Можно ли обжаловать действия инспектора государственного пожарного надзора?
МАЛКИН Александр Владимирович
начальник ГУ МЧС России по Республике Марий Эл, генерал-майор
Номер журнала:
Рубрика:
Действия органа, исполняющего государственную функцию, а также его должностных лиц могут быть обжалованы как в досудебном, так и в судебном порядке. Порядок обжалования подробно приведен в разделе 5 Административного регламента Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 28 июня 2012 года № 375.
При досудебном порядке обжалования жалоба заинтересованного лица направляется: либо руководителю органа государственного пожарного надзора (далее ГПН), выдавшего распоряжение о проведении проверки, на решение или действие (бездействие) его подчиненных; либо руководителю вышестоящего органа ГПН на решение или действие любых должностных лиц нижестоящего органа ГПН.
Уже на стадии направления жалобы важно учесть, что по общему правилу жалоба в орган государственного пожарного надзора должна быть направлена в течение 15 дней с момента принятия оспариваемых решений и (или) осуществления оспариваемых действий должностным лицом органа ГПН, но если оспариваемым является постановление по делу об административном правонарушении, то жалоба должна быть подана не позднее 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Жалоба рассматривается должностным лицом ГПН, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, но если рассматриваемая жалоба на постановление по делу об административном правонарушении, то она подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела. Следует отметить, что обжалование решений по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях осуществляется в порядке, предусмотренном КоАП РФ.
По результатам рассмотрения жалобы принимаются меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов заинтересованного лица, дается письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов.
Если заявитель не удовлетворен решениями, принятыми по результатам досудебного рассмотрения его жалобы, он в праве защищать свои права в судебном порядке. При этом важно знать, что решения должностных лиц могут обжаловаться либо в судах общей юрисдикции, либо в арбитражных судах, все зависит от подведомственности конкретного дела.
Заинтересованное лицо, направляющее жалобу на действия и решения должностных лиц органа ГПН, в обязательном порядке указывает в своей жалобе:
- наименование государственного органа, в который направляется жалоба;
- фамилию, инициалы должностного лица органа ГПН, которому подается жалоба;
- свою фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии);
- почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, уведомление о переадресации обращения;
- суть жалобы;
- личную подпись и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов заинтересованное лицо может прилагать к письменной жалобе документы и материалы либо их копии. В случае, если в письменной жалобе не указаны фамилия заявителя и (или) почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на жалобу не дается.