Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Актуальные проблемы локальных систем оповещения потенциально опасных объектов

 
Филиппов  Александр  Геннадьевич, доцент кафедры пожарной  безопасности зданий  и автоматизированных  систем пожаротушения  ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский университет  государственной  противопожарной службы», к.т.н.

Филиппов Александр Геннадьевич
доцент кафедры пожарной безопасности зданий и автоматизированных систем пожаротушения ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы», к.т.н.

Номер журнала: 

Рубрика: 

Череда техногенных и природных катастроф последних лет с большим количеством жертв привела к изданию ряда указов и распоряжений Правительства РФ, направленных на создание и восстановление в стране систем экстренного оповещения населения. В ноябре 2012 года подписан указ Президента № 1522 «О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций». В рамках реализации Указа принята Концепция создания комплексной системы информирования и оповещения населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций. В течение 2013-2014 гг. проведено совершенствование разрозненной нормативно-правовой базы.
Локальные системы оповещения
Согласно Постановлению Правительства РФ № 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» системы локального оповещения должны функционировать  на ядерно и радиационно опасных объектах (в радиусе 5 км),  химически опасных объектах (в радиусе 2,5 км), гидротехнических объектах (в радиусе 6 км).  В случае чрезвычайной ситуации (ЧС) на данных объектах необходимо гарантированное и оперативное оповещение руководителей, служб и населения. Технически это достаточно сложная задача, требующая от системы сопряжения нескольких видов каналов, поддержки различных видов оборудования и их программной интеграции (см. рис. 1).
Информирование и оповещение может осуществляться:
- с использованием общедоступных каналов связи – сетей мобильного оператора (SMS-сообщения), городской телефонной линии. Данные способы гарантированного доведения информации они обеспечить не могут. В случае SMS-рассылки также теряется оперативность передачи необходимой информации вследствие низкого приоритета SMS в сетях мобильной связи. 
- специализированными средствами: сиренами, речевыми уличными оповещателями, текстовыми и видеотабло. Это наиболее эффективный способ. Такие средства позволяют заранее определить зоны оповещения и добиться требуемых для гарантированного восприятия информации параметров.
- посредством домофонов. Данный способ позволяет оповещать адресно каждую квартиру с использованием существующих линий и оборудования.
Согласно Методическим рекомендациям МЧС локальная система оповещения в целях координаций действий должна обеспечивать информационное сопровождение деятельности ДДС муниципального района и Диспетчерской службы потенциально опасного объекта, обеспечение взаимодействия сил и средств, используемых для предупреждения и ликвидации ЧС.

Каналы связи оконечных средств оповещения с диспетчерской объекта
Одним из важнейших решений, влияющих на стоимость и надежность работы ЛСО, является выбор канала связи оконечных средств оповещения с диспетчерской объекта.
Опыт создания систем ЛСО показывает, что радиоканальное оборудование позволяет сформировать качественно новый подход к оповещению о чрезвычайных ситуациях:
- радиоканальные технологии обеспечивают высокую надежность системы. Ретрансляция сигналов и автоматическое изменение маршрута связи с пультом при невозможности связи по основным маршрутам гарантирует работу в случае ЧС;
- современные ЛСО — это комплексные системы мониторинга и оповещения о ЧС. Совмещение проводных и радиоканальных решений позволяет развертывать систему мониторинга и оповещения в труднодоступных местах и на объектах с большой плотностью кабельных линий;
- благодаря радиоканальным решениям время и стоимость создания и обслуживания оборудования значительно ниже.

Ответственность
Ответственность за создание и поддержание работоспособности локальных систем оповещения, а также своевременное оповещение населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций возлагается на администрацию предприятия. В случае распространения ЧС за границы предприятия, в пределах границ муниципального образования, а также при возникновении ЧС на территории муниципального образования  ответственность за своевременное оповещение населения возлагается на органы самоуправления. 
Лица, не принявшие надлежащих действий по созданию и поддержанию работоспособности систем оповещения или решения об оповещении населения о возможной опасности их здоровью (жизни), либо принявшие его несвоевременно, несут уголовную и административную ответственность согласно действующему законодательству вплоть до лишения свободы.

Системы экстренного оповещения и информирования населения подразделяются на:

1. Региональные. Их задача — доведение информации и сигналов оповещения до руководящего состава, специальных служб и населения субъекта РФ.
2. Муниципальные (местные). Основная задача — информирование и оповещение руководящего состава и населения муниципального образования.
3. Локальные системы оповещения (ЛСО). Данные системы разворачиваются на объектах, признанных потенциально опасными. Задача ЛСО — информирование и оповещение руководящего состава объекта, аварийно-спасательных формирований, персонала организации и населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

Статья подготовлена с использованием материалов сборника XXVII международной научно-практической конференции, посвященной 25-летию МЧС России «Актуальные проблемы пожарной безопасности».

Все статьи рубрики