МЧС России: риски осенне-зимнего периода
Максим Валерьевич
заместитель начальника Главного управления МЧС России по Нижегородской области — начальник управления надзорной деятельности и профилактической работы, заместитель главного государственного инспектора Нижегородской области по пожарному надзору
Номер журнала:
Рубрика:
Как учесть риски холодного времени года, чтобы предотвратить беду, какие нарушения выявляют сотрудники МЧС при проверках осенью и зимой? На эти и другие вопросы редакции журнала ответили в Главном управлении МЧС России по Нижегородской области.
- Какие мероприятия проводятся Главным управлением МЧС России по Нижегородской области при подготовке к осенне-зимнему пожароопасному периоду 2017-2018 гг.?
- Что касается всего необходимого комплекса мер, то уже с начала августа спланированы и реализуются мероприятия как организационного, так и профилактического характера.
С этой целью по инициативе Главного управления Правительством области приняты все необходимые документы, регламентирующие подготовку к пожароопасному сезону, в том числе Постановление Правительства Нижегородской области от 02.09.2016 г. № 599 «Об утверждении Положения о профилактике пожаров в Нижегородской области» и Распоряжение Правительства Нижегородской области от 22.08.2017 г. № 1381-р «Об обеспечении пожарной безопасности объектов и населенных пунктов в осенне-зимний пожароопасный период 2017-2017 годов», в соответствии с которым органам местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области, руководителям организаций независимо от их организационно-правовых форм в рамках своих полномочий рекомендовано проведение в установленные сроки основных подготовительных мероприятий, в том числе в части:
- разработки и включения мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований и объектов муниципальной собственности в планы и программы развития территории;
- разработки (корректировки) и организации выполнения муниципальных программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
- социального и экономического стимулирования участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами;
- обеспечения населенных пунктов источниками наружного противопожарного водоснабжения, водоподающей техникой;
- обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара, связи и оповещения населения о пожаре;
- организации обучения населения мерам пожарной безопасности;
- проведения противопожарной пропаганды в области пожарной безопасности и содействия распространению пожарно-технических знаний.
В адрес министерств области, глав администраций муниципальных районов и городских округов и руководителей организаций были направлены информационные письма с рекомендациями по подготовке подведомственных объектов и населенных пунктов к осенне-зимнему периоду.
- Предприятия и муниципальные образования активно готовятся к осенне-зимнему периоду. Какова роль МЧС России в этом процессе?
- Со стороны органов федерального государственного пожарного надзора спланировано проведение надзорно-профилактических мероприятий на территориях населенных пунктов области с принятием, при необходимости, мер административно-правового характера и информированием органов прокуратуры.
В первую очередь особое внимание уделяется эксплуатации и содержанию зданий отопительных котельных, обслуживающих жилищный фонд и социально-значимые объекты.
В целях наибольшей эффективности работы по предупреждению и предотвращению гибели и травмирования людей на пожарах Главным управлением организовано проведение с 1 сентября сезонной пожарно-профилактической операции «Жилье», в рамках которой проводится комплекс мероприятий по обучению и информированию населения о необходимых мерах пожарной безопасности в осенне-зимний пожароопасный период.
К данной работе также привлечены органы местного самоуправления, полиции, социальной защиты населения, а также представители других заинтересованных служб и ведомств.
При этом основной акцент сделан на наиболее уязвимые слои населения, так называемую «группу риска» — неблагополучные многодетные семьи, одиноких престарелых граждан, инвалидов и лиц, склонных к злоупотреблению алкогольных напитков.
Предусмотрено осуществление противопожарной пропаганды с задействованием средств массовой информации (телевидения, радио, печатных изданий и т.д.) и распространением среди населения наглядных агитационных материалов на противопожарную тематику.
Также информирование населения о мерах пожарной безопасности организовано в местах максимально возможного потока людей (железнодорожные станции, остановки общественного транспорта, торговые центры (магазины, рынки), почтовые отделения).
- Какие риски, связанные с пожарами и другими чрезвычайными ситуациями, возникают с наступлением осенне-зимнего периода?
- За осенне-зимний пожароопасный период 2016-2017 гг. на территории Нижегородской области произошел 1461 пожар. В сравнении с аналогичным периодом 2015-2016 гг. наблюдается рост на 1,5 % или на 21 пожар.
Также зарегистрирован рост травматизма в сравнении с аналогичным периодом 2015-2016 гг. на 8 % или на 10 случаев (со 123 до 133 случаев).
С положительной стороны хотелось бы отметить, что за прошедший осенне-зимний период зарегистрировано снижение погибших людей на пожарах на 2,5 % или на четыре че-ловека (со 146 до 142 человек).
Материальный ущерб от пожаров составил более 149 млн руб.
Наибольшее количество пожаров по-прежнему приходится на жилой сектор — 1126 случаев или 77 % от общего числа, в том числе 624 пожара произошли в жилых домах, 502 — в надворных, хозяйственных строениях.
Наибольшее количество погибших людей на пожарах зарегистрировано в жилом секторе — 130 (91,5%) человек.
Традиционно в данный период времени основное количество пожаров происходит по электротехническим причинам, и по причинам, связанным с неправильным устройством или эксплуатацией теплогенерирующих устройств печей и дымоходов.
С наступлением холодов население начинает активно использовать бытовые электронагревательные приборы, топить печи и камины, как правило забывая о соблюдении элементарных требований пожарной безопасности.
Все мы с вами знаем, что пожар легче предотвратить, чем потом ликвидировать. Поэтому со своей стороны мы рекомендуем гражданам, независимо от нахождения их на рабочем месте либо по месту проживания не забывать о мерах пожарной безопасности.
Кроме того, очень эффективным способом защитить свою жизнь от пожара сегодня является установка в жилых помещениях автономных пожарных извещателей. Это недорогостоящий компактный прибор, который крепится под потолком комнаты и не требует кроме периодической (примерно один раз в год) замены батарейки больше никаких затрат. В случае задымления извещатель подаст звуковой сигнал и привлечет внимание, а ночью своевременно разбудит.
На территории нашего региона уже имеются положительные примеры применения данного устройства.
При эксплуатации печей: При эксплуатации обогревательных электроприборов: |
- На что необходимо обратить внимание руководителям предприятий и организаций в преддверии ОЗП и при наступлении холодов?
- В целях обеспечения пожарной безопасности предприятий и организаций в осенне-зимний пожароопасный период 2017-2018 гг. Главное управление МЧС России по Нижегородской области рекомендует руководителям:
- обеспечить качественное обучение ответственных должностных лиц и работников пожароопасных профессий мерам пожарной безопасности в строгом соответствии с требованиями Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных Приказом МЧС России от 12.12.2007 г. № 645. Разработать (скорректировать) программы вводного и первичного противопожарного инструктажей, программы пожарно-технического минимума. Провести дополнительные практические тренировки по отработке действий работников на случай возникновения пожара;
- произвести ревизию электрооборудования и осветительной электросети. Исключить применение электронагревательных приборов, не имеющих устройств тепловой защиты, а также при отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных конструкцией. Не оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также другие бытовые электроприборы, в том числе находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя;
- проверить противопожарное состояние котельных, особое внимание обратить на соответствие требованиям норм электротехнического и газового оборудования, складов топлива, технологической и пожарной автоматики, средств пожаротушения;
- принять меры к обеспечению исправного состояния автоматических систем пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, пожаротушения, систем противодымной защиты, обеспечить их техническое обслуживание в строгом соответствии с технической документацией заводов изготовителей;
- проверить на водоотдачу и обеспечить исправность внутреннего противопожарного водопровода, укомплектованность пожарных кранов рукавами и стволами;
- проверить состояние, сроки эксплуатации и достаточность первичных средств пожаротушения согласно нормам положенного™, организовать их обслуживание и обеспечить наличие в необходимом количестве;
- обеспечить объекты водой для целей наружного пожаротушения, особое внимание уделить состоянию пожарных гидрантов на сети наружного противопожарного водопровода, наличию приспособлений на водонапорных башнях для забора воды пожарными автомобилями, оборудованию пирсами (площадками) подъездами с покрытием, обеспечивающим проезд пожарной техники при любых погодных условиях;
- особое внимание уделить оборудованию площадок (пирсов) для установки пожарных автомобилей у имеющихся на территории или вблизи организаций (в радиу-се 200 м) естественных и искусственных водоемов, проверить исправность пожарных гидрантов на наружном противопожарном водопроводе, оборудовать их указателями. Обеспечить возможность забора воды в зимний период;
- произвести проверку готовности имеющейся водоподающей техники (пожарных автомобилей, мотопомп и т.д.) с организацией круглосуточного дежурства при ней. Принять меры по обеспечению пожарных депо (боксов) телефонной или радиосвязью;
- обеспечить утепление вводов хозяйственно-питьевого водопровода, а также узлов управления систем автоматической противопожарной защиты;
- запретить отогревание замерзших труб различных систем паяльными лампами и любыми другими способами с применением открытого огня;
- не допускать эксплуатацию неисправного технологического оборудования, а также нарушений технологического процесса;
- обеспечить свободные проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, складам, водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, наружным пожарным лестницам, а также очистку их от снега и льда в зимний период;
- обеспечить круглосуточную охрану подведомственных объектов;
- организовать проведение работ по очистке от горючих отходов (мусора, тары, опавших листьев, сухой травянистой растительности) территорий предприятий, определить порядок их вывоза;
- установить запрет и не допускать разведение костров и сжигание твердых бытовых отходов, мусора, травы на территориях учреждений (порядок выжигания сухой травянистой растительности определен пунктами 72.1. и 72.2. Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390);
- обеспечить устройство защитных противопожарных полос, обновить опашку подведомственных объектов, граничащих с лесными массивами, с учетом Постановления Правительства РФ от 18.08.2016 г. № 807 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу обеспечения пожарной безопасности территорий»;
- действующие объекты промпредприятий обеспечить телефонной связью;
- не загромождать противопожарные разрывы между зданиями и сооружениями складированием материалов, оборудованием, тарой, транспортом;
- в местах ремонта и обслуживания автотранспортной техники для использованного обтирочного материала предусмотреть металлические ящики с плотно закрывающими крышками;
- в помещениях для хранения автотранспорта запрещается:
а) подогрев двигателей открытым огнем (костры, факелы, паяльные лампы), а также пользоваться открытыми источниками огня для освещения во время техосмотров, проведения ремонтных и других работ;
б) оставлять в автомобиле промасленные обтирочные материалы и спецодежду по окончании работы;
в) оставлять автомобиль с включенным зажиганием;
г) поручать техническое обслуживание и управление автомобилем людям, не имеющим соответствующей квалификации;
- заправку горючим автотранспортной техники производить только на специализированных АЗС;
- для помещений хранения (стоянки) транспорта в количестве более 25 единиц осуществлять разработку плана расстановки транспортных средств с описанием очередности и порядка их эвакуации при пожаре, а также оснащение указанных помещений и площадок открытого хранения транспортных средств буксирными тросами и штангами из расчета один трос (штанга) на 10 единиц техники;
- допускать курение только в специально отведенных для этого местах;
- со всеми категориями рабочих и служащих организовать занятия по обучению мерам пожарной безопасности, действию в случае возникновения пожара и обращению с первичными средствами пожаротушения;
- организовать работу добровольной пожарной дружины, приказом определить место сбора, порядок оповещения всех членов пожарной дружины, их обязанности по действиям в случае возникновения пожара с проведением практической тренировки.