Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

декабрь 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Шадриков Александр Валерьевич, министр экологии и природных ресурсов

В 2024 году завершаются федеральные проекты «Оздоровление Волги», «Сохранение уникальных водных объектов» национального проекта «Экология». В Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Татарстан рассказали об итогах реализации нацпроекта в регионе и обозначили планы на перспективу.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ

Сфера нефтепереработки имеет самое непосредственное отношение как к нефтяной, так и к химической промышленности. Но по давней традиции свой профессиональный праздник нефтепереработчики отмечают в конце мая, в День химика. 

Статья находится в свободном доступе благодаря «АО «ТАИФ-НК»

В Письме Минприроды России от 06.03.2024 № 25-47/9317 дано еще одно разъяснение о выполнении нормативов утилизации в отношении товаров, упаковки, первичная реализация которых на территории Российской Федерации осуществлена с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал «ПЭБОТ»

Свежий номер

№ 05 (205), июнь, 2024
В номере:

Теги

Концепция технологического развития России: инновационный рост и технологический суверенитет

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

Прежняя модель воспроизводства технологических инноваций – с опорой на машиностроительный импорт и импорт технологий – перестала быть актуальной.  К 2030 году Россия должна обладать собственной научной, кадровой и технологической базой критических и сквозных технологий. В стране будут созданы условия для высокоинтенсивной инновационной активности корпораций и предпринимателей, которые будут работать в комфортной регуляторной среде. 
Планируется, что к 2030 году национальная экономика должна обеспечивать производство высокотехнологичной продукции – чипов и другой микроэлектроники, высокоточных станков и робототехники, авиакосмической техники, беспилотников, лекарств и медицинского оборудования, телекоммуникационной техники и программного обеспечения. Доля таких отечественных товаров в общем объеме потребления должна составить не менее 75 %.
Для обеспечения технологического суверенитета необходимо добиться роста внутренних затрат на исследования и разработки не менее чем на 45 %. Для перехода к инновационно ориентированному экономическому росту уровень инновационной активности в промышленности и других областях должен увеличиться в 2,3 раза, а затраты на эти цели — в 1,5 раза. Объем инновационных товаров, работ и услуг должен возрасти в 1,9 раза, а число патентных заявок — в 2,4 раза. Для устойчивого функционирования и развития производственных систем надо, чтобы число предприятий обрабатывающей промышленности, использующих технологические инновации, увеличилось в 1,6 раза.
Концепция является основой для разработки (корректировки) и реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, региональных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, схем территориального планирования Российской Федерации, а также плановых и программно-целевых документов государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием.

Вызовы текущего десятилетия

Технологическое развитие России в среднесрочной перспективе будет находиться под воздействием, с одной стороны, ряда внешних и внутренних угроз технологического отставания и деградации российской экономики, с другой — открывающихся новых возможностей ускорения ее инновационно ориентированного роста.
В Концепции выделены ключевые угрозы для технологического развития Российской Федерации в период с 2023 по 2030 годы.
Первой угрозой является недостаточная способность национальной экономики адаптироваться к глобальным трендам, имеющим системный характер, что приводит к структурным деформациям экономики и повышает социальную напряженность:
- резкое ускорение процесса создания и распространения качественно новых технологий, в том числе цифровых, радикально меняющих рынки и производственные системы;
- усложнение технологий, особенно в области микроэлектроники, вычислений, новых материалов, системотехники, требующее развития соответствующих компетенций и глубокой кооперации исследований;
- влияние на глобальную экономику климатических изменений, стимулирующих распространение энергосберегающих и «зеленых» технологий, а также ограничительные меры на импорт и потребление углеводородов и сырьевых товаров;
- системные нарушения баланса спроса и предложения на ряде глобальных товарных рынков, включая рынки энергоносителей, металлов, удобрений, продовольствия;
- формирование в наиболее развитых странах новых стандартов уровня и качества жизни, в том числе в сфере здравоохранения, образования, жилья и безопасности.
Вторая угроза — отставание от наиболее развитых стран в темпах инновационно ориентированного экономического роста, что обусловлено низкой мотивацией разработчиков технологических решений к созданию соответствующих производств в силу слабой защищенности технологических предпринимателей, недостатка финансовых ресурсов и относительно небольшой емкости внутреннего рынка высокотехнологичной продукции, а также компаний и корпораций — к исследованиям и технологическим инновациям, прежде всего в силу низкой конкуренции и возможности покупки готовых технологических решений за рубежом (до применения санкций).
Третья угроза — отток талантов и высококвалифицированных кадров за рубеж, уменьшающий возможности научного и технологического развития страны, конкурентоспособность российской экономики.
Четвертая угроза — нарушение функционирования производственных систем (разрыв производственных цепочек) под воздействием санкционных ограничений в области технологий.

Цели и их достижение

Исходя из анализа угроз и возможностей в сфере технологического развития формулируются цели, задачи и механизмы их решения.
Ключевым ответом на происходящие системные изменения является применение новых, прежде всего сквозных технологий, в том числе искусственного интеллекта. Применение сквозных технологий позволяет существенно увеличить скорость адаптации отечественных компаний и корпораций и российской экономики в целом к глобальным трендам, повысить энергетическую эффективность, справиться с возникающим дефицитом ресурсов, что, в свою очередь, создает возможность развивать сквозные технологии, производить инновационную продукцию на их основе.
К концу второго десятилетия XXI века Российская Федерация должна обладать:
- собственной научной, кадровой и технологической базой критических и сквозных технологий;
- компаниями, корпорациями и предпринимателями, проявляющими высокоинтенсивную инновационную активность, опирающуюся на комфортную регуляторную среду;
- устойчивой быстроразвивающейся производственной базой национальной экономики, обеспечивающей производство необходимой номенклатуры высокотехнологичной продукции.
В Концепции сформулированы три взаимосвязанные цели достижения технологического суверенитета – обеспечение национального контроля над воспроизводством критических и сквозных технологий на основе собственных линий разработки, переход к инновационно активному росту экономики и обеспечение устойчивого развития производственных систем. Достижение каждой из этих целей является необходимым условием для достижения остальных целей.
У каждой из целей есть индикаторы, позволяющие судить о ее достижении. По каждой цели также определены основные механизмы ее достижения. 

Первая цель

Первая цель — обеспечение национального контроля над воспроизводством критических и сквозных технологий (технологический суверенитет).
Критические технологии обеспечивают сегодняшнее решение важнейших производственных задач по созданию системно значимых видов высокотехнологичной продукции. К ним, в частности, относятся отраслевые технологии — технологии в области микроэлектроники, станкостроения, биоинженерии, обработки материалов и другие.
Сквозные технологии — перспективные технологии межотраслевого значения, определяющие будущий облик экономики и отдельных отраслей в среднесрочной перспективе. К ним относятся технологии искусственного интеллекта, новых материалов, квантовых вычислений и коммуникаций, накопления энергии, систем связи, космических систем.
Показателями достижения этой цели к 2030 году являются:
- достигнутый уровень технологического суверенитета по видам продукции;
- достигнутый уровень развития критических и сквозных технологий (в соответствии с установленным перечнем);
- снижение коэффициента технологической зависимости в 2,5 раза;
- рост внутренних затрат на исследования и разработки (в сопоставимых ценах) не менее чем на 45 %.
Механизм реализации цели «Обеспечение национального контроля над воспроизводством критических и сквозных технологий» определен Концепцией так — технологический суверенитет, преимущественно обеспеченный собственными линиями разработки технологий и реализацией проектов в приоритетных отраслях экономики, достигается при выполнении двух условий:
- в области критических технологий — установление и поддержание технологического паритета со странами-лидерами;
- в области сквозных технологий — достижение технологического лидерства за счет создания научно-технологических заделов и потенциала их коммерциализации.
Перечни критических технологий и сквозных технологий определяют сквозные технологические приоритеты для деятельности субъектов технологического развития и всех форм государственной поддержки.

Вторая цель

Вторая цель — переход к инновационно ориентированному экономическому росту, усиление роли технологий как фактора развития экономики и социальной сферы.
Показателями достижения этой цели к 2030 году являются:
- рост уровня инновационной активности организаций в 2,3 раза;
- рост затрат на инновационную деятельность (в сопоставимых ценах) в 1,5 раза;
- рост объема инновационных товаров, работ, услуг (в сопоставимых ценах) в 1,9 раза;
- рост числа патентных заявок в 2,4 раза;
- увеличение числа зарегистрированных крупных технологических компаний в 5 раз, в том числе малых — в 2,3 раза;
- увеличение темпа роста частных инвестиций в малые технологические компании — в 3 раза.
Механизм реализации цели определен Концепцией следующим образом — для усиления роли технологий как фактора развития экономической и социальной сфер и повышения уровня инновационной активности в Российской Федерации потребуется:
- устранение регуляторных барьеров для технологических инноваций и рынка интеллектуальной собственности, включая правовую защиту разработчиков, предпринимателей и инвесторов;
- стимулирование расширения рынков отечественной инновационной продукции (спроса и предложения);
- создание условий для роста малых технологических компаний, существенными барьерами для которых являются неразвитость венчурного рынка, низкая доступность финансирования технологических компаний, а также проблемы выхода технологических компаний на отечественный и внешние рынки.

Третья цель

Третья цель — технологическое обеспечение устойчивого функционирования и развития производственных систем.
Предусмотренный для реализации национальных целей развития Российской Федерации экономический рост к 2030 году не менее чем на 20 % требует:
- восстановления производственно-технологических цепочек за счет углубления локализации их основных элементов;
- проведения технологической модернизации производственной системы экономики, в том числе на основе внедрения наилучших доступных технологий для обеспечения ее глобальной конкурентоспособности.
Показателями достижения этой цели к 2030 году являются:
- рост несырьевого неэнергетического экспорта (в сопоставимых ценах) в 1,5 раза;
- увеличение доли организаций обрабатывающей промышленности, осуществляющих технологические инновации, в 1,6 раза;
- увеличение доли высокотехнологичной промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, в общем объеме потребления такой продукции до 75 процентов;
- достижение удельного веса товаров, произведенных с использованием наилучших доступных технологий, — до 100 процентов (на промышленных объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, отнесенных к I категории).
 Реализация цели — сохранение устойчивого функционирования и развития производственных систем в среднесрочной (2023 - 2030 годы) перспективе будет обеспечиваться с помощью следующих механизмов:
- внедрение наилучших доступных технологий и повышение ресурсной эффективности предприятий;
- реализация крупнейших проектов по производству отдельных видов высокотехнологичной продукции (мегапроектов) с использованием собственных линий разработки технологий;
- импортозамещение широкой номенклатуры продукции и комплектующих изделий.
Внедрение наилучших доступных технологий направлено на технологическую модернизацию промышленности и других отраслей реального сектора экономики в целях повышения ресурсной эффективности и снижения негативного воздействия на окружающую среду. К концу 2024 года промышленные объекты, оказывающие наибольшее негативное воздействие на окружающую среду, должны соответствовать наилучшим доступным технологиям либо на них должна быть начата необходимая для этого модернизация.
Это будет обеспечено за счет реализации следующих мероприятий:
- актуализация справочников наилучших доступных технологий с учетом необходимости внедрения отечественных технологий и использования отечественной высокотехнологичной продукции, соответствующих лучшим мировым практикам;
- установление льготных налоговых режимов для отечественных предприятий, внедряющих наилучшие доступные технологии, в том числе путем введения повышающих коэффициентов ускоренной амортизации оборудования и применения специальных инвестиционных контрактов;
- создание благоприятных условий для привлечения долгосрочного заемного финансирования в проекты модернизации предприятий с применением наилучших доступных технологий;
- установление требований к ресурсо- и энергоэффективности предприятий при заключении специальных инвестиционных контрактов, предоставлении субсидий и иных мер государственной финансовой поддержки предприятий и отдельных проектов.

Системный подход к реализации

Достижение всех трех целей технологического развития требует комплексного, системного подхода к организации инновационного цикла. Концентрация усилий лишь на его отдельных этапах — исследованиях и разработках, организации опытных производств и создании образцов продукции, выходе в серийное производство — создает бреши, а значит, и риски в целостной системе обеспечения технологического развития страны. В связи с этим необходимо создание условий для реализации отечественных проектов полного инновационного цикла на основе собственных линий разработки технологий.
Комплексный подход к организации полного инновационного цикла будет осуществляться путем развертывания и поддержки приоритетных проектов технологического суверенитета в ключевых отраслях экономики. 
Федеральным органам исполнительной власти поручено руководствоваться положениями Концепции при разработке и реализации отраслевых документов стратегического планирования, государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации и иных документов стратегического планирования. План первоочередных мероприятий по реализации Концепции поручено разработать Минэкономразвития России совместно с Минобрнауки России. 

Все статьи рубрики