Нефтегазовый комплекс: безопасность превыше всего
Номер журнала:
Рубрика:
В ходе семинара Приволжское управление Ростехнадзора подвело итоги работы за первое полугодие 2019 г. на объектах химического и нефтехимического комплекса Республики Татарстан. На совещании присутствовали представители всех предприятий отрасли. Об итогах полугодия рассказал начальник Межрегионального отдела по надзору в нефтедобывающей промышленности и горному надзору Приволжского управления Ростехнадзора Родион Михайлович Карпов.
Объекты надзора
Под надзором Управления находится 211 предприятий химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, эксплуатирующих взрывопожароопасные производственные объекты. 59 % таких объектов расположено на территории Республики Татарстан — 124, в Республике Марий Эл их 55, в Чувашской Республике — 32 объекта.
Предприятиями осуществляется эксплуатация 305 опасных производственных объектов:
К декларируемым объектам из этого числа относятся 72 ОПО. 59 объектов первого класса опасности, которые подлежат постоянному государственному надзору, находятся в Республике Татарстан, что составляет 82 % от общего числа поднадзорных Приволжскому управлению Ростехнадзора. Шесть объектов расположены в Республике Чувашия, один — в Республике Мари Эл.
К крупнейшим предприятиям химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей отрасли Республики Татарстан относятся: ПАО «Казаньоргсинтез», ПАО «Нижнекамскнефтехим», АО «ТАИФ‑НК», ОАО «Казанский завод синтетического каучука», АО «Нэфис‑Косметикс», АО «ТАНЕКО», управление «Татнефтегазпереработка» ПАО «Татнефть», АО «Уруссинский химический завод» и ряд других.
Предприятиями, где используется хлор, аммиак, токсичные вещества в больших количествах, а также предприятиями спецхимии являются: ПАО «Нижнекамскнефтехим», ПАО «Казаньоргсинтез», МУП «Водоканал» (г. Казань), ФКП «Казанский государственный казенный пороховой завод», ОАО «Казанский завод синтетического каучука», АО «Казанский молочный комбинат», филиал в г. Казани АО «АБ ИнБев Эфес», ООО «Менделеевсказот», «Химзавод им. Л.Я. Карпова», ОАО «КАМАЗ», ООО «КАМАЗ-энерго», ОАО «Челныводоканал», ООО «Челны-Бройлер», ОАО «Челны холод» и другие.
ОАО «Нижнекамскнефтехим» состоит из 10 заводов, выпускающих различные виды продукции: каучук, углеводородные фракции, окись этилена, полиэфиры, стирол, этилбензол, полистирол и т.д. Вводятся в действие новые производства полиэтилена на заводе полиолефинов ОАО «НКНХ».
ОАО «ТАИФ-НК» состоит из двух заводов и производит прямогонный бензин, керосиновую фракцию, дизельное топливо, мазут, вакуумный газойль, полугудрон и др. Введено в эксплуатацию производство высокооктановых компонентов бензина на заводе бензинов ОАО «ТАИФ- НК».
ПАО «Казаньоргсинтез» включает семь заводов и вспомогательные подразделения, расположенные на одной производственной площадке с единой транспортной, энергетической и телекоммуникационной инфраструктурой.
Надзорная деятельность
Государственными инспекторами за шесть месяцев 2019 г. было проведено 72 проверки поднадзорных предприятий. В этих проверках было выявлено 1099 нарушений правил и норм промышленной безопасности. Важно отметить, что это на 14 % больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, когда на объектах химического и нефтехимического комплекса было выявлено 926 нарушений. Увеличение количества нарушений свидетельствует о недостаточной требовательности служб производственного контроля, и означает рост риска аварийных ситуаций и травматизма.
За полгода по итогам проверок было наложено 65 административных наказаний в виде штрафов на общую сумму 6 млн 295 тыс. руб. Юридические лица штрафовались 16 раз, должностные — 49 раз.
Как отмечают в Управлении, наложение штрафов — дополнительная мотивация для предприятий активнее и эффективнее работать в сфере промышленной безопасности.
В первом полугодии пять раз применялась мера в виде административного приостановления деятельности. Всего же за последнее время Управлением была приостановлена деятельность 39 объектов.
Систематические нарушения
Отмечено, что допущенные нарушения можно условно разделить на:
- нарушения технической безопасности при эксплуатации;
- нарушения организации проведения особо опасных видов работ;
- нарушения при оформлении технической документации.
Особые опасения вызывают систематически повторяющиеся нарушения, которые не только не устраняются, но и допускаются вновь на аналогичных объектах несмотря на то, что на них неоднократно указывают специалисты Приволжского управления Ростехнадзора. Например:
- не проводятся мероприятия по консервации оборудования;
- не обеспечивается укомплектованность штата работников;
- не выполняются мероприятия по обеспечению безопасной эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений;
- в системах контроля, управления и ПАЗ применяются приборы, отработавшие свой назначенный срок службы;
- отсутствуют технические средства, обеспечивающие в автоматическом режиме оповещение об обнаружении, локализации и ликвидации выбросов опасных веществ;
- не предусматриваются меры для максимального снижения выбросов в окружающую среду химически опасных веществ;
- эксплуатируются технические устройства и сооружения, отработавшие назначенный срок службы и т.д.
Причины аварийности
В Управлении отмечают, что аварии и случаи травматизма на объектах нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан не прекращаются. С 2010 по 2019 гг. на объектах нефтегазохимического комплекса произошло 25 аварий. 41 человек пострадал, из них 11 погибло.
Специалисты выделяют две ключевые проблемы отрасли, лежащие в основе аварийности.
Первая проблема — критически изношенное оборудование, которое требует более пристального внимания со стороны эксплуатирующей организации. Зачастую собственник ставит на первое место экономию, оставляя на потом вопросы безопасности.
Вторая проблема — снижение квалификации персонала, причем не только самих работников, но и их руководителей.
Кроме того, было отмечено, что одной из причин повторяемости аварий является нежелание предприятий устанавливать истинные причины аварии, следовательно, отсутствует их анализ и устранение.
Состояние оборудования
Износ по ряду типов оборудования в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей отрасли достаточно высокий.
Несмотря на обновление основных фондов на крупных предприятиях, старые производства из эксплуатации не выводятся. Износ оборудования на таких объектах достигает 70-86 %, причем общая тенденция к старению продолжается. Основной выход — своевременное диагностирование, определение остаточного ресурса для продления или замены оборудования, или, как альтернатива, своевременная экспертиза промышленной безопасности.
После проведенной Ростехнадзором реформы требования к экспертным организациям и их деятельности существенно возросли. Однако предприятия продолжают увлекаться продлением срока эксплуатации технических устройств на ОПО. Иногда они продлеваются по три и более раз, превышая все разумные сроки эксплуатации. Именно на этих объектах чаще всего и происходят аварии.
В Приволжском управлении Ростехнадзора считают, что необходимо установить предельные сроки продления эксплуатации. Это станет для предприятий стимулом обновлять оборудование, способствовать не только предупреждению аварийности, но и повышению производительности и эффективности производства.
Также следует передать право продления эксплуатации оборудования на ОПО от экспертных организаций к заводам-изготовителям оборудования, либо заводам, специализирующимся на изготовлении аналогичного оборудования.
Для информации, в 2018 г. из 23 906 поступивших заявлений о внесении сведений в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности Приволжским управлением Ростехнадзора внесено сведений в реестр по 17 307 заключениями экспертизы, по 6599 заявлениям написаны уведомления о выявленных нарушениях.
В прошлом году Управлением были проверены 102 экспертные организации. Из них соответствует лицензионным требованиям лишь 20 организаций. Применены меры административного воздействия к 69 экспертным организациям, по восьми организациям оформлены документы в суд на приостановление действия лицензии. 49 организаций либо вернули свои лицензии, либо по адресу организация не найдена, и экспертизы за ней не зарегистрированы.
Готовность персонала к авариям
Важной профилактической работой является проведение учебно‑тренировочных занятий с участием Ростехнадзора. В ходе их проведения рассматривается взаимодействие всех сил и средств, занятых в ликвидации аварии.
При подведении итогов учений в 50 % случаев действия оперативных служб и производственного персонала опасных производственных объектов оценены как неудовлетворительные (табл. 2).
Анализ практических учебных занятий, проведенных под контролем Приволжского управления Ростехнадзора, показывает, что причинами нарушений участниками локализации и ликвидации аварий являются:
- незнание в полном объеме членами нештатных аварийно-спасательных формирований порядка своих основных действий;
- недостаточность физической подготовки персонала предприятия, включенного в состав нештатных аварийно-спасательных формирований;
- отсутствие контроля за состоянием аварийно-спасательного оснащения;
- при работе в загазованной зоне нештатного формирования у одного из членов НАСФ было неисправно дыхательное оборудование;
- при обследовании места загазованности для определения границ, наличия пострадавших и оценки места разгерметизации НАСФ предприятий не обнаружили пострадавших;
- не применялись герметичные защитные костюмы для обнаружения пострадавшего в загазованной зоне;
- не обеспечивается доступ к комплекту инструментов, материалов и средств защиты для локализации и ликвидации последствии аварий на объекте;
- неверно даются указания участникам локализации, ликвидации аварий и т.д.
К сожалению, в процессе проведения учебных тревог, проводимых сотрудниками Ростехнадзора, выявляется ряд серьезных вопросов как к нештатным формированиям предприятий, так и к готовности профессиональных спасателей.
Имеются примеры, когда в ходе проведения учебных тревог профессиональные аварийно-спасательные формирования также показывают недостаточную готовность к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии.
Выявляются такие недостатки:
- отсутствие материальных ресурсов (инструментов, прокладок) для локализации и ликвидации последствий аварий;
- тушение пожара бойцами противопожарной службы осуществлялось при не отключенном электрооборудовании;
- не обеспечивается оперативное принятие мер по оказанию первой медицинской помощи и т.д.
Выводы и рекомендации
Приволжское управление Ростехнадзора рекомендовало предприятиям, эксплуатирующим опасные производственные объекты:
- пересмотреть программы и планы реконструкции, технического перевооружения, ликвидации и консервации опасных производственных объектов и производств, не отвечающих требованиям промышленной н энергетической безопасности, а также вывода из эксплуатации и замены технологического оборудования, отработавшего нормативный срок службы (эксплуатации), в части сокращения сроков реализации соответствующих планов и программ;
- разработать реальные графики по замене изношенного оборудования, включить данные программы в инвестиционную программу предприятий.
В целях предупреждения нарушений и объективного формирования инвестиционных программ в сфере промышленной безопасности:
- предусмотреть проведение технических аудитов на предмет оценки соответствия используемого оборудования, технических устройств и технологий современным требованиям, нормам и правилам;
- разработать программы по доведению до требований норм и правил действующего оборудования, технических устройств и технологий и компенсационные мероприятия на период реализации данных программ;
- с привлечением специализированных организаций провести оценку вероятных рисков возникновения аварийных ситуаций на основе цифровизации производственных процессов, мониторинга ОПО (в первую очередь I-II классов опасности), максимально исключив субъективное влияние человеческого фактора при оценке состояния оборудования, его замене и сроках диагностирования на основе производственного аудита;
- при выборе подрядных организаций для выполнения ремонтных работ, в том числе и на период плановых капитальных ремонтов, ориентироваться на имеющих необходимый опыт работы, постоянные квалифицированные кадры и соответствующую производственную базу;
- для обеспечения качественного ремонта обеспечить соблюдение запланированных сроков останова оборудования на капитальный ремонт в соответствии с дефектными ведомостями;
- обеспечить в установленном законом порядке проведение внеочередных проверок знаний норм промышленной и энергетической безопасности, производственных инструкций персонала, занятого на опасных производственных объектах и объектах энергетики, в том числе в связи с изменением законодательства в области промышленной и энергетической безопасности, не допускать к работе лиц, не прошедших в установленном порядке аттестацию или проверку знаний;
- обеспечить регулярное проведение учебно-тренировочных занятий с работниками предприятий и аварийно-спасательными формированиями, занятыми на опасных производственных объектах в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах. При проведении аттестации аварийно-спасательных служб (формирований) проверять не только наличие и состояние оборудования, но и в первую очередь умение ориентироваться на предприятии, знания и умение действовать в различных ситуациях возможного возникновения аварий.
Предприятиям, допустившим аварии и несчастные случаи, рекомендовано:
- провести анализ причин и условий произошедших аварий, инцидентов и несчастных случаев. Организовать дополнительную переподготовку и аттестацию работников в области промышленной безопасности, обучение действиям по ликвидации и локализации аварийных ситуаций лиц, занятых на опасных производственных объектах предприятия;
- при назначении на должности руководителей и специалистов в технологических целях предприятий учитывать стаж работы и профиль образования претендентов на замещение должности, не допускать при назначении на должность руководителей лиц, по чьей вине произошли аварии и несчастные случаи на профильных производствах;
- провести работу по специализированному обучению руководителей высшего и среднего звена по направлениям промышленной безопасности;
- усилить контроль за качеством проведения экспертиз промышленной безопасности. Во главе должен стоять не вопрос цены, а профессионализм и качество экспертиз.
В ходе совещания представители Ростехнадзора и промышленных предприятий смогли обсудить самые острые и насущные вопросы, обменяться мнениями. Ведь тема совещания «Безопасность объектов нефтегазового комплекса» — самая важная для сотрудников и руководителей компаний, а также для всех жителей регионов, где расположены предприятия.