Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

март 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Постановлением от 29.12.2023 № 2386 Правительство России утвердило структуру и функции единой цифровой платформы в социальной сфере. Постановление вступило в силу с 1 января 2024 г., за исключением отдельных положений.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 02 (202), февраль, 2024
В номере:

Теги

Наказания за загрязнение окружающей среды для предприятий, которые не внедряют новые технологии, вырастут в 100 раз

 
КИРИЛЛОВ  Владимир Владимирович, руководитель Федеральной  службы по надзору в сфере  природопользования

КИРИЛЛОВ Владимир Владимирович
руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

Номер журнала: 

Рубрика: 

Вопросы «накопленного» экоущерба обсуждались еще в прошлом году в ходе заседания президиума Государственного Совета РФ. В недавнем времени эта тема была вновь поднята на высоком государственном уровне. 15 июня 2012 года руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования В.В.Кириллов провел совещание, посвященное данной тематике — с акцентом на проблемы, характерные для регионов Приволжского федерального округа. По поручению Полномочного представителя Президента России в ПФО М.В Бабича в работе совещания принял участие помощник полпреда М.Г. Косой.
Выступая на совещании, глава Рос-природнадзора, в частности, отметил следующее: «9 июня прошлого года в г. Дзержинске состоялось заседание президиума Госсовета Российской Федерации по экологии под председательством Президента России. По итогам заседания Президентом были даны конкретные поручения по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба на территории г. Дзержинска. Со времени проведения Госсовета прошел год, и сегодня на совещании мы рассмот-рим вопросы, касающиеся выполнения данных Президентом поручений конкретно по каждому объекту».
Заместитель начальника Департамента Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу В.Е. Пономарев привел конкретные данные о проблемах, существующих в этой сфере и работе, проводимой для их устранения.
Доля промышленного производства ПФО в экономике России сос-тавляет около 24 %.
Основной производственный потенциал Приволжского федерального округа сосредоточен в Респуб-
ликах Татарстан и Башкортостан, Самарской, Пермской и Нижегородской областях. На их долю приходится более 70 % промышленной продукции округа. Здесь расположены предприятия топливной, химической и неф-техимической промышленности, машиностроения, черной и цветной металлургии, судостроительные, станкостроительные и др. производственные компании.
Высокий природно-ресурсный потенциал округа, развитые промышленность и сельское хозяйство обуславливают значительную антропогенную нагрузку на природную среду. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос ликвидации накопленного экологического ущерба в результате прошлой хозяйственной деятельности.
По предварительной информации Департамента Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу на территории округа находится 169 объектов накопленного экологического ущерба.
Одним из широко распространенных типов накопленного экологического ущерба являются заг-рязненные земли промышленных площадок и соп-редельные территории действовавших в прошлом химических, металлургичес-ких, деревоперерабатывающих и других видов производств.
Наиболее ярким примером подобных объектов являются расположенные на территории г. Дзержинска Нижегородской области: полигон ТБО «Игумново», свалка и захоронение опасных промышленных отходов («Черная дыра») бывшего производства ОАО «Оргсинтез», шламонакопитель («Белое море») завода «Капролактам»  ОАО «Сибур-Нефтехим» и законсервированные химически загрязненные инфраструктурные объекты ООО «Корунд».
Также проблема накопленного ущерба связана с наличием мест размещения пришедших в негодность или запрещенных к применению пес-тицидов и агрохимикатов, накопившихся в период широкомасштабной химизации сельского хозяйства, которые в настоящее время являются бесхозяйными.
В 11-ти регионах округа (500 мест размещения) находятся почти 4000 тонн пестицидов и агрохимикатов, из них 33,8 % — бесхозяйных и 44,2 % — несанкционированных. Наибольшее количество пестицидов накоплено в Саратовской (1587 тонн), Кировской (610 тонн) и Пензенской  (368,5  тонн) областях.
Широко распространенным проявлением накопленного экологического ущерба являются большие площади загрязнения нефтью и неф-тепродуктами, возникшие в результате функционирования нефтехимических предприятий или размещения складов нефтепродуктов.
Практически во всех регионах округа в той или иной степени проводятся работы по выявлению и оценке негативных изменений окружающей среды, связанных с влиянием последствий прошлой хозяйственной деятельности. Вместе с тем, данная работа осуществляется несистемно. 
Одной из основных причин, препятствующих проведению систематизированной работы в данном нап-равлении как на федеральном, так и на региональном уровне является отсутствие закрепления в законодательстве понятия накопленного экологического ущерба, порядка и методик отнесения объектов прошлой хозяйственной деятельности к объектам накопленного экологического ущерба, проведения их инвентаризации и ранжирования, отсутствие определения и разграничения полномочий в сфере оценки и ликвидации накопленного экологического ущерба.
В связи с изложенным в настоя-щее время представляется необходимым совершенствование нормативно-правового регулирования, вопросов ликвидации последствий негативного воздействия на окружающую среду и возмещения ущерба, нанесенного и накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности.
В целях решения проблемы «экологического ущерба» представляется перспективным и целесообразным использование механизмов государственно-частного партнерства для решения проблем ликвидации «экологического ущерба», в том числе на основе финансовых институтов развития.
Во всех регионах округа сущес-твуют проблемы с размещением и утилизацией отходов производства и потребления. Практически отсутствуют предприятия по сортировке и переработке бытовых отходов. Объекты размещения отходов в большинстве случаев не отвечают нормативным требованиям, их проектная вместимость в основном исчерпана. Существующая сеть специализированных полигонов твердых бытовых отходов (ТБО) неравномерно распределена по площади субъектов. На территориях муниципальных образований не организованы системы сбора и вывоза отходов. С учетом увеличения количества упаковочной тары, тарифов по размещению ТБО указанные причины способствуют образованию большого количества стихийных свалок (особенно в сельской местности). Практически во всех регионах округа ведутся региональные кадастры отходов. Автоматизированные системы ведения регионального кадастра отходов внедрены в Республике Башкортостан, Удмуртской Республике, Чувашской Респуб-лике, Самарской и Саратовской областях, планируются  к внедрению в Республике Марий Эл, Кировской и Оренбургской областях.
Для выполнения задач государственной политики в области экологического развития в целях снижения антропогенной нагрузки на окружающую среду предлагается:
- проработать и закрепить вопрос ответственности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также хозяйствующих субъектов по ликвидации накопленного экологического ущерба;
- разработать и реализовать целевые программы по снижению удельных показателей выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, образования отходов по видам экономической деятельности до уровня, соответствующего аналогичным показателям, достигнутым в экономически развитых странах;
- для решения задачи восстановления нарушенных естественных экологических систем провести инвентаризацию территорий с целью установления районов с неблагоп-риятной экологической обстановкой для осуществления программ, нап-равленных на минимизацию негативного воздействия на окружающую среду и ликвидацию экологического ущерба, связанного с прошлой экономической и иной деятельностью; организация работ по оценке и поэтапной ликвидации экологичес-ких последствий прошлой экономической и иной деятельности;
- разработать комплекс мер по экономическому стимулированию организаций, использующих отходы в качестве вторичного сырья и энергоносителей, осуществляющих деятельность по утилизации и захоронению отходов, включая льготное кредитование, налоговые льготы и госинвестиции (софинансирование);
- для недопущения дальнейшего накопления экологического ущерба проработать вопрос по формированию у населения, прежде всего, у молодежи, экологически ответственного мировоззрения; развить систему подготовки и повышения квалификации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности руководителей организаций и соответствующих специалистов. 

Все статьи рубрики