Нарушение правил эксплуатации объектов хранения и переработки растительного сырья приводит к авариям
АЛЕКСЕЕВА Наталья Николаевна
старший государственный инспектор Приволжского управления Ростехнадзора
Номер журнала:
Рубрика:
Растительное сырье по потенциальной опасности вполне сравнимо с порохом — в процессе его хранения, использования и перемещения образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные возгораться от источника зажигания, а при попадании атмосферных осадков — самовозгораться, что, в свою очередь, может привести к хлопку и даже взрыву.
Неправильная эксплуатация опасных производственных объектов (ОПО), где хранится растительное сырье, недопустима — при этом создается реальная угроза жизни и здоровью людей. Халатность в этом вопросе может привести к трагедиям.
21 июля 2013 года на территории ООО «Агрофирма «Кама» (Тукаевский район, Республика Татарстан) произошла авария. При проведении работ по очистке самотечного трубопровода силоса для хранения зерна от горящего продукта (смеси зерна, шелухи с разложившимся препаратом для обеззараживания силосов) произошел взрыв в нижнем цепном транспортере. В результате произошло полное разрушение транспортера (длиной более 30 метров), при этом пострадали три работника данного предприятия, а один получил травмы, несовместимые с жизнью, и скончался. Приволжским управлением Ростехнадзора была создана комиссия по расследованию данного ЧП, которая на практике восстановила реальный ход событий, внимательно изучила материалы дела и выяснила причины произошедшего.
ООО «Агрофирма «Кама» специализируется на хранении, подготовке и обработке семян. В состав производственного объекта входит семенной цех, автоприем, установки очистки и осушки зерна, линия хранения и транспортировки зерна. Проектная мощность объекта составляет 40 тонн семян в час с единовременным хранением зерна в силосах до 40 000 тонн. 1 июля 2013 года предприятие направило заявку в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Татарская межрегиональная ветеринарная лаборатория» на проведение работ по обеззараживанию (фумигации) складов и силосов линии хранения, транспортировки зерна — это было необходимо для борьбы с вредителями хлебных запасов. Согласно договору между организациями, фумигация проводилась препаратом «Катфос».
Действующим веществом препарата «Катфос» является взрывоопасный фосфин. При попадании воды или любой другой жидкости в процесс разложения препарата «Катфос» выделение фосфина возрастает, что может создать взрывоопасную ситуацию. Эти же условия могут способствовать образованию дифосфина — горючего газа, обладающего способностью самовоспламеняться в воздухе. Закладка препарата в силосы должна производиться таким образом, чтобы газ фосфин, выделяющийся при разложении препарата, заполнил весь объем силоса. Все работы по фумигации с использованием препарата «Катфос» проводятся с соблюдением правил техники безопасности и взывопожаробезопасности, в соответствии с инструкциями.
Работы по фумигации силосов были начаты 17 июля 2013 года специалистами ФГБУ «Татарская МВЛ», в присутствии сменного мастера ООО «Агрофирма «Кама», при этом начальник фумигационной группы, ответственный за проведение обеззараживания, отсутствовал. Препарат «Катфос» был заложен в 24 силоса, несмотря на то, что в четырех из них на тот момент находилось зерно — фумигация в данном случае запрещена соответствующими правилами. Кроме того, по показаниям сменного мастера агрофирмы, работники фумигационной бригады превысили нормы расхода препарата (закладывали в каждый силос по 3 кг препарата вместо положенных 1,5 кг), видимо, чтобы затем не пришлось проводить дополнительное обеззараживание более стойких вредителей.
Фумигация силосов проводится следующим образом: сначала тщательная механическая очистка силосов, уборка отходов, пыли, затем проверка исправности выпускных задвижек и крышек загрузочных люков. После этого конусы силосов и выпускные люки герметизируют, руководитель работ по обеззараживанию совместно с представителями предприятия проводят осмотр силосных емкостей на предмет герметичности и очистки силосов с оформлением акта предварительного осмотра. Также устанавливается ограждение зоны проведения работ по обеззараживанию.
Согласно материалам расследования, а также опросам должностных лиц и свидетелей, было установлено, что технологическая схема проведения обеззараживания подкарантинных объектов специалистами ФГБУ «Татарская МВЛ» не разрабатывалась. Не было проведено и предварительное обследование силосов, не устанавливалось и ограждение зоны проведения работ по обеззараживанию. По окончании работ по фумигации специалистами лаборатории не был проведен инструктаж работникам ООО «Агрофирма «Кама» по технике безопасности на период проведения экспозиции силосов. Между тем время действия препарата составляет не менее 5 суток — соответственно, следующий этап (дегазация силосов) должен был начаться не ранее 22 июля. Но все это время на предприятии проводились работы по приемке зерна.
Согласно показаниям свидетелей, 21 июля 2013 года, после кратковременного дождя, работниками ООО «Агрофирма «Кама» было замечено возгорание под конусом силоса № 6 внутри самотечного трубопровода между ручной и электрической задвижками. В дальнейшем аналогичное возгорание произошло под другими силосами. При этом наблюдалось самовозгорание находящихся в самотечном трубопроводе остатков зерна, мякины и препарата «Катфос».
После тушения очагов возгорания порошковыми огнетушителями, для исключения дальнейшего возгорания, работники агрофирмы сняли части самотечного трубопровода между ручной и электрической задвижками под силосами для их очистки от остатков зерна с применением металлических приспособлений и инструментов. В этот момент произошел взрыв в нижнем цепном транспортере, работники были откинуты взрывной волной по сторонам и получили травмы при падении на технологическое оборудование и соприкосновении с элементами полностью разрушенного транспортера. Один из работников предприятия (принятый на должность за три дня до трагедии) скончался на месте происшествия.
При расследовании аварии, приведшей к групповому несчастному случаю, комиссией были рассмотрены две версии о причине взрыва.
По первой из них в транспортере произошел взрыв пылевоздушной смеси от разряда статического электричества. Для создания таких условий необходимо наличие взрывоопасной концентрации взрывопожароопасной среды, для воспламенения которой было бы достаточно искры разряда статического электричества. При рассмотрении материалов было установлено, что характер повреждений, а также полное отсутствие копоти и следов горения на внутренней поверхности элементов короба транспортера свидетельствует об отсутствии внутри транспортера достаточного количества пылевоздушной смеси (зерновой пыли), взрывоопасной концентрации в момент взрыва. Кроме того, контур заземления транспортера находился в исправном состоянии, и транспортер на момент взрыва не эксплуатировался, поэтому версия о возможности взрыва пылевоздушной смеси от разряда статического электричества являлась маловероятной. Какие-либо другие процессы, которые могли бы привести к появлению разрядов статического электричества, на месте происшествия не были выявлены. Таким образом, первая версия не нашла своего подтверждения.
По второй версии произошел взрыв в транспортере газо-воздушной смеси от внешнего источника. Рассматривая данную версию, комиссия предполагала, что внутри достаточно герметичного короба цепного транспортера могла создаться взрывоопасная концентрация фосфина, который образовался при проведении работ по фумигации силосов. Он мог накопиться внутри транспортера, попав в него из силосов по самотечным трубопроводам, так как при подготовке проведения работ по фумигации герметизация силосов не осуществлялась. Полное разрушение только короба транспортера свидетельствовало о том, что взрывоопасное вещество находилось в его внутреннем пространстве, ограниченном элементами конструкции. Эти элементы при взрыве нанесли повреждения находящимся в непосредственной близости пострадавшим, а также другому технологическому оборудованию. Кроме того, характер повреждений шибера электрозадвижки, установленной на самотечном трубопроводе силоса, свидетельствовал о том, что распространение взрывной волны происходило по направлению изнутри транспортера, установленного под силосами.
Также было установлено, что попадание дождевой воды внутрь силосов, не обладающих достаточной герметичностью, в которых находился препарат «Катфос», могло привести к образованию дифосфина, и его самовоспламенению, а также воспламенению имевшихся в силосах остатков зерна и мякины. Работы по разборке и очистке самотечного трубопровода силоса от тлеющих остатков зерна, мякины и препарата «Катфос» могли привести к попаданию тлеющих остатков внутрь транспортера, в котором имелось скопление фосфина — это и стало инициатором взрыва внутри транспортера. Данная версия подтвердилась и характерными повреждениями элементов конструкции транспортера.
По результатам расследования аварии, на основании изученной технической документации, осмотра места происшествия, опроса очевидцев и должностных лиц были установлены ее технические и организационные причины:
1. Работниками ООО «Агрофирма Кама» не была проведена очистка силосов от остатков сырья, а также герметизация элементов самотечного трубопровода, а работники ФГБУ «Татарская МВЛ» в свою очередь предварительно не обследовали силосы перед проведением работ по фумигации.
2. К работе на ОПО были допущены специалисты ФГБУ «Татарская МВЛ», непрошедшие обучение и аттестацию в области промышленной безопасности на объектах хранения, переработки растительного сырья; работы проводились в отсутствии лица, ответственного за проведение фумигации. ООО «Агрофирма «Кама» также не провело профессиональное обучение своих работников по профессии «Аппаратчик обработки зерна».
3. В ОАО «Агрофирма «Кама» не была разработана технологическая схема проведения обеззараживания подкарантинных объектов методом газации и работ по их дегазации. Работы по приемке зерна в силосы проводились в нарушение сроков экспозиции. Не было установлено ограждение зоны проведения работ по фумигации силосов хранения зерна. Работниками лаборатории были превышены нормы расхода препарата «Катфос» при закладке в силосы.
4. ООО «Агрофирма «Кама» не идентифицировало и не зарегистрировало в государственном реестре опасных производственных объектов (ОПО) объект, включающий в себя линию хранения, транспортировки зерна участка приемки, хранения и обработки зерна. Также у предприятия отсутствует договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца ОПО за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, не разработаны Положение об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО, Положение о порядке проведения технического расследования причин аварий, инцидентов на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, План ликвидации аварий и защиты персонала на ОПО хранения, переработки растительного сырья (ПЛА), Технический паспорт взрывобезопасности ОПО. Не назначены приказами по предприятию лица, ответственные за осуществление производственного контроля, а также лица, ответственные за исправное состояние и безопасную эксплуатацию ОПО. Не проводятся учебно-тренировочные занятия по действиям персонала в аварийных ситуациях.
5. У ФГБУ «Татарская МВЛ» отсутствует договор обязательного страхования гражданской ответственности владельца, осуществляющего деятельность по хранению токсичных веществ, за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
По результатам проведенного расследования аварии виновными были признаны юридическое лицо ООО «Агрофирма «Кама», его директор, руководитель семенного завода, инженер по охране труда, также юридическое лицо ФГБУ «Татарская МВЛ», его директор, начальник фумигационной группы и специалист, который допустил превышение норм расхода препарата «Катфос».
По итогам расследования Приволжское управление Ростехнадзора привлекло к административной ответственности ООО «Агрофирма «Кама» в виде штрафа в размере 200 тысяч рублей. Руководству ООО «Агрофирма «Кама» и ФГБУ «Татарская МВЛ» был также предписан ряд мероприятий (всего 26) по ликвидации последствий аварии и дальнейшему недопущению ЧП с установленными сроками на устранение. Материалы расследования переданы в прокуратуру и следственный комитет для назначения уголовного наказания в отношении нарушителей.
Кроме того, в данный момент проводится внеплановая проверка обеих задействованных в аварии организаций Приволжским управлением Ростехнадзора. Если ситуация не изменится, будет принято решение о приостановлении деятельности юридических лиц.