Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

ноябрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Необходимо создать эффективную систему производственного контроля

 
СОЛОВЬЕВ  Андрей Борисович,  заместитель руководителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора  (Удмуртская Республика)

СОЛОВЬЕВ Андрей Борисович
заместитель руководителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора (Удмуртская Республика)

Номер журнала: 

Рубрика: 

На повестке обсуждались воп­росы состояния промышленной и энергетичес­кой безопасности в Удмуртс­кой Республике, итоги надзорной деятельности Западно-Уральского управления Ростехнадзора в 2010 г., меры повышения эффективности надзорной деятельности.

- Андрей Борисович, каковы основные показатели и результаты контрольно-надзорной деятельности удмуртских территориальных отделов Западно-Уральского управления Ростехнадзора за прошедший год?
- Годовой план работы Управления и планы работы удмуртских территориальных отделов по мероприятиям, связанным с проведением контрольных проверок состояния безопаснос­ти на поднадзорных предприятиях, выполнены. В 2010 г. инспекторским составом отделов проведено более 2000 мероприятий по надзору за соб­людением норм промышленной и энергетической безопасности, выявлено и предписано к устранению 16 тыс. требований нормативных и технических документов, устанавливающих правила ведения работ на ОПО.
За допущенные нарушения требований безопасности привлечено к административной ответственнос­ти 755 должностных и юридических лиц, сумма наложенных штрафов составила около 3 млн рублей. На семи предприятиях республики в судебном порядке приостанавливалась промышленная эксплуатация технических устройств, не отвечающих требованиям промышленной безопасности.
В рамках мероприятий по промышленному надзору (1228 поднадзорных организаций) поведена 851 проверка выполнения поднадзорными организациями требований промышленной безопасности, выявлено и предписано к устранению 7145 нарушений требований законодательства РФ и правил промышленной безопасности, наложено 398 адми­нистративных штрафов на сумму 1989 тыс. рублей, применено 6 адми­нистративных приостановлений деятельности через суд.
По направлению государственного энергетического надзора проведено 846 обследований состояния безопасности энергетических и тепловых установок и сетей, выявлено и устранено 6790 нарушений и обязательных требований правил устройства и безопасной эксплуатации энергетических и тепловых установок и сетей, общая сумма штрафов составила 444,2 тыс. рублей, применено административное приос­тановление работы одной энерго­установки. В сфере государст­венного строительного контроля проведено 80 проверок объек­тов капитального строительства, в ходе которых выявлено и предписано к устранению 484 нарушения, наложено 16 административных штрафов на сумму 321 тыс. рублей, выдано 31 заключение о соответствии объекта установленным требованиям. При непосредственном участии Управления была осуществлена подготовка объектов ТЭК и ЖКХ к прохождению отопительного зимнего периода. Прошедший сезон прошел без аварий и перебоев. На сегодняшний день предприятия энергетического комплекса и ЖКХ приступили к подготовке к новому отопительному сезону.
Также при участии Управления в 2010 г. продолжалась реализация программы уничтожения химического оружия на основе строительства специализированных предприятий, где отмечен высокий уровень промышленной безопасности; практически была решена проблема бесхозяйных газопроводов, что привело к сокращению числа инцидентов в этой сфере. Мы активно работали в разработке и принятии республиканской целевой программы по замене пассажирских лифтов.

За последние шесть лет на поднадзорных нам объектах в Удмуртской Республике количество несчастных случаев со смертельным исходом снизилось с 7 до 1. Как правило, аварийные ситуации имели место по вине сторонних организаций, смежников, подрядчиков, а не организаций, непосредст­венно эксплуатирующих ОПО. Хотя от ответственности это их, конечно, не освобождает.

- Известно, что в 2010 г. произошли значительные изменения в организационной структуре территориального органа. Каковы результаты?
- В октябре прошлого года в целях реализации Указа Президента РФ № 780 от 23 июня 2010 г. Управлением осуществлена передача функций в сфере охраны окружающей среды Управлению Росприроднадзора по УР, в том числе реестры лицензий и 299 лицензионных дел. В результате ликвидации Удмуртского территориального отдела регулирования воздействия на окружающую среду произошло сок­ращение штатной численности государственных гражданских служащих с 85 до 79 человек.
На протяжении девяти месяцев мы выполняли свои обязанности по надзору в области охраны окружающей среды. Нам удалось изменить в лучшую сторону отношение предприятий к платам за негативное воздействие на окружающую среду, о чем свидетельствуют суммы сбора платы: за 9 месяцев собрано 101,8 млн рублей при годовом плане 155 млн рублей.
Передача функций осуществлена не только в технологическом плане – в Управление Росприроднадзора были переведены наши специалисты, которые курировали вопросы экологии. Я уверен, что у наших коллег из Управления Росприроднадзора по УР не возникнет проблем с осуществлением надзорной деятельности в области охраны окружающей среды и экологии.

- Одним из положительных результатов дея­тельности Управления за 2010 г. является сок­ращение в Удмуртии аварий и инцидентов, случаев травматизма со смертельным исходом на ОПО. Какие факторы стали определяющими в этом отношении?
- Общее снижение аварийности стало возможным благодаря серьезной работе по повышению эффективности государственного надзора. Административная реформа Федеральной Службы позволила при сокращении штатной численности управленческого и обслуживающего персонала увеличить долю инспекторс­кого состава, перей­ти к планированию надзорной деятельности с нацеленностью на решение проблемных вопросов в области промышленной и энергетической безо­пасности.
В результате за последние шесть лет на поднадзорных объектах в Удмуртской Республике количество несчастных случаев со смертельным исходом снизилось с 7 до 1. При этом, как правило, аварийные ситуации имели место по вине сторонних организаций, смежников, подрядчиков, а не организаций, непосредственно эксплуатирующих ОПО. Хотя от ответст­венности это их, конечно, не освобождает.
Отмечу, что в 2010 г. в Удмуртии на поднадзорных нам объектах произошел один несчастный случай со смертельным исходом. Он был допущен подрядной организацией – ООО «Стальные конструкции», – которая вела строительные работы на производственной площадке одного из ведущих предприятий республики. Комиссией Западно-Уральского Управления Ростехнадзора проведено расследование произошедшего. Причинами несчастного случая стали неудовлетворительная организация производства работ, выразившаяся в отсутствии надлежащего производственного конт­роля и контроля со стороны руководства ООО «Стальные конструкции» за соблюдением требований безопасности при ведении строительных работ и охраны труда, нарушение персоналом требований производственных инструкций и инструкций по охране труда. Лица, допустившие несчастный случай, привлечены к административной ответственности. Все материалы были направлены в прокуратуру и следственный комитет. Комиссией предложены мероприятия по устранению причин несчастного случая, реа­лизация которых позволила сущест­венно снизить риски возникновения подобных случаев на других предприя­тиях республики.
Хочу отметить, что большое внимание необходимо уделять пропаганде и информационному сопровождению проблем безопасности. Здесь очень велика роль специализированных средств массовой информации. Мы убеждены, что активная деятельность в этом направлении, повышении осведомленности лиц, отвечающих на предприятии за промышленную и экологическую безопасность, поз­волит существенно снизить производственные риски. Комплекс соответствую­щих мероприятий обсуждался на совещании по результатам расследования упомянутого выше несчастного случая.  

Экспертиза
2-3 % заключений экспертизы мы не утверждаем по причине нарушения экспертными организациями Правил проведения экспертизы промышленной безопасности – это определенная зона риска. Казалось бы, 2-3 % – это немного, но когда речь идет о человеческих жизнях, этот процент неприемлем.

- Как складывается ситуация в республике в области диагностики и прогнозирования технического состояния производственных фондов?
- Проведение проверок, вручение предписаний, административные наказания – не самоцель надзорного органа. Главное – стимулировать предприятия к осуществлению собственного производственного контроля, предупреждению технологических аварий и инцидентов, сохранению человека и его здоровья на производстве. Но у нас нет возможнос­ти проверить каждое техническое устройство из тех, что работают на предприятиях республики. Законодательство предусматривает самостоятельную диагностику оборудования. Для этих целей в России создана система независимой экспертизы промышленной безопасности. По заключениям экспертных организаций владелец принимает решение о возможности дальнейшей эксплуатации оборудования, технических устройств либо о приостановке их работы.
В целом по региону в плане проведения экспертизы промышленной безопасности и диагностики проблем не возникает. Тем не менее, порядка 2-3 % заключений экспертизы мы не утверждаем по причине нарушения экспертными организациями Правил проведения экспертизы промышленной безопасности.

- С чем связаны эти нарушения?
- Наиболее характерные нарушения, которые явились причиной отказов в утверждении заключений экспертизы – это нарушения требований к оформлению заключений экспертизы; включение в состав комиссии экспертов, не прошедших аттес­тацию в установленном порядке; использование при проведении экспертизы недействующих нормативных документов; завершение процесса экспертизы до реа­лизации мероприятий по устранению выяв­ленных недостатков и т.д. Это свидетель­ствует о формальном, небрежном и даже некомпетентном подходе при проведении экспертизы.
В случае неисправности технических устройств, применяемых на ОПО, специалистами Западно-Уральского управления Ростехнадзора выносятся постановления о приостановлении их функционирования во избежание аварий и инцидентов. Это крайняя мера, применяемая в том случае, если данные технические устройства при эксплуатации представляли реальную угрозу жизни и здоровью работающих. В 2010 г. основная часть устройств, работа которых приостановлена по результатам проверки, – это грузоподъемные механизмы (козловые и башенные краны). Также зачастую требованиям промышленной безопасности не отвечает состояние электрооборудования, крановых путей и т.д., несвоевременное устранение нарушений влечет за собой приостановление работы механизмов на срок 30-90 суток.

Страхование
Важным результатом работы Управления за 2010 г. является решение проблемы бесхозяйных объек­тов газораспределения и газопотреб-ления, вследствие чего удалось свести к нулю количество несчастных слу­чаев на данных объектах. Всеми поднадзорными предприятиями, эксплуатирующими ОПО газораспределения и газопотреб­ления, проведено страхование ответст­венности за причинение вреда при эксплуа­тации ОПО.

 

- Как решается проблемы обновления основных  производственных фондов и реализации предприятиями инвестиционных программ?
- Темпы износа основных производственных фондов в среднем по предприятиям Удмуртии значительно превышают темпы мероприятий по их обновлению. Но можно привес­ти несколько предприятий, где положительно решаются вопросы обновления производственных мощностей. В их числе ОАО «Удмуртэнерго», которое наряду с выполнением рабочих программ в канун отопительного сезона 2010-2011 гг. провело ряд мероприятий, разработанных при участии удмуртских территориальных отделов Западно-Уральского управления Рос­технадзора. В результате был произведен капитальный ремонт порядка 1500 км высоковольтных линий элект­росетей, заменено несколько сотен опор линий электропередач. Ведется активная работа по технической и технологической модернизации на таких промышленных предприятиях региона, как ОАО «Ижсталь», ОАО «Чепецкий механический завод» и других.
Одним из примеров реализации инвестиционной программы является строительство заводов по уничтожению химического оружия в Камбарке и Кизнере. В целом по России ситуация с реализацией инвестиционных программ складывается не лучшим образом, на что обращает повышенное внимание и руководство страны. Думаю, что в ближайшее время выйдет ряд документов, которые обяжут предприятия к проведению мероприя­тий по модернизации на основе инвес­тиционной политики.

- Актуальным является вопрос по гидротехничес­ким сооруже­ниям. Как ведется работа в данном направлении?
- Из 1400 ГТС непосредственно под надзором Управления находятся 223 гидротехнические сооружения промышленности и водохозяйственного комплекса. Состояние 157 из поднадзорных объектов оценивается как удовлетворительное, 66 тре­буют проведения капитального ремонта. Специа­листы Ростехнадзора наряду со специалистами Министерства природных ресурсов, МЧС входят в состав межведомственной комиссии по решению вопросов состояния ГТС. Многие гидротехнические сооружения строились в советское время хозспособом, в связи с этим одной из проблем являет­ся отсутствие проек­тной документации, что затруд­няет решение воп­росов по ремонту и реконст­рукции объектов. Также в свое время при сокращении числа сельхозпредприятий большое количество вод­ных объектов осталось без хозяина, чем обусловлено их сегодняшнее некачест­венное состояние. Наша прио­ритетная задача – минимизировать число бесхозяйных объектов, обеспечить им надлежащее обслуживание.

В ходе подготовки к ОЗП 2011-2012 гг. энергоснабжающие организации Удмуртской Республики должны приложить все усилия для того, чтобы обеспечить надежное электро- и теп­лоснабжение потребителей. Своевременно и качественно проведенные ремонтные и профилактические мероприятия позволят снизить риски возникновения аварийных ситуаций.

- Какова ситуация в сфере обес­печения безопасной эксплуатации объектов газораспределения и газопотребления, а также внутридомового газового оборудования?
- Важным результатом работы Управления за 2010 г. является решение проблемы бесхозяйных объектов газораспределения и газопотребления, вследствие чего удалось свести к нулю количество несчастных случаев на данных объектах. К концу года всеми поднадзорными предприятиями, эксплуатирующими ОПО газораспределения и газопотребления, согласно требованиям ст. 15 Федерального закона № 116-ФЗ проведено страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации ОПО.
По данным Росгазификации, ежегодно в России происходит до 230 случаев взрыва газа в быту. Часто причиной тому – допуск к работам по ремонту и обслуживанию неквалифицированных специалистов, отсутствие или несвоевременное обслуживание газового оборудования. За 1,5 года в результате мероприятий, проведенных Западно-Уральским управле­нием Ростехнадзора сов­местно с Минис­терством строительства, архитектуры и жилищной политики УР, жилищной инспекцией, эксплуати­рующих организаций – ОАО «Удмуртгаз», ООО «Ижстройгаз», удалось добиться роста количества заключенных договоров со специализированными организациями на обслуживание газового оборудования с 50 до 92. Во многом благодаря этому фактору в Удмуртии в 2010 г. не было взрывов газа в быту.

- В целом, результаты работы Управления за 2010 г. положительные. Что является самым значимым результатом?
- Несмотря на аномальную зиму, не было допущено каких-либо внештатных ситуаций в электроэнергетике, топливно-энергетическом комп­лексе в ЖКХ. Несмотря на кризисные явления в экономике, ведется работа по обновлению основных производст­венных фондов, по крайней мере, на ключевых, социально-значимых хозяйствующих субъектах. К значимым результатам можно отнести снижение административных барьеров. С недавнего времени государственные услуги по выдаче лицензий, разрешений по эксплуатации ОПО в госреестре организованы по принципу «одного окна». В 2010 г. нам удалось совместно с органами государственной власти Удмуртской Республики и РЭК добиться согласования между собой инвестиционных программ малой и большой энергетики. Мы контролируем реализацию в Удмуртии Федерального Закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности», в том числе и в облас­ти проведения обязательного энергоаудита.
Но самым значимым результатом надзорной деятельности являет­ся снижение аварийности, снижение количества несчастных случаев со смертельным исходом, потому что основная наша задача – это безопасность людей, что является неотъем­лемой частью государственной политики по повышению качества жизни человека. 

Все статьи рубрики