно снизить производственные риски. Комплекс соответствующих мероприятий обсуждался на совещании по результатам расследования упомянутого выше несчастного случая.
Экспертиза
2-3 % заключений экспертизы мы не утверждаем по причине нарушения экспертными организациями Правил проведения экспертизы промышленной безопасности – это определенная зона риска. Казалось бы, 2-3 % – это немного, но когда речь идет о человеческих жизнях, этот процент неприемлем.
- Как складывается ситуация в республике в области диагностики и прогнозирования технического состояния производственных фондов?
- Проведение проверок, вручение предписаний, административные наказания – не самоцель надзорного органа. Главное – стимулировать предприятия к осуществлению собственного производственного контроля, предупреждению технологических аварий и инцидентов, сохранению человека и его здоровья на производстве. Но у нас нет возможности проверить каждое техническое устройство из тех, что работают на предприятиях республики. Законодательство предусматривает самостоятельную диагностику оборудования. Для этих целей в России создана система независимой экспертизы промышленной безопасности. По заключениям экспертных организаций владелец принимает решение о возможности дальнейшей эксплуатации оборудования, технических устройств либо о приостановке их работы.
В целом по региону в плане проведения экспертизы промышленной безопасности и диагностики проблем не возникает. Тем не менее, порядка 2-3 % заключений экспертизы мы не утверждаем по причине нарушения экспертными организациями Правил проведения экспертизы промышленной безопасности.
- С чем связаны эти нарушения?
- Наиболее характерные нарушения, которые явились причиной отказов в утверждении заключений экспертизы – это нарушения требований к оформлению заключений экспертизы; включение в состав комиссии экспертов, не прошедших аттестацию в установленном порядке; использование при проведении экспертизы недействующих нормативных документов; завершение процесса экспертизы до реализации мероприятий по устранению выявленных недостатков и т.д. Это свидетельствует о формальном, небрежном и даже некомпетентном подходе при проведении экспертизы.
В случае неисправности технических устройств, применяемых на ОПО, специалистами Западно-Уральского управления Ростехнадзора выносятся постановления о приостановлении их функционирования во избежание аварий и инцидентов. Это крайняя мера, применяемая в том случае, если данные технические устройства при эксплуатации представляли реальную угрозу жизни и здоровью работающих. В 2010 г. основная часть устройств, работа которых приостановлена по результатам проверки, – это грузоподъемные механизмы (козловые и башенные краны). Также зачастую требованиям промышленной безопасности не отвечает состояние электрооборудования, крановых путей и т.д., несвоевременное устранение нарушений влечет за собой приостановление работы механизмов на срок 30-90 суток.
Страхование
Важным результатом работы Управления за 2010 г. является решение проблемы бесхозяйных объектов газораспределения и газопотреб-ления, вследствие чего удалось свести к нулю количество несчастных случаев на данных объектах. Всеми поднадзорными предприятиями, эксплуатирующими ОПО газораспределения и газопотребления, проведено страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации ОПО.
- Как решается проблемы обновления основных производственных фондов и реализации предприятиями инвестиционных программ?
- Темпы износа основных производственных фондов в среднем по предприятиям Удмуртии значительно превышают темпы мероприятий по их обновлению. Но можно привести несколько предприятий, где положительно решаются вопросы обновления производственных мощностей. В их числе ОАО «Удмуртэнерго», которое наряду с выполнением рабочих программ в канун отопительного сезона 2010-2011 гг. провело ряд мероприятий, разработанных при участии удмуртских территориальных отделов Западно-Уральского управления Ростехнадзора. В результате был произведен капитальный ремонт порядка 1500 км высоковольтных линий электросетей, заменено несколько сотен опор линий электропередач. Ведется активная работа по технической и технологической модернизации на таких промышленных предприятиях региона, как ОАО «Ижсталь», ОАО «Чепецкий механический завод» и других.
Одним из примеров реализации инвестиционной программы является строительство заводов по уничтожению химического оружия в Камбарке и Кизнере. В целом по России ситуация с реализацией инвестиционных программ складывается не лучшим образом, на что обращает повышенное внимание и руководство страны. Думаю, что в ближайшее время выйдет ряд документов, которые обяжут предприятия к проведению мероприятий по модернизации на основе инвестиционной политики.
- Актуальным является вопрос по гидротехническим сооружениям. Как ведется работа в данном направлении?
- Из 1400 ГТС непосредственно под надзором Управления находятся 223 гидротехнические сооружения промышленности и водохозяйственного комплекса. Состояние 157 из поднадзорных объектов оценивается как удовлетворительное, 66 требуют проведения капитального ремонта. Специалисты Ростехнадзора наряду со специалистами Министерства природных ресурсов, МЧС входят в состав межведомственной комиссии по решению вопросов состояния ГТС. Многие гидротехнические сооружения строились в советское время хозспособом, в связи с этим одной из проблем является отсутствие проектной документации, что затрудняет решение вопросов по ремонту и реконструкции объектов. Также в свое время при сокращении числа сельхозпредприятий большое количество водных объектов осталось без хозяина, чем обусловлено их сегодняшнее некачественное состояние. Наша приоритетная задача – минимизировать число бесхозяйных объектов, обеспечить им надлежащее обслуживание.
В ходе подготовки к ОЗП 2011-2012 гг. энергоснабжающие организации Удмуртской Республики должны приложить все усилия для того, чтобы обеспечить надежное электро- и теплоснабжение потребителей. Своевременно и качественно проведенные ремонтные и профилактические мероприятия позволят снизить риски возникновения аварийных ситуаций.
- Какова ситуация в сфере обеспечения безопасной эксплуатации объектов газораспределения и газопотребления, а также внутридомового газового оборудования?
- Важным результатом работы Управления за 2010 г. является решение проблемы бесхозяйных объектов газораспределения и газопотребления, вследствие чего удалось свести к нулю количество несчастных случаев на данных объектах. К концу года всеми поднадзорными предприятиями, эксплуатирующими ОПО газораспределения и газопотребления, согласно требованиям ст. 15 Федерального закона № 116-ФЗ проведено страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации ОПО.
По данным Росгазификации, ежегодно в России происходит до 230 случаев взрыва газа в быту. Часто причиной тому – допуск к работам по ремонту и обслуживанию неквалифицированных специалистов, отсутствие или несвоевременное обслуживание газового оборудования. За 1,5 года в результате мероприятий, проведенных Западно-Уральским управлением Ростехнадзора совместно с Министерством строительства, архитектуры и жилищной политики УР, жилищной инспекцией, эксплуатирующих организаций – ОАО «Удмуртгаз», ООО «Ижстройгаз», удалось добиться роста количества заключенных договоров со специализированными организациями на обслуживание газового оборудования с 50 до 92. Во многом благодаря этому фактору в Удмуртии в 2010 г. не было взрывов газа в быту.
- В целом, результаты работы Управления за 2010 г. положительные. Что является самым значимым результатом?
- Несмотря на аномальную зиму, не было допущено каких-либо внештатных ситуаций в электроэнергетике, топливно-энергетическом комплексе в ЖКХ. Несмотря на кризисные явления в экономике, ведется работа по обновлению основных производственных фондов, по крайней мере, на ключевых, социально-значимых хозяйствующих субъектах. К значимым результатам можно отнести снижение административных барьеров. С недавнего времени государственные услуги по выдаче лицензий, разрешений по эксплуатации ОПО в госреестре организованы по принципу «одного окна». В 2010 г. нам удалось совместно с органами государственной власти Удмуртской Республики и РЭК добиться согласования между собой инвестиционных программ малой и большой энергетики. Мы контролируем реализацию в Удмуртии Федерального Закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», в том числе и в области проведения обязательного энергоаудита.
Но самым значимым результатом надзорной деятельности является снижение аварийности, снижение количества несчастных случаев со смертельным исходом, потому что основная наша задача – это безопасность людей, что является неотъемлемой частью государственной политики по повышению качества жизни человека.