Весной ООО «Газпром трансгаз Чайковский» традиционно дает старт участию работников предприятия в разного рода экологических акциях. Так, в мае газовики поддержали всероссийскую акцию «Зеленая весна», международную акцию «Сад памяти» и провели в Чайковском собственную акцию «Зеленый город».  Всего в экологических акциях предприятия приняли участие более двух с половиной тысяч человек.

Статья находится в свободном доступе благодаря Газпром Трансгаз Чайковский
Гимадиев Алмаз Тагирович, руководитель по охране труда и промышленной безопасности ПАО «Нижнекамскнефтехим»

Промышленная безопасность и охрана труда только для непосвященных могут показаться застывшим и не подлежащим переменам явлением. На самом деле там все постоянно меняется: жизнь выдвигает новые требования. Кроме этого, подходы к промбезопасности и охране труда на «Нижнекамскнефтехиме» корректируются в соответствии с корпоративными требованиями СИБУРа. О том, как это происходит, нам рассказал руководитель по охране труда и промышленной безопасности ПАО «Нижнекамскнефтехим» Алмаз Гимадиев.

Статья находится в свободном доступе благодаря ПАО «Нижнекамскнефтехим»

АО «ТАИФ-НК», являясь крупнейшим нефтеперерабатывающим комплексом с высокой степенью социальной ответственности, успешно работает на благо экономики Республики Татарстан и России на протяжении многих лет.  Компания всегда считала социальную политику важнейшим направлением своей работы. Значительные средства АО «ТАИФ-НК» направляются на обучение работников, создание комфортных условий для труда и жизни, заботу о здоровье персонала, подготовку молодых кадров. Здесь понимают, что квалифицированный и сплоченный коллектив — залог успешной реализации целей компании.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК»

Свежий номер

№ 03-04 (180-181), март, 2022
В номере:

Теги

Надзор по новым правилам

Номер журнала: 

Рубрика: 

Законопроект №  850621-7 разработан в рамках «регуляторной гильотины», механизм которой подразумевает отмену с 01.01.2021 г. нормативных правовых актов, устанавливающих требования, соблюдение которых проверялось надзорными органами, и введение в действие новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанные с учетом современного уровня технологического развития и риск-ориентированного подхода.  
Законопроект по замыслу разработчиков должен устранить недостатки действующего правового регулирования государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее надзор), ликвидировать пробелы и отсутствие системности,  перевести акцент с проведения проверок, являющихся наиболее затратным мероприятием как для бизнеса, так и для контрольно-надзорных органов, на профилактические мероприятия. Ожидается, что в случае принятия законопроекта административное давление на предприятия и  организации значительно снизится. Предполагается, что Федеральный закон вступит в силу с 01.01.2021 г. Очевидно, что текст будущего закона будет корректироваться с учетом поправок, внесенных депутатами.  Рассмотрим некоторые аспекты текущей версии законопроекта.

Органы государственного контроля (надзора)

В соответствии с законопроектом полномочиями контрольно-надзорных органов  наделяются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, территориальные органы, территориальные, объектовые и иные структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Предусматривается возможность осуществления в отдельных сферах деятельности государственного контроля (надзора) органами государственных внебюджетных фондов, государственными корпорациями, публично-правовыми компаниями. Кроме того, могут быть наделены полномочиями по надзору государственные и муниципальные учреждения.

Законопроектом предлагается установить, что выбранное инспектором контрольно-надзорное мероприятие должно быть соразмерно вреду (ущербу), который причинен или может быть причинен охраняемым законом ценностям. 

Декларируются принципы надзора: законность, соразмерность вмешательств в деятельность контролируемых лиц, охрана прав и законных интересов контролируемых лиц, недопустимость злоупотребления правом, уважение достоинства личности, деловой репутации организации, сохранение коммерческой и служебной тайны, недопустимость множественного государственного контроля (надзора), муниципального контроля, результативность, эффективность, объективность, открытость и доступность информации 
об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, оперативность и разумность.
Законопроектом предусматривается прямой запрет органам государственного контроля (надзора) на установление ключевых показателей видов контроля, основанных на количестве проведенных контрольно-надзорных и профилактических мероприятий, количестве выявленных нарушений и количестве контролируемых лиц, привлеченных к ответственности.  Ключевые показатели видов контроля должны отражать уровень устранения риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере деятельности.

Действие закона

Положения законопроекта предлагается распространить на отношения, связанные с организацией и осуществлением всех видов надзора. 
На некоторые виды надзора закон распространяться не будет: таможенный контроль; государственный финансовый контроль;  контроль над деятельностью региональных операторов в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации; контроль над соблюдением законодательства о государственном оборонном заказе; надзор в области безопасности дорожного движения в части деятельности полиции; надзор в области использования атомной энергии; контроль над обеспечением защиты государственной тайны; надзор за обеспечением безопасности объектов ТЭК; контроль над частной детективной и охранной деятельностью; надзор за деятельностью некоммерческих организаций и другие.
Законопроектом предусматривается обязательность принятия положений о каждом виде надзора. 
Категории риска причинения вреда (ущерба)
 Контрольно-надзорный орган при осуществлении надзора относит объекты контроля к одной из следующих категорий риска:
1) чрезвычайно высокий риск причинения вреда (ущерба);
2) высокий риск причинения вреда (ущерба);
3) значительный риск причинения вреда (ущерба);
4) средний риск причинения вреда (ущерба);
5) умеренный риск причинения вреда (ущерба);
6) низкий риск причинения вреда (ущерба).

Ожидается, что в случае принятия законопроекта административное давление на предприятия и  организации значительно снизится.

Объект контроля, в отношении которого установлен режим постоянного государственного контроля (надзора), относится к категории чрезвычайно высокого риска. Такой режим заключается в возможности постоянного пребывания представителей надзирающего органа (далее инспекторов) на производственных объектах, проведения мероприятий по контролю над состоянием безопасности и выполнением мероприятий по обеспечению безопасности.
При отнесении  объектов  к той или иной категории риска будут учитывать тяжесть и вероятность причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям в результате наступления негативных событий (масштаб последствий), а также вероятность несоблюдения контролируемыми лицами обязательных требований, то есть его добросовестность.  
В случае если объект контроля не отнесен контрольно-надзорным органом к определенной категории риска, он считается отнесенным к категории низкого риска.
Решение об изменении категории риска должно приниматься контрольно-надзорным органом в течение пяти рабочих дней в случае поступления сведений о его соответствии иной категории либо изменения критериев риска. 

Выбор и периодичность мероприятий

Законопроектом предлагается установить, что выбранное инспектором контрольно-надзорное мероприятие должно быть соразмерно вреду (ущербу), который причинен или может быть причинен охраняемым законом ценностям. 
Проведение надзора с целью оценки соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контрольно-надзорными органами в отношении одного и того же объекта контроля не допускается.
Для объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска, устанавливается максимальная частота проведения плановых контрольно-надзорных мероприятий — не менее одного, но не более двух мероприятий в год, если для постоянного государственного контроля (надзора) не установлено иное. 
Для объектов контроля, отнесенных к категориям высокого или значительного риска, устанавливается средняя частота проведения плановых контрольно-надзорных мероприятий, но не менее одного мероприятия в четыре года и не более одного мероприятия в два года.
Для объектов контроля, отнесенных к категориям среднего и умеренного риска, устанавливается минимальная частота проведения плановых контрольно-надзорных мероприятий, но не менее одного мероприятия в  шесть лет и не более одного мероприятия в три года.
Плановые контрольно-надзорные мероприятия в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска причинения вреда (ущерба), не проводятся.

Единый реестр и электронный документообмен

Для информирования контролируемых лиц о контрольно-надзорных мероприятиях, обеспечения их учета ведется единый реестр контрольно-надзорных мероприятий.
Проведение контрольно-надзорных мероприятий, информация о которых на момент их начала в едином реестре отсутствует, не допускается. В этом случае контролируемое лицо вправе отказаться от взаимодействия с инспектором контрольно-надзорного органа. Оператор  единого реестра контрольно-надзорных мероприя-
тий — Генеральная прокуратура РФ.
Вообще  положениям об использовании информационных технологий при проведении надзора уделено в законопроекте большое внимание. Фактически речь идет о полноценной цифровизации надзора, повышающей его эффективность и снижающей издержки граждан и организаций.  Ожидается, что это позволит обеспечить прозрачность и достоверность проведения контрольно-надзорных мероприятий, не допустить злоупотреблений со стороны должностных лиц.  
Законопроект предусматривает осуществление электронного документооборота между контрольно-надзорным органом и организациями. 
Так, документы, составляемые контрольно-надзорным органом при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, выполняются в форме электронного документа и подписываются уполномоченными должностными лицами контрольно-надзорного органа усиленной квалифицированной электронной подписью. 
Также через интернет организацией подаются ходатайства, жалобы, замечания, возражения, представляются доказательства, а также документы и сведения иного характера, для чего будет создан специальный личный кабинет. Контрольно-надзорные органы могут сообщать организациям о своих действиях и решениях не только через личный кабинет, но и через Единый портал государственных услуг. Возможность подачи документов в письменной форме (на бумажном носителе) сохраняется только для граждан. 

Проверочные листы

Для оптимизации проведения контрольно-надзорных мероприятий надзорными органами формируются и утверждаются проверочные листы — списки контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований. Проверочные листы не подлежат государственной регистрации. 
Проверочные листы применяются при проведении выездного обследования, инспекционного визита, рейда, выездной проверки.
Для применения инспектором при проведении внеплановых контрольно-надзорных мероприятий проверочные листы разрабатываются по индикаторам риска причинения вреда (ущерба). Как сказано в законопроекте: в качестве индикаторов риска причинения вреда (ущерба) используются в том числе сведения, содержащиеся в информационных ресурсах, обеспечивающих маркировку, прослеживаемость, учет, автоматическую фиксацию информации и иных сведений об объектах контроля. Перечень индикаторов риска причинения вреда (ущерба) по видам контроля и порядок их выявления будут утверждаться дополнительно.
При проведении контрольно-надзорных мероприятий инспектор заполняет проверочные листы в электронной форме и заверяет усиленной квалифицированной электронной подписью.

Права контролируемых

Контролируемое лицо при проведении профилактического мероприятия, контрольно-надзорного мероприятия имеет право:
- присутствовать при проведении профилактического мероприятия, контрольно-надзорного мероприятия, давать пояснения по вопросам их проведения;
- получать от инспектора информацию, относящуюся к предмету профилактического мероприятия, контрольно-надзорного мероприятия, предусмотренную федеральными законами;
- получать от контрольно-надзорного органа информацию о сведениях, которые стали основанием для проведения внепланового контрольно-надзорного мероприятия, в том числе если мероприятие проводится по требованию прокурора;
-  знакомиться с результатами контрольно-надзорных действий, контрольно-надзорных мероприятий, указывать о своем согласии или несогласии с ними;
-  обжаловать действия (бездействие)  инспектора в досудебном (внесудебном) и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
-  привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к  участию в проведении контрольно-надзорных мероприятий (за исключением контрольно-надзорных мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие контрольно-надзорного органа с контролируемыми лицами).
Также законопроект закрепляет право проверяемого на возмещение вреда (ущерба), причиненного при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Законопроект предусматривает возможность освобождения контролируемого лица от проведения контрольно-надзорных мероприятий в случае заключения контролируемым лицом со страховой организацией договора страхования рисков причинения вреда (ущерба).

Ограничения полномочий инспектора

Инспектор не вправе:
- оценивать соблюдение обязательных требований, если оценка соблюдения таких требований не относится к полномочиям контрольно-надзорного органа;
-  проводить контрольно-надзорные мероприятия, совершать контрольно-надзорные действия, не предусмотренные приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) контрольно-надзорного органа;
- проводить контрольно-надзорные мероприятия в случае отсутствия при проведении указанных мероприятий контролируемого лица, за исключением контрольно-надзорных мероприятий, при проведении которых не требуется взаимодействие с контролируемым лицом, а также случаев, когда оценка обязательных требований может быть проведена вне зависимости от присутствия контролируемого лица при проведении контрольно-надзорного мероприятия, а контролируемое лицо было надлежащим образом уведомлено о проведении контрольно-надзорного мероприятия;
- отбирать пробы (образцы) продукции (товаров), материалов, веществ для проведения их исследований (испытаний), измерений с нарушением установленных требований к их отбору, в том числе в количестве, превышающем нормы, установленные документами по стандартизации, правилами отбора проб (образцов) и методами их исследований (испытаний) и измерений, техническими регламентами или иными нормативными техническими документами, правилами, методами исследований (испытаний) и измерений и иными документами;
- требовать представления документов, информации, проб (образцов) продукции (товаров), материалов, веществ, если они не относятся к предмету контрольно-надзорного мероприятия, а также изымать оригиналы таких документов;
- требовать от контролируемого лица представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций;
- распространять информацию и сведения, полученные в результате осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и составляющие государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- требовать от контролируемого лица представления документов, информации ранее даты начала проведения контрольно-надзорного мероприятия;
- осуществлять выдачу контролируемым лицам предписаний или предложений о проведении за их счет контрольно-надзорных мероприятий и контрольно-надзорных действий;
- превышать установленные сроки проведения контрольно-надзорных мероприятий;
- препятствовать осуществлению контролируемым лицом, присутствующим при проведении профилактического, контрольно-надзорного мероприятия, фото- и видеосъемки, если совершение указанных действий не запрещено федеральными законами и если эти действия не создают препятствий для проведения контрольно-надзорных мероприятий.

Контрольно-надзорное производство

Законопроектом вводится понятие контрольно-надзорного производства, в рамках которого действия инспектора и других участников регламентированы. 
Так, установлено, что контрольно-надзорные мероприятия могут проводиться только после открытия контрольно-надзорного производства. Основаниями для открытия контрольно-надзорного производства являются:
- наличие в сведениях, являющихся поводом для проведения контрольно-надзорного мероприятия, индикатора риска причинения вреда (из информации в СМИ, госоргана, обращений граждан);
- наступление сроков проведения контрольно-надзорных мероприятий, включенных в план  проверок;
-  поручение Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации; 
-  требование прокурора о проведении контрольно-надзорного мероприятия  по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Если в процессе проведения контрольно-надзорного мероприятия, не являющегося выездной проверкой, выявлены нарушения обязательных требований, за которые предусмотрена административная ответственность,  и данные нарушения не могут быть в полной мере оценены в рамках проведенного контрольно-надзорного мероприятия, инициируется дополнительное контрольно-надзорное мероприятие. Такое мероприятие проводится только по согласованию с прокуратурой.  
При проведении дополнительного контрольно-надзорного мероприятия запрещается требовать от контролируемого лица представления документов, которые уже были представлены им в ходе предыдущего контрольно-надзорного мероприятия.
Согласно законопроекту контрольно надзорное производство может включать не более двух контрольно-надзорных мероприятий по одному основанию в отношении одного объекта контроля. 

Законопроектом вводится понятие контрольно-надзорного производства, в рамках которого действия инспектора и других участников регламентированы.

Отвод участников производства

Законопроект устанавливает обстоятельства, исключающие участие в контрольно-надзорном производстве инспектора и  эксперта. 
Так, инспектор не может участвовать в контрольно-надзорном производстве, если он является близким родственником контролируемого лица   или близким родственником лица, которому причинен вред (ущерб) деятельностью контролируемого лица, в отношении которого открыто контрольно-надзорное производство. 
Инспектор в таком случае  обязан заявить самоотвод. Отвод инспектору может быть заявлен  по тем же основаниям контролируемым лицом.  Самоотвод или отвод может быть заявлен на любой стадии проведения контрольно-надзорного производства. 
Если будет установлено, что инспектор знал об основании для самоотвода, но не заявил о нем и проводил контрольно-надзорное мероприятие,  результаты этого мероприятия будут признаны недействительными.

Виды контрольно-надзорных мероприятий

В проекте закона имеется тезис, что контрольно-надзорное мероприятие — комплекс взаимосвязанных действий, включающих контрольно-надзорные действия. 
Законопроект определил перечень видов контрольно-надзорных мероприятий В их числе: выездная проверка, выездное обследование, контрольная закупка, мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейд и т. д. Поясним некоторые:


  - Выездное обследование — мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом в целях визуальной оценки соблюдения им обязательных требований.
  - Контрольная закупка — в ходе мероприятия инспектором совершаются действия по созданию ситуации для осуществления сделки в целях оценки соблюдения обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям. Контрольная закупка может проводиться с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, включая сеть интернет.
  - Мониторинговая закупка — инспектором совершаются действия по созданию ситуации для осуществления сделки (закупки) в целях последующего направления продукции (товаров), результатов работ, услуг на испытание, экспертизу, проведения исследования выполненных работ, оказанных услуг на предмет соответствия реализуемой продукции (товаров), результатов работ, услуг обязательным требованиям по качеству и безопасности. Может проводиться с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, включая сеть интернет.
  - Выборочный контроль — мероприятие, проводимое по месту хранения и (или) реализации гражданами, организациями продукции (товаров), представляющее собой изъятие образцов продукции (товаров) в целях подтверждения их соответствия обязательным требованиям по безопасности и (или) качеству. О проведении выборочного контроля контролируемые лица не уведомляются. Срок проведения выборочного контроля определяется временем, которое обычно используется для отбора проб (образцов) соответствующей продукции (товаров) и проведения необходимых экспертиз.
  - Рейд проводится в целях оценки соблюдения требований по использованию (эксплуатации) объектов контроля, которыми владеют несколько лиц, осуществления деятельности или совершения действий контролируемых лиц на определенной территории. В рейде могут участвовать сразу несколько надзорных органов. 
  - Инспекционный визит — контрольно-надзорное мероприятие, проводимое посредством взаимодействия с конкретным контролируемым лицом и (или) владельцем (пользователем) производственного объекта в целях предотвращения риска причинения вреда (ущерба). В ходе инспекционного визита могут совершаться следующие контрольно-надзорные действия: осмотр; опрос; получение письменных объяснений; инструментальное обследование.
Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта. Срок проведения инспекционного визита в одном месте осуществления деятельности либо на одном производственном объекте (территории) не может превышать один рабочий день. 
  - Документарная проверка проводится по месту нахождения контрольно-надзорного органа, предметом проверки являются исключительно сведения, содержащиеся в документах контролируемых лиц, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований, исполнением решений контрольно-надзорного органа.
  - Выездная проверка проводится по месту нахождения контролируемого лица (месту осуществления деятельности, месту нахождения производственных объектов). Выездная проверка проводится, если не представляется возможным удостовериться в полноте и достоверности сведений, которые содержатся в документах и объяснениях контролируемого лица, а также нет возможности  оценить соответствие его деятельности и объектов контроля обязательным требованиям без выезда на место.
Внеплановая выездная проверка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры. 
Срок проведения выездной проверки не может превышать 10 рабочих дней. В отношении малого предприятия  срок выездной проверки не может превышать 50 часов и 15 часов для микропредприятия.

Профилактические мероприятия

Новый подход к контрольно-надзорной деятельности, как говорилось ранее, делает акцент на превентивных мерах. 
Законопроектом предлагается закрепить целый ряд механизмов профилактической работы. Кроме уже применяемой меры — объявление предостережения — появились  новые, например, профилактический визит. 
При этом законопроект исходит из того, что участие в профилактических мероприятиях — это право, а не обязанность контролируемых лиц. Профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе. Проведение  профилактических мероприятий способно напрямую повлиять на уменьшение количества и интенсивности применяемых к ним контрольно-надзорных мероприятий.
Остановимся на некоторых профилактических мероприятиях:

  - Информирование осуществляется с целью предупреждения нарушений обязательных требований, если сведений об этих требованиях недостаточно или они сложны для понимания.  Информирование осуществляется посредством размещения соответствующих сведений на официальном сайте контрольно-надзорного органа, в личном кабинете контролируемого лица, в СМИ и в иных формах. 
  - Консультирование — устные разъяснения (консультации), которые дает инспектор контролируемым лицам и их представителям по вопросам, связанным с соблюдением обязательных требований и осуществлением надзора, в том числе в рамках проведения контрольно-надзорных мероприятий. Может осуществляться уполномоченным инспектором по телефону, на личном приеме или в ходе проведения контрольно-надзорного мероприятия.
По итогам консультирования письменная информация контролируемому лицу не предоставляется. Информация, ставшая известной инспектору в ходе консультирования, не может использоваться контрольно-надзорным органом для целей оценки действий контролируемого лица по соблюдению обязательных требований. 
  - Профилактическое сопровождение осуществляется на основании заявления контролируемого лица путем заключения соглашения между контролируемым лицом и контрольно-надзорным органом. Последний предварительно оценивает состояние выполнения обязательных требований  контролируемым лицом и затем предоставляет рекомендации об оптимальном способе их соблюдения. 
  - Самообследование осуществляется в автоматизированном режиме с помощью информационной системы контрольно-надзорного органа. Контролируемые лица, получившие высокую оценку соблюдения ими обязательных требований, вправе принять декларацию соблюдения обязательных требований. 
Декларация соблюдения обязательных требований направляется контролируемым лицом в контрольно-надзорный орган, который осуществляет ее регистрацию и размещает на своем официальном сайте. Срок действия декларации соблюдения обязательных требований определяется положением о виде контроля, но не может быть менее одного года и более трех лет с момента регистрации декларации контрольно-надзорным органом.
 Плановые контрольно-надзорные мероприятия в отношении данного контролируемого лица не проводятся на протяжении всего срока действия зарегистрированной декларации соблюдения обязательных требований.
  - Профилактический визит проводится инспектором в форме профилактической беседы по месту осуществления деятельности контролируемого лица. В ходе профилактического визита инспектором может осуществляться сбор сведений, необходимых для отнесения объектов контроля к категориям риска.
Обязательное проведение профилактических визитов предлагается  предусмотреть в отношении новичков — контролируемых лиц, только приступающих к осуществлению деятельности в определенной сфере, а также в отношении объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска. О проведении обязательного профилактического визита контролируемое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за пять дней до даты его проведения.
Контролируемое лицо вправе отказаться от проведения обязательного профилактического визита, уведомив об этом контрольно-надзорный орган не позднее чем за три дня до даты его проведения. Выявленные в ходе профилактического визита нарушения обязательных требований не могут являться основанием для выдачи гражданину, организации предписания об устранении нарушений. 

Дистанционный контроль

К механизмам уменьшения интенсивности контрольно-надзорной деятельности относится также «дистанционный контроль» — мониторинг сведений об объектах контроля с дистанционным использованием работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, иных средств сбора или фиксации информации и (или) автоматизированных информационных систем сбора и обработки данных.

Профилактические мероприятия, в ходе которых осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами, проводятся только с согласия данных контролируемых лиц либо по их инициативе.

Дистанционный мониторинг осуществляется по добровольному решению контролируемого лица. Предприятия, находящиеся в режиме мониторинга, освобождаются от плановых контрольно-надзорных мероприятий в отношении обязательных требований, являющихся предметом такого мониторинга.  Техническое оснащение и сопровождение мониторинга на объектах производятся за счет контролируемого лица. Порядок организации и осуществления мониторинга устанавливается положением о виде контроля, соглашением между контрольно-надзорным органом и контролируемым лицом.
Однако федеральным законом о виде контроля может быть предусмотрен обязательный мониторинг в отношении контролируемых лиц. Техническое оснащение и сопровождение обязательного мониторинга производятся в этом случае за счет средств соответствующего государственного бюджета. 

Независимая оценка соблюдения обязательных требований

 Контролируемые лица вправе в добровольном порядке подтверждать соблюдение обязательных требований, используя негосударственные формы контроля. В случае если в отношении контролируемого лица проведен негосударственный контроль, плановые и внеплановые контрольно-надзорные мероприятия по соответствующему предмету контроля не проводятся.
Предполагается, что федеральным законом о виде контроля может быть предусмотрена замена государственного контроля (надзора) независимой оценкой организациями, аккредитованными в соответствии с законодательством РФ. Независимая организация информирует контрольно-надзорные органы о выданных контролируемым лицам заключениях о соответствии. В случае причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям со стороны контролируемого лица независимая организация несет субсидиарную ответственность с контролируемым лицом перед потерпевшими.
Федеральным законом о виде контроля могут быть также предусмотрены случаи замены осуществления государственного контроля (надзора) контролем, осуществляемым саморегулируемой организацией за деятельностью своих членов. 

Страхование рисков причинения вреда (ущерба)

Еще одно нововведение — законопроект предусматривает возможность освобождения контролируемого лица от проведения контрольно-надзорных мероприятий в случае заключения контролируемым лицом со страховой организацией договора страхования рисков причинения вреда (ущерба).
Объектом договора страхования рисков являются имущественные интересы контролируемого лица, связанные с его обязанностью возместить вред (ущерб) охраняемым законом ценностям, причиненный вследствие нарушения контролируемым лицом обязательных требований.

Предприятия, находящиеся в режиме мониторинга, освобождаются от плановых контрольно-надзорных мероприятий в отношении обязательных требований, являющихся предметом такого мониторинга. 

Исполнение предписаний

Законодатель предлагает при определении срока исполнения контролируемым лицом решения контрольно-надзорного органа учитывать характер нарушения обязательных требований, степень и размер вреда (ущерба), который причинен или может быть причинен охраняемым законом ценностям в результате нарушения обязательных требований. Кроме того, учитывается имущественное и финансовое положение контролируемого лица.
При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение решения невозможно в установленные сроки, контрольно-надзорный орган может отсрочить исполнение решения на срок до шести месяцев.

Защита прав контролируемых лиц

Специальной главой законопроекта обеспечиваются гарантии и защита прав контролируемых лиц. Урегулирован порядок возмещения вреда, причиненного при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Важной гарантией соблюдения прав граждан и организаций являются положения законопроекта о возможности признания результатов контрольно-надзорных мероприятий недействительными в случае грубых нарушений требований к организации и осуществлению надзора. В соответствии с законопроектом после признания недействительными результатов контрольно-надзорного мероприятия повторное внеплановое контрольно-надзорное мероприятие в отношении данного контролируемого лица может быть проведено только по согласованию с прокуратурой, вне зависимости от вида контрольно-надзорного мероприятия и основания для его проведения. 
В настоящее время законопроект обсуждается Государственной Думой, а также органами законодательной власти субъектов. Очевидно, что важность предмета требует самой тщательной проработки всех пунктов и позиций.  

При подготовке материала использовалась информация сайтов government.ru, sozd.duma.gov.ru.

Все статьи рубрики